NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:43 ast
07:43 msk

Рейтинги АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" подтверждены на уровне "ВВ+/В"; прогноз – "Негативный"
Наша оценка позиции Группы "Байтерек" по риску как "умеренной" отражает более неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских коммерческих банков (без учета реструктурированных банков), быстрый рост кредитного портфеля, директивный характер кредитования и очень высокую долю валютных кредитов
04.07.2016 / экономика

ЛОНДОН (S&P Global Ratings), 30 июня 2016 г.

S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (Холдинг Байтерек) по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ+/В". Прогноз по рейтингам – "Негативный".
Мы также подтвердили рейтинг Холдинга "Байтерек" по национальной шкале на уровне "kzAA-".
Рейтинги Холдинга "Байтерек" обусловлены главным образом "неразрывными" связями холдинга с государством и его ролью по управлению государственными институтами развития и в реализации ряда государственных программ. Мы присваиваем рейтинги Холдингу "Байтерек" в соответствии с нашей "Методологией присвоения кредитных рейтингов группе организаций" и "Критериями присвоения кредитных рейтингов организациям, связанным с государством: Методология и допущения", опубликованными в RatingsDirect.
Группа "Байтерек" и ее материнская компания Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (Холдинг "Байтерек") были образованы Указом Президента Республики Казахстан в 2013 г. Деятельность группы контролируется правительством, поскольку государство является 100%-ным собственником холдинговой компании. В настоящее время под управлением холдинговой компании находятся 11 дочерних структур, которые можно охарактеризовать как институты развития, играющие ключевую роль в реализации ряда стратегических государственных программ. Перед группой поставлены задачи:
– форсированного развития и диверсификации экономики Казахстана;
– поддержки малого и среднего бизнеса;
– решения социальных задач, в частности обеспечения доступного жилья.
Для реализации вышеуказанных целей группа участвует в распределении значительных государственных ресурсов в экономике Казахстана. В частности, в 2015 г. Холдинг "Байтерек" получил от Национального нефтяного фонда Республики Казахстан (суверенного фонда) свыше 300 млрд тенге (около 1% ВВП Казахстана в 2015 г.) для последующего кредитования дочерних компаний. Кроме того, в прошлом году правительство увеличило акционерный капитал холдинговой компании на 40 млрд тенге, которые были использованы для увеличения капитализации дочернего АО "Банк Развития Казахстана" на ту же сумму.
Мы по-прежнему оцениваем вероятность получения консолидированной Группой компаний "Байтерек" экстраординарной поддержки со стороны государства в стрессовой ситуации как "практически безусловную", что определяется нашей оценкой следующих факторов:
– "неразрывных" связей группы с государством. Государство является 100%-ным собственником холдинговой компании, которая, в свою очередь, является 100%-ным собственником дочерних структур (за исключением одной дочерней компании, которая частично принадлежит Холдингу "Байтерек"). Холдинг "Байтерек" имеет особый статус национального управляющего холдинга. В Совет директоров Холдинга "Байтерек" входят несколько высокопоставленных представителей государства, в том числе премьер-министр Республики Казахстан, первый заместитель премьер-министра, министр по инвестициям и развитию, министр финансов, министр национальной экономики и другие. Правительство осуществляет надзор за деятельностью группы;
– "критически важной" роли группы как основного инструмента реализации стратегических государственных программ. Дочерние структуры холдинга напрямую участвуют в реализации ключевых направлений национальной политики, включая Государственную программу индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг., программу "Дорожная карта бизнеса 2020", "Программу регионального развития 2020" и другие.
Как следствие, мы оцениваем кредитный профиль группы (group credit profile – GCP), который отражает кредитоспособность консолидированной группы с учетом экстраординарной поддержки от государства, на уровне "bbb-", что соответствует суверенному кредитному рейтингу Республики Казахстан. Наши рейтинги Холдинга "Байтерек" на одну ступень ниже оценки кредитного профиля группы, что отражает кредитные риски, связанные со статусом неоперационной холдинговой компании по сравнению с операционными компаниями, поскольку значимость группы для правительства определяется в первую очередь операционными компаниями, которые непосредственно участвуют в реализации нескольких государственных программ. Мы полагаем, что в рамках гипотетического стрессового сценария у государства может быть больше стимулов предоставлять экстраординарную поддержку в первую очередь операционным дочерним структурам, а не холдинговой компании.
