Азамат Ибраев
Строительство торговых центров на просторах нашей родины приобрело такой размах, что впору говорить о новой "индустриализации". Все приметы "рывка" в наличии: господдержка объектов, бешеные темпы строительства, даже создание рабочих мест, а также гигантские прибыли и рождение отрасли. Только в отличие от 30-х годов при помощи государства строятся не заводы и фабрики – огромные, роскошные "храмы торговли", где отечественному производителю уготована роль затюканной падчерицы. И пока народ тоннами скупает иностранную продукцию, наши местные крестьяне бросают поля, сады и забивают скот. Эра гипермаркетов подкралась незаметно. Еще лет десять назад далеко не каждый мог себе позволить зайти в тот же "Юбилейный": стеснялись бедности, как же я, в потрепанных джинсах, да в этот сияющий огнями, лопающийся от ассортимента незнакомых, непривычных товаров дворец? Ну и цены кусались, ибо в те года супермаркет был действительно объектом элитарным. Сегодня магазины старого типа безнадежно устарели – нет парковки, малы площади, отсутствуют дополнительные товары и услуги, вроде бутиков с одеждой, обменников, элементарных теплых и красивых туалетов, детских площадок, кинотеатров и т.д. и т.п. Многие "суперы", чьи владельцы не оценили вовремя масштаб и размах явления, превратились в старье буквально в день открытия, и теперь находятся либо на грани банкротства, либо уже за гранью. На казахстанские улицы стремительно ворвалась концепция магазина будущего, не просто места, где покупают курицу к обеду – настоящего праздника, волшебства, где вся семья может провести целый день, никуда не выходя и ни в чем не испытывая нужды. По сути, торговые центры в крупных городах изменили образ жизни казахстанцев, приблизив к вожделенной западной мечте. Хорошо одетые люди неспешно фланируют между нарядными бутиками, рассматривают красиво упакованные товары, лакомятся вкусностями в многочисленных кафе, потом идут в кино, дети играют на прекрасно оборудованных площадках, верный "железный конь" не в подворотне брошен, стоит на охраняемой парковке, никаких тебе пьяных разборок или бомжей, охрана бдит и вообще все отлично. Теперь каждый торговый центр стремится перещеголять коллег в роскоши интерьеров, в забористости менеджмента, в ход идут хитрые маркетинговые ходы – все для блага посетителей, для увеличения прибылей. В индустрии задействованы тысячи продавцов, администраторов, поваров, кассиров, охранников и толкателей тележек, что, опять же, вроде бы неплохо. И мы все чаще забываем о традиционных местах покупок, о дворовых магазинчиках и базарах. Зачем толкаться в грязи под открытым небом, когда можно прийти в чистый, наполненный ароматами ТЦ и застрять там на весь выходной? "Гиперы" и "суперы" давно сегментировались, есть "дворцы" для обладателей "лексусов", для среднего класса, для тех, кто охотится за акциями, чтобы купить подешевле. Сбытая мечта, торжество капитализма, где за свои деньги ты получаешь комфорт, сервис и ощущение потребительского счастья. Однако за фасадом "дворцов" притаилась неприглядная реальность, которую многие не замечают, а некоторые стараются не замечать. Для автора этих строк первый звоночек прозвенел несколько лет назад при выгуле иностранного гостя по алматинским просторам. Гость, выглядывая из окна машины, радостно вопрошал: "а это что за красивое здание, а это, а вон то?" После десятого ответа – "это гипермаркет", настроение заметно испортилось. В Алматы полно красивых, новых зданий, светящихся в ночи аки Тадж-Махал, но это не музеи, не заводы, не фабрики и не театры, даже не банки и не офисы компаний – это торговые центры. Символ проедания ресурсов, которых нет, символ претензий на роскошь, которая не по карману, тот самый "блеск и нищета куртизанки". За фасадом каждого ТЦ десятки аульных парней и девушек вкалывают за гроши, за 40-50 тысяч тенге в месяц, к слову, в западном гипере за ту же работу они получали бы не менее 1500-2000 евро и над ними реял бы профсоюз. За фасадом вытесненные на обочину местные производители, полки, ломящиеся от неоправданно дорогой иностранной продукции, и кое-что вовсе странное – государственные средства, вложенные не в фермы и крестьянские хозяйства, а в "храмы торговли". Феномен "гиперализации" наших городов обнажил беспощадную истину: за 24 года мы не только не создали аграрной и продовольственной промышленности, мы переделали заводы под ТЦ и облегченно вздохнули. Украсили свою абсурдную реальность, в которой трудно найти казахстанские яблоки и картошку, не говоря уж о трусах или чайниках, золотыми огнями, баннерами и снобизмом. Променяли настоящий рывок на показной, фальшивый блеск. Подчеркнем, что в самих гипермаркетах нет ничего особенно плохого, они действительно лучше оборудованы и более гигиеничны, нежели привычные барахолки и маленькие магазины, предлагают приемлемую форму досуга. Для родителей детей и подростков это особенно важно, поскольку в ТЦ им не грозит дворовая банда. И если бы государство вмешалось в процесс "гиперализации" не так, как оно это делало до сих пор, из феномена можно было бы извлечь значительную пользу. Однако на сегодня, приходя в "гипер", покупатель рискует вообще не встретить там продукцию местного производства, что губительно отражается на целых отраслях, и без того лежащих на боку. Простой пример: в нашем обычном "ТЦ выходного дня", как правило, есть три вида