Михаил ЯЛБАЧЕВ, исполнительный директор АО "KTZ Express", капитан дальнего плавания, "Казахстанская правда", 2 апреля
В январе нынешнего года в свой первый рейс отправился теплоход "Бекет Ата" – первенец сухогрузного казахстанского флота, зарегистрированный в международном судовом реестре Республики Казахстан под №1. Вслед за ним вышло в плавание второе сухогрузное судно под флагом Казахстана с названием "Туркестан" на борту. Получившие свои имена по предложению Президента Нурсултана Назарбаева, озвученному в ходе телемоста 20 декабря 2013 года, посвященного Дню индустриализации, "Бекет Ата" и "Туркестан" отправились бороздить морские просторы Каспия, прославляя известные казахстанские бренды. Первое судно было названо именем казахского святого и великого учителя. Другое, продолжая давнюю морскую традицию наречения судов именами святых людей и святых мест, получило свое название в честь древнего города, бывшего столицей Казахского ханства и рукотворной жемчужины на Великом шелковом пути. В древние времена, отправляясь в дальние путешествия на поиски новых и неизведанных земель, мореплаватели просили защиты и покровительства у святых, называя их именами свои корабли. Считалось, что если дать судну имя в честь святыни или священного места, высшие силы будут хранить его в долгих и опасных походах. С верой в небесное покровительство совершались великие географические открытия и одерживались победы в битвах. При этом название, данное судну, не только определяло его характер, но отражало культуру и самобытность того государства, которому оно принадлежало. В эпоху великих географических открытий на поиски новых земель отправлялись "Святой Габриэль" и "Святой Рафаэль" из экспедиции Васко да Гамы, а также "Святой Кристобаль" и "Святой Дух" под командой Валенса де Мендосы. Флагманским кораблем в составе эскадры Колумба, достигшей в 1492 году берегов Америки, была "Святая Мария". А в 1519-м стартовало кругосветное путешествие Фернана Магеллана, собравшее под испанским флагом среди прочих суда "Святой Антонио" и "Тринидад" ("Троица"). Именами святых корабли назывались и позже. Например, лайнер, на котором тысяча беженцев пыталась перебраться из гитлеровской Германии в Новый Свет, носил название "Святой Луи". Морская история России начиналась в конце XVII века с ботика, построенного для боевитых юношеских утех будущего императора Петра Первого, и кораблей Азовского флота. Из первых пяти судов, сошедших с верфей, четыре носили имена святых. И не просто святых, а апостолов: Павла, Петра, Марка и Матфея. Придерживались традиций и строители галиотов "Три Святителя", "Святой Михаил" и "Святой Симеон Богоприимец", вошедших в состав флотилии Шелихова, перевозившей первых поселенцев на Аляску. Давняя традиция до сих пор жива в российском флоте. В 2006 году на воду были спущены военные корабли "Ослябя" и "Пересвет", названные в честь канонизированных воинов-монахов, героев Куликовской битвы. А в 2013 году Тихоокеанский флот получил в свое распоряжение атомную подводную лодку "Александр Невский", название которой связано с именем святого древнерусского князя. Обычай называть суда именами святых или священных мест существует не только в христианском, но и в исламском мире. Так, один из крупнейших морских перевозчиков UNITES ARAB SHIPPING COMPANY владеет судами, названными в честь известного мусульманского теолога, историка и поэта Ибн Хазма (IBN HAZM), филолога и создателя первого арабского словаря Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди (AL FARAHIDI), современника Пророка и проповедника, обратившего в ислам десятки тысяч людей, Малика аль-Аштара (MALIK AL ASHTAR). По названию направления, в котором должен молиться правоверный мусульманин, свое название получил современный крупный контейнеровоз AL QIBLA. Казахстан является молодой морской державой. История торгового флота насчитывает 15 лет, прошедших с тех пор, когда была создана первая национальная судоходная компания. Но, несмотря на молодость, казахстанский флот растет, объемы перевозок увеличиваются, модернизируется порт Актау, набираются опыта и знаний на судах будущие казахстанские капитаны. К 2020 году Национальная компания "Қазақстан темір жолы", с которой небезосновательно связываются надежды на значительный вклад в экономический рост республики, планирует увеличить свой флот до 20 единиц. И если у нас пока нет своих великих мореплавателей, чьи имена могли бы быть выведены на бортах судов, то названий священных мест и имен святых людей хватит не на один десяток кораблей. В связи с этим хочется процитировать Лидера нации, который после наречения судов "Бекет Ата" и "Туркестан" произнес простые, но глубокие по смыслу слова: "Аруақтар қолдап жүрсін бәрімізді" – "Пусть всех нас хранят святые предки". |