government.kz, 22 мая
Казахстан вопросам регионального сотрудничества уделяет большое внимание. В условиях развития современных международных процессов, республика заинтересована в интеграции отечественной экономики в глобальную и региональную системы. Государства Центральной Азии, могли бы сформировать диалоговую площадку для обсуждения актуальных вопросов глобальной и региональной политики и экономики, а уже затем продвигаться в направлении региональной экономической кооперации. Тимур Жаксылыков отметил, что опыт показывает, как совместная кооперация приносит больше позитивных результатов, чем негативных. В настоящее время основной объем мировой торговли сконцентрирован преимущественно в развивающейся Азии и развитой Европе (около 70% мирового экспорта). На развитые и развивающиеся экономики Америки приходится в общей сложности 17%, доля переходных экономик составляет 4,4%. Однако, динамику мировой торговли и мирового экспорта определяют региональные союзы Азии и постсоветской Евразии, доля которых в мировом экспорте с 2000 г. растет, в то время как доля региональных союзов Америки и Европы падает, – сказал в своем выступлении вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Тимур Жаксылыков на круглом столе по обсуждению вопросов регионального экономического сотрудничества, который проходит в рамках Астанинского экономического форума. В разрезе основных региональных союзов, положительная динамика роста доли импорта и экспорта в мировой торговле наблюдается: в Азии – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (SAARC), Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение(APTA), в Южной Америке – Южно-Американский общий рынок (MERCOSUR), в Евразии – CНГ (CIS). В Северной Америке и Европе происходит снижение доли основных региональных союзов в мировом импорте и экспорте. В Северной Америке – Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), а Европе – Европейский союз (EU) и Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA). Казахстан на протяжении двух десятилетий создает основы новой успешной экономики. И в этом направлении имеются определенные достижения, -отметил Тимур Жаксылыков. По итогам 2013 года рост экономики Казахстана составил 6%, объем инвестиций увеличился на 6,5%, рост промышленного производства составил – 2,3%, объемы строительства – на 3%, валовый выпуск продукции сельского хозяйства – на 11,6%. По оценкам международных экспертов, наша республика входит в число наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран мира. К концу 2013 года общий объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Казахстан достиг 178 млрд. долларов США. Крупные инвестиции осуществляются из Нидерландов, Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, России, Китая, Канады, Швейцарии, Японии и других стран. Основными торговыми партнерами Республики Казахстан являются страны-члены ЕС (41,7% от общего объема товарооборота Казахстана),Россия (18,9%), Китай (16,9%), США (2,2%) и Швейцария (4,1%). Приоритетной задачей для Правительства является обеспечение устойчивого экономического роста путем диверсификации национальной экономики, снижение зависимости экономического роста от колебания мировых цен на экспорт сырья и создания благоприятных условий для производства добавленной стоимости товаров и услуг. С целью диверсификации экономики в Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы с основным направлением на развитие не сырьевых отраслей экономики, включая машиностроение, переработка сельскохозяйственной продукции, нефтехимия, туризм и транспорт услуг. В настоящее время в Казахстане разрабатывается следующий этап реализации программы индустриализации, в которой особый акцент будет сделан на диверсификацию базовых отраслей экономики, развитие кластеров, а также трансферт технологий и инноваций. Тимур Жаксылыков в своем выступлении остановился на главных мерах, предпринятыми Правительством для улучшения бизнес-климата в стране, которые способствуют интеграции Казахстана в мировую экономику. • Во-первых, Закон об инвестициях придерживается принципов национального режима и недискриминации и создает равные условия для отечественных и иностранных инвестиций. Но мы продолжаем работу по улучшению инвестиционной привлекательности, так, разрабатывается Закон предусматривающий новый пакет преференций для инвесторов: -кардинальный пересмотр условий заключения инвестиционных соглашений с инвесторами; – освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога на 10 лет; – стабильность законодательства и прогнозируемость тарифов; – упрощение въезда иностранной рабочей силы для инвесторов реализующих проекты в приоритетных секторах экономики, а также упрощение визового режима; – внедрение принципа "одного окна" для инвесторов; – создание института "инвестиционного омбудсмена". • Во-вторых, налоговая политика направлена на реализацию двух основных целей: (1) упрощение административных процедур по налоговым платежам; (2) снижение налоговой нагрузки на бизнес. Например, налог на прибыль снижен с 30 до 20%, а налог на добавленную стоимость снижена до 12%. В результате, Казахстан имеет самый низкий уровень налогообложения в странах Таможенного союза. • В-третьих, правительство ежегодно предпринимает меры, направленные на упрощение разрешительных и регистрационных процедур, а также снижение административных барьеров для бизнеса. Мы существенно сократили лицензируемые виды деятельности. Регистрация юридических лиц может осуществляться через Интернет, регистрационный период сокращен с 7 до 1 дня, количество регистрационных документов было уменьшено. Срок регистрации субъектов частного предпринимательства сокращен до 1 рабочего дня (ранее срок составлял от 3 до 7 рабочих дней). Исключена также возможность отказа в государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, Реализована возможность электронной регистрации субъектов среднего и крупного предпринимательства. Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора "Западная Европа – Западный Китай". Казахстан, расположенный в центре Евроазиатского континента, последовательно осуществляет формирование и развитие современной транспортной инфраструктуры, в частности, автомобильных магистралей международного значения. Идет активный процесс интеграции в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог с выходом на большинство государств Евроазиатского континента, крупнейшие транспортные узлы и терминалы. В этой связи трансконтинентальный автодорожный коридор "Западная Европа – Западный Китай" является главным проектом отрасли начала этого столетия. В его развитии заинтересованы главные торговые партнеры Казахстана. В настоящее время подписаны межправительственные меморандумы с Россией, Китаем и Европейским Союзом. Строительство осуществляется за счет займов ведущих мировых финансовых институтов. Всемирный банк (МБРР) выделяет средства на сумму 2 млрд. 125 млн. долл. Это крупнейший займ в истории банка, выданный какой-либо стране мира. С учетом займов Азиатского, Европейского и Исламского банков развития, общая сумма заемных средств по проекту составит 3,5 млрд. долл., – сказал вице-министр экономики Тимур Жаксылков. Также он отметил, что выделение значительных средств на выгодных условиях сроком до 25 лет свидетельствует о высочайшем уровне доверия мировых финансовых институтов казахстанской экономике. Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км по территории Российской Федерации, 2 787 км – Республики Казахстан, 3 425 км – Китайской Народной Республики. Для Казахстана как государства, находящего в сердце Евразийского континента жизненно важным является участие в интеграционных процессах. Формирование рынка размером порядка 170 млн. человек с общим объемом валового внутреннего продукта в размере 1,6 трлн. долларов США, увеличение взаимных инвестиций и создание совместных предприятий является основной целью создания Таможенного союза. В нынешнем году исполняется 20 лет со дня выдвижения Президентом Н.Назарбаевым идеи создания Евразийского экономического союза. Символично, что именно в этом году предполагается подписать соглашения между Казахстаном, Россией и Беларусью о Евразийском экономическом союзе. Ряд других государств также высказались за присоединение к этому процессу. Евразийский экономический союз – это общий рынок. Он будет принципиально новым объединением ХХI века, работающим на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов всех его участников. Основным принципом будущего Евразийского экономического союза является приверженность нормам и правилам международной торговли, требованиям ВТО. Кроме того, Евразийский экономический союз – это международная экономическая организация, создаваемая исключительно на базе интересов государств-участников по экономическому сотрудничеству. В этой связи, предлагаю нам с вами приступить к поиску путей развития совместного экономического сотрудничества центральноазиатских стран и государств Таможенного союза и ЕЭП. Стоит отметить, что факты свидетельствуют о значительном потенциале развития таких отношений. В частности, с момента создания Таможенного союза объемы прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана увеличились на 88% до 3,4 млрд. долл. в 2012 году. При этом для сравнения, общие объемы прямых иностранных инвестиций за последние три года выросли на 34% до 28,3 млрд. долл. То есть являются очевидными возможности интеграционного взаимодействия с учетом расширения рынков сбыта продукции, устранения барьеров. Казахстан имеет общую границу с Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Узбекистаном. С 1997 года Казахстан участвует в Программе Центрально- азиатского регионального экономического сотрудничества – ЦАРЭС. Регион ЦАРЭС расположен в самом центре быстро растущего и интегрирующегося Евразийского континента. Страны ЦАРЭС осуществляют совместную работу с целью улучшения транспортной инфраструктуры региона и сокращения издержек ведения торговли во всем регионе. Начиная с 2001 года, в сектора транспорта, торговли и энергетики инвестировано $6,96 миллиарда. В настоящее время в Казахстане осуществляется 15 проектов ЦАРЭС. В условиях международной глобализации бизнеса Казахстану необходимо активно интегрироваться в мировую экономическую систему. Углубление сотрудничества наших производителей с зарубежными контрпартнерами в рамках действующих интеграционных объединений и создание новых зон свободной торговли между Республикой Казахстан с другими странами дает дополнительные возможности для выхода отечественной продукции на экспорт. Способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом других стран предусматриваемая в рамках свободной торговли отмена импортных пошлин и эквивалентных им мер и снижение нетарифных барьеров во взаимной торговле. В настоящее время между Казахстаном и другими странами СНГ, действует режим свободной торговли.
