Ренат Баянов, dialog.kz, 24 апреля
Одной из самых больных проблем городского хозяйства, логистики южной столицы являются парковочные места для автотранспорта. Вопрос не только в том, что, собственно не хватает территориальных пространств, но и в том, что в городе существуют стоянки, многие из них стихийные, но там всегда есть человек в зеленой куртке. "Стоянщик", взимающий с владельца припаркованного транспорта определенную сумму. Обилие автомобилей в городе в этой связи рождало самые разные коллизии и вопросы (скажем, все ли взимаемые деньги можно отследить и тем самым проконтролировать?) и об этом многажды раз писала пресса. Нужны были примеры какого-то инновационнного, рационального подхода в решении указанных вопросов... В связи с внесением поправок в административный кодекс о дорожном движении, оплату за парковку теперь можно будет производить только через специальное сертифицированное устройство уже известное в народе, как паркомат. Первый паркомат появился в Алматы в мае 2013 года на улице Казыбек би восточнее улицы Фурманова, это был прототип собранный казахстанскими энтузиастами на базе платежного терминала и мобильного телефона. Представители Алматинского городского акимата концепцию одобрили и началась серьезная работа… Надо сказать, что первую паркоматную систему разработали от сих до сих и собрали опытный образец специалисты именно в Алматы. И теперь уже смело можно сказать – был разработан весьма удачный вариант. Нелишним здесь будет отметить, что, параллельно с отечественным производителем на улицы города пытались пробиться европейские и украинские паркоматы, и причем, уже с устаревшей концепцией оплаты парковки. Принцип их работы прост: вы паркуете машину, идете оплачивать ЗАПЛАНИРОВАННОЕ время заранее, он печатает вам чек, вы возвращаетесь обратно к машине и кладете чек под лобовое стекло так, чтобы его видели контролеры или полицейские, и если контролер не обнаружит у вас такого чека или время указанное в чеке будет просрочено, то вам выпишут штраф. Четко, понятно и дисциплинировано. Для работы системы по такому принципу требуется недорогое оборудование состоящее из купюро- и монето- приемника, принтера для чека и устройства выдачи сдачи, в самом продвинутом же варианте снабжается модемом для того, чтобы видеть сколько в каком паркомате денег. Для 21 века примитивнейшие устройства, но стоимость некоторых из них доходило …до 15 000 евро! В январе 2014 года на улице Казыбек би между улицей Кунаева и проспектом Достык заработали сразу 3 паркомата казахстанского производства. Водители парковали свои авто и уходили по своим делам так же как на обычной парковке, по возвращении их просили оплатить за парковочное время через паркомат, вводя свой госномер, водитель оплачивал за то время, которое он простоял по факту. По привычке некоторые из них отмахивались от парковщиков и покидали стоянку так и не оплатив. Те из водителей, кого парковщики не успевали предупредить о необходимости оплаты, так же покидали парковку без оплаты. В феврале того же года еще в Медеуском районе открылись автоматизированные парковки с почасовой оплатой. С вероятностной предопределенностью на них парковались и те водители, который в силу разных причин и обстоятельств не оплатили предыдущую парковку на аналогичной парковочной станции. Простояв час или два они вдруг обнаруживали, что должны оплатить за пять, а то и восемь часов парковки. Шквал звонков обрушивался в call-центр парковочной системы с претензиями на "глючную" систему, но терпеливые операторы с точностью до минуты рассказывали всю парковочную историю клиента^ указывая на GPS координаты, пересечении улиц и? при необходимости? имя парковщика, который его обслуживал. Вскоре уже люди, часто пользующиеся парковками стали "закидывать" баланс на свой номер заранее, чтобы каждый раз не бегать к паркомату, а просто парковать свою машину, а затем уезжать как ни в чем не бывало, система сама снимет деньги с баланса. Ноу-хау, примененное в алматинских парковках, строится на системе распознавания автомобильных госномеров. Парковщик больше не бегает и не вымогает у вас деньги, его задача помочь вам припарковаться и зафиксировать ваш автомобиль на спецустройство. Система распознает ваш госномер, а также фиксирует время и GPS координаты. Каждый час ведется пересъемка автомобилей. Вся эта информация перерабатывается в датацентре, а на паркомате отображается сумма задолженности, при оплате информация о транзакции поступает в дата центр и ваша задолженность погашается. Но и это еще не все в процессе эксплуатации стали выявляется некоторые затруднения, связанные с инфраструктурой. Например, с интернетом, который в нашей стране, к сожалению, вдруг внезапно может …пропасть. Благодаря тому, что разработчики находились в постоянном контакте и с самими парковщиками и с конечными пользователями системы, все проблемы, недочеты и даже пожелания граждан учитывались и в оперативном порядке в работу системы вносились изменения. Так, к примеру, при внезапном отключении интернета все элементы системы переходят в автономный режим работы, а при появлении интернета все данные синхронизируются. То есть если вы вдруг оплатили парковку в паркомат не подключенный к интернету, то ваши деньги не пропадут, рано или поздно они поступят на баланс вашего госномера, и для этого не надо звонить и просить зачислить эти деньги по предъявлению чека, система все сделает автоматически. Таким образом, разница в технологическом уровне между казахстанским продуктом и европейским аппаратом оказалась колоссальная. Уже сегодня интерес к казахстанскрому ноу-хау проявляют украинские и российские производители. За полтора года работы системы накопилось море опыта, выявлено большинство недостатков и что наиболее важное появилось масса идей по усовершенствованию системы. Благодаря грамотному фундаменту в систему будут введены функции проверки и бронирования свободного парковочного места при помощи мобильного приложения, введение различных билингвах схем: скидки, абонементы и льготы, мониторинг загруженности общегородской парковочной системы с возможностью интеграции в систему "умный город". Но, как это обычно у нас бывает, все это может рухнуть без поддержки городских властей. Поправки в закон привлекли к себе большой интерес иностранных производителей. Каждый из них сейчас старается пролоббировать свою парковочную систему в акимате, а как известно крупный иностранный бизнес умеет заинтересовать чиновников. Многие до сих пор смотрят на Запад как на небожителей технологической сферы, совершенно отказывая своим соотечественникам в умении производить высокотехнологичный и приемлемый продукт. Особенно расстроит отказ от отечественного паркомата т.н. льготные группы населения – это пенсионеры, ветераны, воины афганцы, инвалиды и т.д. Ведь уже несколько десятков из них внесены в специальный список льготных номеров и паркуются на автоматизированных станциях бесплатно, система автоматически распознает их номера и не начисляет на них задолженности. Будем надеяться, что здравомыслие и забота о соотечественниках, как о автомобилистах, так и о производителях возьмут верх и наша власть повернется лицом к отечественному продукту. Т.е. сделает то, о чем все вокруг пишут, о чем говорил о при посещении южной столицы недавно сам Президент – поднимем и внедрим в реальность отечественный продукт, отечественные образцы изобретений, облегчающий нашу с вами жизнь и быт. |