В кодексе предусмотрен ряд нововведений, позволяющих обеспечить таможенными органами применение современных методов таможенного контроля. Для участников внешнеэкономической деятельности Таможенный кодекс ЕЭАС предусматривает сокращение сроков осуществления таможенных операций, приоритет электронного декларирования, совершение таможенных операций автоматически информационными системами таможенных органов, использование механизма "единого окна", совершенствование института уполномоченных экономических операторов, и использование Интернет-ресурсов при доведении до лиц информации, необходимой при совершении таможенных операций. Главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан считает, что новый кодекс поможет двигаться товарам существенно быстрее, проходить границу в считанные часы. Об этом он сказал на заседании экспертного клуба "Мир Евразии" на тему "Таможенный кодекс ЕАЭС: сопряжение национального с межгосударственным". – Начнем с того, что авторы нового Таможенного кодекса презентовали его как революционный. То есть предполагается, что он привнесет существенное отличие от того, что было в Таможенном кодексе ТС в реальную практику. Можно выделить техническую часть и идеологическую. Основная идея нового кодекса в инновациях, тех изменениях, которые помогут двигаться товарам существенно быстрее, проходить границу в считанные часы. Разрешительные органы обяжут быстро и качественно, главное, прозрачно оформлять документы. Осуществление некоторых процедур будет возможно уже после прохода товара через границу. Об этом можно говорить в деталях и пытаться оценить их полезность, но эти "изобретения" давно в мире существуют и естественным образом их надо внедрять на пространстве ЕАЭС. Сделать это непросто, создание единой базы данных в рамках ЕАЭС – не легкое дело. То, что кодекс в 2016 году заработает, абсолютно не означает, что все инновации, которые в нем провозглашены, начнут работать. Я думаю, сроки внедрения некоторых из них будут отсрочены. Тут больших разногласий нет, есть только технические вещи. Почему, например, если бизнесмен заполняет электронную декларацию, то количество граф в ней увеличивается? Насколько это сократит таможенные процедуры или наоборот? При этом то, что важно для реальной практики, в принципе, наиболее решаемо. Казахстан свои позиции лоббировал в том плане, чтобы по некоторым позициям принимались специальные решения на уровне национальных законодательств. Это бы позволяло сопротивляться возможному ущемлению интересов со стороны партнеров по ЕАЭС. Судья суда ЕАЭС Константин Чайка настаивал на том, чтобы Таможенный кодекс был законом прямого действия, наднациональным законом. Если мы на самом деле единый союз, то наднациональное законодательство должно способствовать становлению единых правил и уменьшению возможности возникновения таможенных войн. На самом деле, если мы будем акцентировать внимание на национальных законодательствах, то эти войны не исчезнут, они будут создавать проблемы внутри ЕАЭС. С другой стороны, если мы будем быстро двигаться в сторону так называемого закона прямого действия, то в некоторых случаях мы будем получать ситуации, невыгодные и вредные для нашего бизнеса. Отсюда напрашивается вывод: торопиться надо, но мы к этому пока не готовы. По Таможенному кодексу ЕАЭС наверняка будет принято, как и в первом случае (в 2010 году – ред.), волевое политическое решение. Впрочем, по сути, оно уже принято. Хотите или не хотите, кодекс наверняка утвердят в конце этого года, и он вступит в действие с начала 2016 года. У нас есть такая законодательная практика – изменения и дополнения. Таможенный кодекс в том виде, в котором он сегодня есть, конечно, не досогласован. Представители стран Союза еще "пободаются" за свои интересы, но в конце концов примут общее согласованное решение. Поможет ли наличие нового Таможенного кодекса развитию ЕАЭС? Мне кажется, что здесь все понятно. Мы создаем Союз, в котором экономика работает пока не совсем в условиях свободного рынка, свободной конкуренции. В классическом понимании. Во многом экономика наших стран жестко монополизирована. Малый и средний бизнес не всегда может вырваться из тисков и находится так сказать на обслуживающих ролях крупных компаний. А экономическая составляющая в Союзе должна быть по смыслу определяющей, движущей силой. Поэтому потенциал развития ЕАЭС зависит от способности похожих экономических моделей наших стран к развитию. По поводу защиты внешних границ. Для этого есть таможенные тарифы. Думаю, их обсуждать нет необходимости. Тарифы и есть защита наших внешних границ от дешевых китайских товаров, контрабанды и т.д. Что касается интеллектуальной собственности, то ее можно продавать, не пересекая границ. Точнее, границы в данном случае виртуальные. В принятии кодекса есть интересы трех сторон – государства, бизнеса и потребителя. Остановлюсь на позиции потребителя. Переговоры и обсуждения ведутся под эгидой защиты бизнеса, а общество в них не участвует. СМИ должны этим заниматься, они выражают интересы гражданского общества. Принято считать, что если будет хорошо бизнесу, то будет хорошо и населению. Эта великая формула глубоко сидит в головах наших чиновников. Ее пытаются внедрить в умы населения: бизнес вам даст рабочие места, отечественный продукт, дешевые цены. Но эта точка зрения не всегда справедливо отражает интересы потребителя, который всегда готов покупать импортные товары, если они качественней, престижней и дешевле. Хотел бы сделать ремарку по поводу того, что в Таможенный кодекс имплементировано 22 договора. Они написаны по западным стандартам, на другом языке и вот сейчас они все переведены. И когда я читал некоторые документы, мне казалось, что их писал сам дьявол, потому что понять их и адекватно воспринять, нужно продать душу. Думаю, что бизнесу нужно по каждой главе, пошагово, нормальным простым языком объяснять, а также потребителям и чиновникам, которые кодекс будут применять. Нужно искать пути во избежание казуистики, чтобы правоприменительную практику нельзя было использовать то в одну, то в другую сторону. |