standardandpoors.com, 9 февраля
РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ 9 февраля 2015 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's понизила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте с "ВВВ+" до "BBB". Прогноз изменения рейтингов – "Негативный". В то же время мы подтвердили краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "A-2". Мы также понизили рейтинг страны по национальной шкале до "kzAA+". В соответствии с требованиями европейского регулирования (EU CRA Regulation 1060/2009 – EU CRA Regulation) суверенные рейтинги, в том числе рейтинги Республики Казахстан, подлежат определенным ограничениям в отношении публикаций, установленным статьей 8а EU CRA Regulation, включая публикацию в соответствии с заранее установленным календарем (см. статью "Календарь публикаций на 2015 г. для рейтингов суверенных, региональных и местных органов власти региона EMEA", опубликованную 30 декабря 2014 г.). В соответствии с EU CRA Regulation отклонения от календаря публикаций ограничены и позволены только в определенных обстоятельствах, причем такие публикации должны сопровождаться подробным объяснением причин отклонения от графика. В данном случае отклонение обусловлено резким снижением мировых цен на нефть, отмечаемым в последнее время.
ОБОСНОВАНИЕ После резкого снижения цен на нефть на спотовых и фьючерсных рынках более чем на 50% начиная с июня 2014 г. мы пересмотрели наши допущения относительно цен на нефть на 2015-2018 гг., значительно понизив наши прогнозы. На момент последнего пересмотра рейтингов Казахстана, 5 декабря 2014 г., мы ожидали, что цены на нефть марки Brent составят в среднем 80 долл./барр. в 2015 г. и 84 долл./барр. в 2015-2018 гг. В настоящее время мы прогнозируем, что цены на нефть марки Brent в среднем составят 55 долл./барр. в 2015 г. и 70 долл./барр. в 2015-2018 гг. В связи с этим мы пересмотрели наши прогнозы относительно темпов экономического роста Казахстана, а также показателей внешнего баланса и бюджетных показателей страны. Мы прогнозируем значительно более низкие темпы роста и уровень цен на нефть, снижение объемов нефтедобычи, а также ухудшение и без того сложной внешнеэкономической ситуации. Эти факторы приведут к еще более значительному ухудшению внешнеэкономической и фискальной позиции страны в ближайшие три года. Экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20-30% ВВП (оценка), более 50% доходов бюджета и 60% экспорта. Существует значительная корреляция между показателем номинального ВВП и ценами на нефть. Мы существенно понизили наш прогноз относительно темпов экономического роста Казахстана до 1,5% ВВП в 2015 г. и 2% ВВП в 2016 г. (с 4,3% и 4,5%) вследствие снижения цен на нефть. Темпы экономического роста замедлятся также в связи с ожидаемым влиянием на потребительский спрос (который является ключевым фактором, обеспечивавшим рост в последние годы) девальвации национальной валюты, а также внешних факторов, в том числе экономического спада в России. В настоящее время мы ожидаем, что дефицит по счету текущих операций (СТО) составит более 4% ВВП в 2015-2016 гг. Мы полагаем, что в 2017 г. объем внешних обязательств Казахстана (нетто) возрастет до более чем 80% поступлений по СТО по сравнению с 24% в 2013 г. Мы ожидаем, что объемы нефтедобычи в Казахстане несколько сократятся в 2015-2016 гг. – с 81,8 млн т ранее до 80,5 млн т в 2015 г. Мы не прогнозируем какого-либо существенного прироста нефтедобычи на офшорном Кашаганском месторождении до 2018 г. Кроме того, сохраняется неопределенность относительно того, возобновится ли эксплуатация этого месторождения и будут ли задействованы все его мощности уже на первом этапе эксплуатации. Это могло бы увеличить объемы нефтедобычи в стране на 20%. Мы отмечаем, что запуск Кашаганского месторождения не раз откладывался, а объем необходимых инвестиций пересматривался. Мы полагаем, что правительство Казахстана продолжит реализовывать меры стимулирования экономики, о проведении которых было объявлено в 2014 г., и отмечаем, что в настоящий момент правительство обсуждает дополнительные меры, однако, по нашему мнению, это не сможет компенсировать снижение потребительского спроса в этом году. Потребительский спрос был основным фактором роста в последние годы. Негативное влияние на него окажут ухудшение настроений потребителей и внешние факторы, в частности спад в