картошки. Заботливо, с полным вниманием к клиентам на витринах с корнеплодом развешены плакатики: дорогая, аккуратно упакованная, мытая картошка из Белоруссии около 600 тенге (за упаковку); похуже, немытая, но относительно крупная и не гнилая – из Узбекистана, по цене около 300 тенге: мелкая, сваленная кучей, подгнившая – из Киргизии, за 200 тенге. В сотое посещение ты задаешься вопросом: а что, картошки из Казахстана нет? Она перевелась как класс, сожрал колорадский жук, перестали выращивать, что вообще происходит? Ответить на этот вопрос не могут и лучшие экономисты. Несмотря на неоднократные распоряжения президента и бодрые рапорты Минсельхоза, отечественные продовольственные предприятия продолжают загибаться. Они не в состоянии нормально конкурировать ни с бойкими узбеками и киргизами, ни тем более, с белорусами, отгружающими продукцию, соответствующую мировым стандартам. Оно и понятно, в западный магазин картошку, привезенную нашими областными крестьянами, в принципе не примут – немытая, не упакованная, качество хромает. Наш крестьянин бьется один на один с налогами, неподъемной арендой, плохой погодой, длинными и отвратными дорогами, он не может покупать оборудование для производства и упаковки, порой даже семена, не может нанять работников. В животноводстве дела обстоят еще хуже, и тонна кормов стоит столько, что крестьянину проще зарезать свой скот и съесть, чем вырастить и везти его в город. Отечественные ТЦ тянутся за качеством, областные крестьяне с их картошкой и молоком владельцев "храмов торговли" не интересуют. Собственно, немногочисленные продовольственные компании Казахстана тоже с трудом прорываются к покупателю, и скажем честно, их продукция по большей части неконкурентоспособна. Нужны вливания, огромные вливания в аграрные и животноводческие отрасли, законы, принятые специально под развитие села, законы, обуздывающие нежелание ТЦ связываться с местными производителями. Если мы хотим выбирать между тремя-пятью сортами собственной картошки, ну в порядке бреда, хотя бы через десять лет, мы должны в буквальном смысле повернуться лицом к деревне. Ничего подобного в настоящий момент не ожидается. Время от времени аким того или города показательно ездит в "гипер", выбранный ритуальной жертвой, и кричит потом в прессе, где, мол, местные товары?! Чиновники помельче также показательно каются и обещают – завтра будет, после чего ситуация остается прежней. А в сентябре прошлого года и вовсе разразился скандал, когда СМИ и народ внезапно узнали, что государство вкладывает средства в финансирование одной из крупнейших сетей, прямо-таки флагмана "гиперализации". Волну поднял депутат Мажилиса Нуртай Сабильянов, предложивший завершить программу субсидирования субъектов предпринимательства, в рамках которых финансовую поддержку получают ТРЦ Mega Almaty, Mega Astana, Mega Shymkent. "По программе посткризисного восстановления (действует с 2011 года – ред.) ежегодно выделяются субсидии для аренды помещений для крупных предприятий, которые занимаются торговлей. На сегодняшний день предусмотрено 17 миллиардов тенге на 2015 год. Есть ли необходимость реализации этой программы на сегодняшний день? У нас, например, есть ТРЦ Mega Almaty, Mega Astana, Mega Shymkent, которые получают эти субсидии. Они получают эти субсидии, и получают посредники, которые занимаются мелкой торговлей. Я лично считаю, что стоит завершить эту программу, потому что она не приносит положительного влияния на нашу экономику", – заявил депутат. Народ буквально ахнул, и было отчего: неужели миллиардер, владелец сети "Мега" нуждается в субсидировании? Вероятно, один из учредителей сети Нурлан Смагулов нуждается в помощи государства больше, чем крестьяне той же Алматинской области, которые даже по гиперам не ходят – им особенно не на что. Правда, позже "Мега" разъяснила, что, дескать, администрация сети просила Минфин прекратить субсидирование в двух столицах (оставить в Актобе и Шымкенте), и что самые великолепные ТЦ в Алматы были построены не за счет субсидий, а на кредиты в банках второго уровня. Представители сети признали, что "за 2012-2013 группа MEGA получила государственные субсидии на уменьшение процентной ставки по банковским кредитам на общую сумму 3,1 млрд тенге. Данные субсидии позволили объектам MEGA выстоять в сложный период и вернуться к стабильной деятельности". По словам представителей, "государственные субсидии Mega не получала напрямую. Эти деньги направлялись в банки, в которых были взяты кредиты на строительство наших центров в Алматы, Астане, Актобе и Шымкенте". Скандал затих до странности быстро, шок, между тем, остался. Непонятно, для чего государству защищать от кризисов объекты явной роскоши, когда как тысячи крестьянских хозяйств и мелких предприятий в кризис либо самостоятельно загнулись, либо влачат жалкое существование, не надеясь на помощь родины? Такой вот расклад в "краю красивых магазинов и нищих крестьян". Гипермаркеты процветают при трогательной заботе государства, а ведь еще неизвестно, только ли "Мега" получила помощь, или есть еще счастливчики. С разукрашенных не хуже императорских резиденций фасадов днем и ночью гремит и светится популяризация иностранного образа жизни и иностранных же товаров. Рядовые казахстанские производители жмутся по базарам и дворовым магазинчикам. А мы, потребители, продолжаем радостно поглощать "феномен гиперализации". |