Справочно: В 2011 году в рамках развития зоны свободной торговли странами СНГ был подписан новый многосторонний Договор о зоне свободной торговли, который охватывает более полный спектр вопросов, затрагивающих взаимоотношения стран, участвующих в преференциальной торговле. Этот договор направлен на завершение процесса введения полномасштабного режима свободной торговли он максимально соответствует нормам ВТО. Развивается сотрудничество с рядом стран дальнего зарубежья, с которыми ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли. Сегодня страны Таможенного союза (Беларусь, Россия и Казахстан) – ведут переговоры по формированию зоны свободной торговли с Новой Зеландией и со странами Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ), к которым относятся Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, Вьетнам. Тимур Жаксылыков рассказал, что создание зон свободной торговли со станами ЕАСТ позволяют усилить конкурентные преимущества Казахстана и дают возможность углубить сотрудничество между отечественными и европейскими предпринимателями в сфере фармацевтики, промышленного инжиниринга, а также будет способствовать трансферту технологий. Также начата совместная работа по изучению экономического потенциала от либерализации взаимной торговли между Таможенным союзом с Израиль и Индией. Проводится анализ по созданию зоны свободной торговли с другими странами. В целом мы планируем развивать сотрудничество в рамках подписания соглашений о зоне свободной торговли и в дальнейшем. Казахстан – единственная страна в Центральной Азии, которая вышла на качественно новый этап диалога с ЕС. По итогам договоренностей на высшем политическом уровне, в июне 2011 г. в ходе 12-го заседания Совета сотрудничества РК-ЕС был дан официальный старт переговорам по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС. Наши страны нацелены увеличить охват и глубину нового Соглашения, включить в него дополнительные сферы сотрудничества. Особое внимание представляет обновление и модернизация торгово-инвестиционного и экономического разделов нового Соглашения с учетом перспективы присоединения Казахстана к ВТО и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства. Мы разделяем стремление ЕС создать новую и сильную правовую базу для углубления сотрудничества в условиях глобальной конкуренции и с учетом экономических и геополитических интересов Сторон. Также в рамках участия Казахстана в международных интеграционных процессах важной задачей является и присоединение к Всемирной торговой организации. Казахстан заинтересован в скорейшем завершении переговорного процесса по вступлению в ВТО. Т. Жаксылыков отметил, что процессы евразийской интеграции и вступление Казахстана в ВТО являются взаимодополняемыми процессами, способствующими расширить возможности сотрудничества стран мира с Казахстаном. В заключение своего Доклада вице-министр экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Тимур Жасылыков отметил еще один из ключевых проектов Казахстана – это проведение международной выставки EXPO-2017 в Астане, инициатива организации такого масштабного мероприятия в столице нашей страны принадлежит Главе государства. Тема ЕХРО-2017 – "Энергия Будущего" – позволит привлечь лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования существующих альтернативных энергоисточников, таких как энергия солнца, ветра, морских, океанических и термальных вод. Астана может стать эффективной площадкой для демонстрации лучших мировых разработок и трендов в этой отрасли. Выставка придаст также мощный импульс для системной диверсификации экономики и технологической модернизации производственных мощностей и научной базы страны. Проведение такого масштабного мероприятия придаст новый серьезный импульс развитию малого и среднего бизнеса. Выставка позволит привлечь значительные частные инвестиции в строительство выставочных объектов и инфраструктуры нашей молодой столицы Казахстана. В этой связи предлагаю компаниям участвовать с строительстве объектов выставки ЕХРО-2017, -резюмировал свое выступлении вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Тимур Жаксылыков на круглом столе по обсуждению вопросов регионального экономического сотрудничества, который проходит в рамках Астанинского экономического форума. |