российской экономике. Стимулирующие программы представляют собой: • программу объемом 5,5 млрд долл. (средства этой программы должны быть потрачены в 2014-2015 гг. на поддержку банковской системы, предприятий среднего бизнеса и инвестиции в инфраструктуру) и • программу объемом 9 млрд долл. (средства будут использованы равными долями в 2015-2017 гг. на развитие инфраструктуры). Средства будут направлены на финансирование специального фонда проблемных активов, который будет выкупать проблемные активы у коммерческих банков, сформировавшиеся начиная с финансового кризиса 2008 г. Эти меры окажут позитивное влияние на рост кредитования, а значит и экономики, лишь когда доля проблемных активов в портфелях банков составит менее 10% активов, что, по нашим прогнозам, произойдет в 2017 г. После финансового кризиса 2008 г., когда значительная часть средств нефтяного фонда была потрачена на поддержку экономики, Правительство Казахстана стало аккумулировать сбережения, оставляя в среднем половину чистых годовых поступлений от нефтедобычи в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК), средства которого по состоянию на конец 2014 г. составляли 74 млрд долл. (33% ВВП). Мы более не прогнозируем профицита бюджета на консолидированной основе (средства НФРК плюс государственный бюджет) в ближайшие два года. Напротив, мы ожидаем умеренного дефицита бюджета центрального правительства (без учета средств НФРК), финансируемого главным образом за счет внешнего долга – как межгосударственных кредитов, так и рыночных займов. По нашим оценкам, позиция государства как внешнего нетто-кредитора ухудшится, и превышение активов над обязательствами составит 18% ВВП в 2016 г. по сравнению с 23% ВВП в 2014 г. Правительство будет финансировать часть бюджетного дефицита за счет средств НФРК и репатриации выручки, что ослабит международную инвестиционную позицию страны. На основании наших пересмотренных допущений относительно цен на нефть мы полагаем, что дефицит СТО составит более 4% ВВП в 2015 г. Мы также ожидаем, что в 2015 г. международные резервы страны сократятся лишь незначительно в сравнении с 2014 г. В 2014 г. объем резервов был поддержан улучшением показателей торгового баланса на фоне 19%-ной девальвации национальной валюты, а также суверенными и квазисуверенными заимствованиями. В 2015 г. объем резервов будет поддержан притоком прямых иностранных инвестиций и ожидаемой репатриацией части активов НФРК. Учитывая неблагоприятные условия торговли и продолжающийся рост прямых иностранных инвестиций в Кашаганский и другие проекты, мы ожидаем, что в 2017 г. чистые внешние обязательства государства превысят 80% поступлений по СТО (по сравнению с 24% в 2013 г.). Мы полагаем, что Национальному банку Казахстана (НБК) придется решать сразу несколько задач в 2015 г. С одной стороны, ему будет необходимо сохранять финансовую стабильность в стране, чтобы поддержать меры правительства по решению проблем с задолженностью по кредитам, выданным банками в прошлые периоды. С другой стороны, НБК может столкнуться с необходимостью скорректировать внешнеэкономические дисбалансы посредством корректировки курса национальной валюты. Кроме того, НБК не захочет противостоять проведению контрциклической фискальной политики правительства, однако будет вынужден проводить жесткую монетарную политику в целях поддержания курса национальной валюты. Кроме того, после изменений в пенсионной системе Казахстана в 2014 г. НБК ведет операционную деятельность в условиях гораздо менее ликвидного рынка облигаций, что снижает его способность оперировать на открытом рынке. Учитывая все эти обстоятельства, мы ожидаем, что НБК допустит постепенное обесценение национальной валюты или предпримет другие шаги по ее девальвации в этом году в целях адаптации к более низким ценам на нефть и ослабления курса тенге по отношению к российскому рублю (по отношению к рублю национальная валюта Казахстана укрепилась примерно на 50% в номинальном выражении после девальвации тенге в прошлом году). Процесс принятия политических решений в Казахстане высокоцентрализован, институциональная эффективность и управление, с нашей точки зрения, остаются слабыми. Институциональные риски по-прежнему высоки, учитывая недостаточную прозрачность и ясность относительно будущего процесса передачи президентской власти и влияния этих факторов на изменение проводимой политики.
