Пресс-служба Министерства национальной экономики Республики Казахстан, 22 февраля
Основные механизмы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) предусмотрены в новом Законе "О государственно-частном партнерстве", принятом в рамках Концепции новой бюджетной политики. ГЧП дает возможность бизнесу на взаимовыгодных условиях реализовывать социально значимые проекты путем построения долгосрочного сотрудничества с государством во всех сферах и отраслях национальной экономики, в том числе строительстве школ, детских садов, поликлиник, автомобильных дорог и т.д.. При этом, государство получает дополнительные возможности для решения вопросов социальной сферы, бизнес – благоприятные условия для предпринимательской деятельности и гарантии получения прибыли. Основной целью Закона является формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между Республикой Казахстан и частным сектором путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг. "Наряду с такими базовыми сферами как образование, здравоохранение и строительство автодорог, Закон предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики, за исключением особо охраняемых природных территорий, водохозяйственных сооружений (плотины, гидроузлы), имеющих особое стратегическое значение" – отмечает директор Департамента бюджетных инвестиций и развития государственно-частного партнерства МНЭ РК Нурым Аязбаев. Нурым Аязбаев поясняет, что с принятием закона о ГЧП в Казахстане внедряется механизм "конкурентного диалога", когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в обсуждении и разработке концепции проекта, конкурсной документации и проекта договора ГЧП. Основные нововведения Закона: 1. Возможность проведения прямых переговоров (частная финансовая инициатива), когда частный партнер может инициировать проект по объекту, находящемуся в его собственности. 2. В проектах ГЧП могут принимать участие субъекты квазигосударственного сектора, как со стороны государства, так и со стороны частного партнера. 3. Внедрены новые виды контрактов (сервисные контракты, контракты жизненного цикла) и другие нововведения. В реализацию нового Закона ГЧП приняты необходимые нормативно-правовые акты: 6 приказов, 2 постановления и 1 Указ Президента (по перечню объектов, не подлежащих передаче в ГЧП). В настоящее время существует 3 способа инициирования проекта ГЧП. Первый, в рамках Закона "О концессиях". Реализация проекта вытекает из инвестиционного предложения на государственный инвестиционный проект с дальнейшей разработкой концессионного предложения, конкурсной документации и проекта договора концессии. Второй, в рамках нового Закона "О ГЧП". По сравнению с концессией этап планирования проектов ГЧП оптимизирован, т.е. он начинается с разработки непосредственно концепции проекта ГЧП. Если концессия ориентирована преимущественно на крупные инфраструктурные проекты, то новый Закон позволяет быстро запустить "малые проекты" на региональном уровне с проведением конкурса по упрощенным процедурам. Третий способ инициирования проекта -частная финансовая инициатива. Новый механизм определения частного партнера, применяемый в международной практике, позволяет заключать договора ГЧП путем прямых переговоров. Заключение договора ГЧП возможно при наличии у частного партнера готового объекта для реализации на его базе проекта ГЧП. При этом частный партнер вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор. Аналогичный механизм возможен в инновациях: в случае если у частного партнера имеются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. На сегодня разработана вся необходимая законодательная и методологическая база ГЧП, а также сформирована институциональная система. В условиях ограниченности бюджетных средств ГЧП становится реальной альтернативой реализации социально значимых проектов путем построения долгосрочного сотрудничества Правительства, регионов и бизнеса на взаимовыгодных условиях. |