Станислава Куцай, "Лада", 27 мая
Дорогу Актау-Жетыбай-Шетпе строит турецкая компания "Дженгиз Иншаат". Стоимость проекта составляет 36 миллиардов тенге. Проект финансируется Азиатским банком развития. Дорога соединит Россию и Восточную Европу со странами Центральной Азии, а также станет связующей с морским торговым портом Актау. Работы по реконструкции дороги начались летом 2014 года. Завершить их полностью планируется летом 2017 года. В общей сложности отремонтировать планируется около 170 километров. На первом этапе – 85 километров дороги от Шетпе до Жетыбая. От Жетыбая до Актау – 67 километров и 16 километров городских дорог Актау – до морского порта. – Дорога Жетыбай-Актау будет первой категории – четырехполосная. По второй категории планируется строить от Жетыбая до Шетпе – трехполосную дорогу. Реконструкция дороги по городу Актау до морского порта будет производиться по третьей категории – эту дорогу мы восстанавливаем, ширина ее остается прежней. Здесь уже выполнено порядка 11 километров нижнего слоя. Планируем к концу лета положить третий слой – это новый асфальт щебеночно-мастичный, он является более долговечным, – отметил директор филиала Актау "Дженгиз Иншаат" Мурат Зейнабилов. Реконструкция этой дороги была необходима, чтобы обеспечить выход на морской порт, подчеркивает Мурат Зейнабилов. Ее восстановление было заложено в проекте. Несмотря на жалобы жителей Актау, которые считали асфальт на дороге еще вполне пригодным для езды, Мурат Зейнабилов говорит, что средства на этот участок были заложены Азиатским банком развития, а сам участок вошел в состав общей трассы, подлежащей реконструкции. Большая работа компанией, по словам директора филиала, ведется во впадине Карагие. – Самый опасный участок дороги – впадина Карагие. Здесь больше всего аварий происходит. Много крутых спусков и узких полос. Где-то семь километров пути мы будем выравнивать. Для этого мы делаем выемку глубиной порядка до 17 метров. Дорога будет выпрямляться. Выемка составит около 500-600 тысяч кубов земли. Там уже выполнено порядка 20 процентов работ. Дорога будет первой категории, четырехполосной, по середине дороги будут сделаны металлические ограждения для безопасности движения, – говорит Мурат Зейнабилов. По проекту строительства дороги Актау-Жетыбай-Шетпе предусмотрено строительство пяти современных мостов, на перекрестке Жетыбай-Жанаозен – двухуровневой развязки. Компания планирует построить также 20 автобусных остановок и пять остановочных павильонов для водителей. – С 1 июня начинается строительство двухуровневого моста на перекрестке Жетибай-Жанаозен. Перекресток будет закрыт до конца года. Мы приносим свои извинения водителям. Для их удобства будут строиться временные объездные дороги, они будут недалеко от перекрестка, – говорит Мурат Зейнабилов. Более 80 процентов материалов, которые используются в строительстве дороги Актау-Жетибай-Шетпе, произведены в Мангистауской области. Общая потребность в битуме по проекту составляет около 70 тысяч тонн, на 2015 год – 30 тысяч тонн. Его компании поставляет завод "Каспий Битум". Щебень производится в Шетпе, необходимость в нем составляет более миллиона тонн. Железо-бетонные изделия приобретаются в Алматы и Актобе на заводах по изготовлению металлоконструкций. – Мы построили два асфальтобетонных завода в районе Шетпе и Жетыбая. На данный момент на этих участках ведутся земляные работы. Выполнено порядка 50 процентов от общего объема работ. В работе задействовано более 500 единиц техники: самосвалы, катки, грейдеры и свыше 800 человек: 350 человек – сотрудники субподрядных организаций Мангистауской области, и 155 человек – жители Мангистауского, Каракиянского и Мунайлинского районов, а также Актау, – рассказал Мурат Зейнабилов. |