ПРОГНОЗ Прогноз "Негативный" по суверенным рейтингам отражает наше мнение об усилении рисков, связанных с внешнеэкономической, фискальной и монетарной позициями Казахстана. Мы понизим рейтинги Казахстана, если внешнеэкономическая и фискальная позиция страны ухудшится в более значительной степени, чем мы ожидаем в настоящее время, даже с учетом возможного восстановления цен на нефть в течение горизонта прогнозирования. Негативное влияние на рейтинги может оказать снижение эффективности монетарной политики или сокращение резервов, поскольку НБК приходится решать несколько задач одновременно. Мы можем подтвердить рейтинги и пересмотреть прогноз на "Стабильный", если процесс принятия политических решений и институциональная система станут более прозрачными и предсказуемыми. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать успешное проведение структурных реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики и увеличению гибкости монетарной политики.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Таблица 1 Республика Казахстан: некоторые экономические и финансовые показатели
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Номинальный ВВП, млрд долл. | 133 | 115 | 148 | 188 | 204 | 232 | 224 | 216 | 211 | 223 | 254 | ВВП на душу населения, долл. США | 8 570 | 7 215 | 9 137 | 11 438 | 12 206 | 13 713 | 13 072 | 12 448 | 12 015 | 12 542 | 14 107 | Прирост реального ВВП,% | 3,3 | 1,2 | 7,3 | 7,5 | 5,0 | 6,0 | 4,3 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 5,0 | Прирост реального ВВП на душу населения,% | 2,1 | (1,4) | 5,8 | 5,9 | 3,5 | 4,5 | 3,0 | 0,2 | 0,7 | 1,7 | 3,7 | Изменение долга расширенного правительства,% ВВП | 1,9 | 4,7 | 2,9 | 2,0 | 3,1 | 2,3 | 2,6 | 5,3 | 4,1 | 1,0 | (1,3) | Баланс бюджета расширенного правительства,% ВВП | 1,1 | (1,4) | 1,4 | 5,9 | 4,5 | 5,0 | 2,0 | (2,5) | (2,0) | 1,0 | 2,0 | Долг расширенного правительства,% ВВП | 5,6 | 9,9 | 10,7 | 10,4 | 12,5 | 13,1 | 14,1 | 18,7 | 21,5 | 20,9 | 17,5 | Чистый долг расширенного правительства,% ВВП | (15,7) | (13,5) | (12,3) | (15,7) | (19,2) | (21,8) | (23,2) | (21,5) | (18,0) | (17,7) | (17,9) | Процентные расходы расширенного правительства,% доходов | 1,3 | 1,8 | 1,8 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,3 | 3,0 | 3,9 | 4,5 | 4,2 | Обязательства казахстанского частного сектора перед банками*,% ВВП | 52,0 | 53,2 | 44,6 | 40,4 | 40,9 | 39,7 | 37,6 | 36,3 | 35,6 | 36,2 | 37,4 | Рост индекса потребительских цен,% | 17,2 | 7,3 | 7,1 | 8,3 | 5,1 | 5,8 | 6,7 | 7,0 | 7,0 | 6,0 | 6,0 | Cовокупные потребности во внешнем финансировании /(поступления по СТО + доступные резервы),% | 104,4 | 119,0 | 101,8 | 93,5 | 99,4 | 103,0 | 108,7 | 124,5 | 131,0 | 135,2 | 129,3 | Баланс счета текущих операций,% ВВП | 4,7 | (3,6) | 0,9 | 5,4 | 0,5 | 0,5 | 1,6 | (4,3) | (4,2) | (3,3) | (1,5) | Баланс счета текущих операций,% поступлений по СТО | 7,7 | (7,9) | 2,0 | 10,8 | 1,1 | 1,2 | 4,4 | (15,4) | (15,1) | (11,7) | (5,0) | "Узкий" чистый внешний долг,% поступлений по СТО | (0,3) | (8,9) | (13,2) | (29,2) | (34,1) | (35,7) | (39,5) | (44,0) | (31,5) | (29,8) | (25,6) | Чистые внешние обязательства,% поступлений по СТО | 45,2 | 75,2 | 44,7 | 29,8 | 29,5 | 23,8 | 34,2 | 66,4 | 85,2 | 95,0 | 87,6 |
