Сауле ТАСБУЛАТОВА, "Ак Жайык", 11 февраля
В рамках объявленной правительством широкомасштабной приватизации в План продажи на 2016-2020 годы помимо прочих вошли АНПЗ и АО "Международный аэропорт Атырау". Главный вопрос, который многих интересует – как будут проходить торги и кто сможет стать потенциальным покупателем? Мы направили запрос в обе компании, чтобы выяснить способ продажи и сроки реализации.
АО "Международный аэропорт Атырау" Краткая справка. Единственным акционером является АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"". Основной вид деятельности – обеспечение взлета-посадок, встречи-выпуска, технического обслуживания воздушных судов, авиационной безопасности, заправка воздушных судов топливом, продажа перевозок. В настоящее время в аэроузле работают несколько предприятий, к которым перешло имущество бывшего Гурьевского объединенного авиаотряда. Это АО "Международный аэропорт Атырау" (ранее "Атырауаэропорты"), АО "Атма – аэропорт Атырау и перевозки", АФ РГП "Казаэронавигация", АО "Авиакомпания "КазЭйрУэст"". В рейтинге показателей дочерних организаций Фонда "Самрук-Казына" АО "Международный аэропорт Атырау" занимает 10-е место по активам: по данным за 2013 год в его активе 4 333 млн тенге. И 8-е место по операционной прибыли: 202 млн тенге за 2013 год. На наш редакционный запрос из АО "Международный аэропорт Атырау" пришел следующий ответ за подписью председателя правления АО Есбола КЕРЕЯ: "30 декабря 2015 года правительство РК утвердило Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. Национальным управляющим холдингам, национальным холдингам, национальным компаниям рекомендовано утвердить перечень крупных дочерних, зависимых организаций и иных аффилированных юридических лиц, предлагаемых к передаче в конкурентную среду. В данный перечень включено и АО "Международный аэропорт Атырау". Комплексным планом предусмотрено наименование мероприятий и ответственные исполнители. Соответственно, ответы на поставленные вами вопросы будут известны только по мере реализации определенного мероприятия Единственным акционером и другими ответственными исполнителями. Единственным акционером АО "Международный аэропорт Атырау" является АО "Самрук-Казына". Постановление Правительства РК от 31 марта 2014 года №280, которым был утвержден Комплексный план приватизации на 2014-16 годы, утратило силу, при этом АО "Международный аэропорт Атырау" не было включено в перечни того плана". Тут надо пояснить, что многие объекты из постановления 2014 года продать так и не получилось, и они перекочевали в программу на 2016-220 гг. А международный аэропорт города Атырау включен в списки впервые.
ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" Краткая справка. На 99% участником АНПЗ является АО "КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг", которое, в свою очередь, находится в полной собственности АО "Национальная компания "КазМунайГаз"". Основное направление деятельности завода – переработка сырой нефти в бензин, дизельное топливо, мазут и другие нефтепродукты. Большую часть доходов получает от оказания услуг по переработке нефти и нефтепродуктов. АНПЗ имеет солидные кредитные займы, за счет которых ведется строительство Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) и Комплекса по глубокой переработке нефти (КГПН). По КПА АНПЗ заключил кредитное соглашение на основе уже имеющегося индивидуального кредитного соглашения между Банком Развития Казахстана (БРК) и китайским "Эксим Банком". Львиная доля кредитных средств получена от китайцев, и только 15% – через БРК. Кредит был выдан сроком на 10 лет под залог всего имущества завода, в том числе строящегося – все заложено в БРК. С 2015 года начался возврат основного кредита – в январе завод выплатил первый транш, в июле второй (выплаты – два раза в год). Размер каждого разового погашения – около 55 млн долларов плюс банковские вознаграждения. На строительство КГПН подписано соглашение с тремя банками: "Эксим Банк", БРК и японский банк международного сотрудничества JBIC. Общая сумма кредита – 1 млрд 680 млн долларов. Львиная доля – китайские деньги, примерно по 250-270 млн долларов разделили японский и казахстанский банки. Кредит взят под гарантию КМГ. Условия те же. Первый транш предстоит в 2017 году. На наш запрос в АНПЗ пришел ответ за подписью генерального директора Кайрата УРАЗБАЕВА, в котором сообщается, что на сегодняшний день способ и сроки реализации ТОО не определены. По словам экономиста Олжаса ХУДАЙБЕРГЕНОВА, к которому "АЖ" обратился за комментариями, реализация аэропорта и АНПЗ вряд ли будет производиться через IPO. – Через IPO будут реализовываться крупные нацкомпании, а АНПЗ и аэропорт, скорее всего, – через продажи долей методом аукциона. Возможно, крупную долю продадут одному конкретному покупателю, а аэропорт, скорее всего, все 100% одному покупателю. – Насколько правильно решение о приватизации в нынешних условиях? – Сама по себе приватизация в такое кризисное время неудачное решение. Если говорить конкретно об этих двух объектах, то с продажей аэропорта, согласен, нужно отдавать в частные руки. А вот АНПЗ – вряд ли правильное решение. Обычно транснациональные компании стараются формировать холдинги, чтобы иметь законченный цикл при реализации продуктов. Здесь, мне кажется, правильно было бы оставить завод в КМГ. |