*Финансовые институты (кроме Центрального банка), обязательства которых включены в определение денежной массы страны. Совокупные потребности во внешнем финансировании определяются как отток средств по счету текущих операций плюс непогашенный краткосрочный долг на конец предыдущего года плюс депозиты нерезидентов на конец предыдущего года плюс долгосрочный внешний долг сроком погашения в течение года. "Узкий" чистый внешний долг определяется как совокупные заимствования в иностранной и национальной валютах государственного и частного секторов у нерезидентов минус международные резервы минус ликвидные внешние активы государственного сектора, а также депозиты финансовых институтов в иностранных банках и кредиты, выданные нерезидентам, или инвестиции в компании-нерезиденты. Если показатель отрицательный – значит, страна является внешним нетто-кредитором. СТО – счет текущих операций. Приведенные выше данные и коэффициенты представляют собой результат собственных расчетов аналитиков S&P на основании данных национальных и международных источников и отражают независимое мнение аналитиков S&P относительно своевременности, охвата, точности, надежности и применимости имеющейся информации.
ОЦЕНКИ РЕЙТИНГОВЫХ ФАКТОРОВ
Таблица 2 Республика Казахстан: оценки рейтинговых факторов
Основные рейтинговые факторы | Оценка | Эффективность институциональной системы и механизмов управления | Негативная | Структура экономики и перспективы экономического роста | Нейтральная | Внешняя ликвидность и международная инвестиционная позиция | Нейтральная | Финансовая гибкость и бюджетные показатели | Позитивная | Долговая нагрузка | Позитивная | Гибкость денежно-кредитной политики | Нейтральная |
Анализ кредитоспособности суверенного правительства, проведенный аналитиками Standard & Poor's, основывается на оценке пяти ключевых факторов: (1) эффективности институциональной системы и механизмов управления; (2) структуры экономики и перспектив экономического роста; (3) внешней ликвидности и международной инвестиционной позиции; (4) среднего значения оценок уровня долга правительства, финансовой гибкости и бюджетных показателей; (5) гибкости денежно-кредитной политики. Каждый фактор оценивается по шкале от "1" ("самое высокое значение") до "6" ("самое низкое значение"). Статья Standard & Poor`s "Присвоение рейтингов суверенным правительствам: Методология и допущения", опубликованная 24 июня 2013 г., излагает принципы определения суверенного кредитного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте (п. V.B) на основании сочетания различных факторов и поясняет, каким образом эти факторы оцениваются (п. V.C). Оценки рейтинговых факторов отражают наше мнение о том, какое влияние факторы, перечисленные в методологии, оказывают на кредитный профиль суверенного правительства – позитивное, нейтральное или негативное. Оценки "позитивная", "нейтральная" и "негативная" носят абсолютный характер для всех рейтинговых категорий. Как следствие, суверенные правительства, имеющие высокие рейтинги, обычно имеют больше "позитивных" оценок рейтинговых факторов, а правительства, имеющие более низкие рейтинги, – больше "негативных" оценок. В соответствии с методологией присвоения суверенных рейтингов Службы кредитных рейтингов Standard & Poor's изменение оценки вышеупомянутых факторов не всегда обусловливает изменение суверенного рейтинга, равно как и изменению суверенного рейтинга не всегда предшествует изменение одной или более оценок рейтинговых факторов. |