В то же время мы по-прежнему полагаем, что Холдинг "Байтерек" имеет "неразрывные" связи с Правительством Республики Казахстан и играет "очень важную" роль для правительства. Целью Холдинга "Байтерек" в том, что касается управления дочерними структурами, является улучшение их финансовых показателей, устранение дублирования функций и повышение прозрачности деятельности. Кроме того, насколько мы понимаем, холдинг фактически контролирует расходование средств Национального нефтяного фонда Республики Казахстан (Фонда национального благосостояния) и несет ответственность за повышение эффективности их использования, а также участвует в разработке новых государственных программ.
Во втором полугодии 2015 г. Правительство Казахстана объявило о новой программе приватизации, которая предусматривает продажу государственных организаций в рамках трех национальных управляющих холдингов. Программа предусматривает приватизацию трех организаций Группы "Байтерек": АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" (АО "Жилстройсбербанк Казахстана"), АО "Национальное агентство по технологическому развитию" и АО "Экспортно-кредитная страховая корпорация "КазЭкспортГарант". Сроки и механизм приватизации в настоящее время не определены. При этом, насколько мы понимаем, основные институты развития, АО "Банк развития Казахстана" (БРК) и АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" (ДАМУ), останутся частью Группы "Байтерек".
В частности, мы ожидаем, что правительство будет по-прежнему предоставлять существенные ресурсы через Холдинг "Байтерек" с целью поддержки развития экономики Казахстана и решения задач социальной политики. Холдинг "Байтерек" не планирует привлекать заемные средства на уровне холдинга помимо государственных ресурсов. Дочерние компании привлекают заемные средства напрямую.
Мы пересмотрели кредитный профиль группы (консолидированной группы без учета потенциальной экстраординарной поддержки со стороны государства) с " b+" на "b", что свидетельствует главным образом об изменении уровня капитализации и прибыли группы. Кредитный профиль группы без учета поддержки со стороны государства отражает базовый уровень рейтинга финансовой организации, действующей в Республике Казахстан, – "bb-", а также "умеренную" бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования "ниже среднего" уровня и "адекватные" показатели ликвидности (в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях).
Наша оценка бизнес-позиции Группы "Байтерек" как "умеренной" отражает ее короткую историю деятельности в качестве созданной в 2013 г. структуры и сложности в ходе применения единых систем управления для всех операционных структур. Различия профилей деятельности дочерних организаций, их корпоративной культуры и клиентской базы затрудняют реализацию стратегии группы, предусматривающей единый подход к управлению рисками и системами, а также возможности взаимодействия этих организаций. Вместе с тем "Байтерек" объединяет организации, занимающие прочные позиции на рынке, в частности БРК и ДАМУ, которые имеют проверенную на практике бизнес-модель и длительную историю деятельности. Крупнейшими по объему активов дочерними структурами "Байтерека" являются БРК (60% совокупных активов на конец 2015 г.), АО "Жилстройсбербанк Казахстана" (18%) и ДАМУ (10%).
Вместе с тем мы отмечаем, что по объему активов (3,5 трлн тенге, или 10 млрд долл. на конец 2015 г.) Группа "Байтерек" является крупной организацией, хотя и не настолько крупной, как два крупнейших коммерческих банка – АО "Казкоммерцбанк" и АО "Народный банк Казахстана" (Халык Банк), активы которых составляли 4 трлн тенге по состоянию на конец 2015 г.
Мы пересмотрели оценку капитализации и прибыльности Группы "Байтерек" с "очень сильной" на "сильную", что отражает тенденцию ухудшения способности абсорбировать убытки в ближайшие два года, что обусловит ухудшение показателей капитализации до "сильного" уровня. По нашим прогнозам, коэффициент RAC сократится до 14-15% в ближайшие 18 месяцев (16,1% в конце 2015 г. и 23,2% в конце 2014 г.). Коэффициент RAC сократился в большей степени, чем мы ожидали, вследствие переоценки активов, номинированных в иностранной валюте, в результате девальвации тенге, начавшейся в августе 2015 г. Мы положительно оцениваем вливание правительством 40 млрд тенге в капитал БРК (через Холдинг "Байтерек") в декабре 2015 г. (первоначально было запланировано вливание в размере 5 млрд тенге). В настоящее время планируется новое вливания капитала в 2016 г. в размере 10 млрд тенге – в целях капитализации дочерней компании АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов".
"Байтерек" не ставит своей задачей максимизацию прибыли. Тем не менее компания стремится обеспечить доходность, достаточную для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Мы ожидаем, что в 2016-2017 гг. показатель доходности активов (ROA) составит менее 1%, а показатель доходности капитала (ROE) – около 2,5-3,0%.
Наша оценка позиции Группы "Байтерек" по риску как "умеренной" отражает более неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских коммерческих банков (без учета реструктурированных банков), быстрый рост кредитного портфеля, директивный характер кредитования и очень высокую долю валютных кредитов. Мы считаем быстрый рост кредитного портфеля одним из основных факторов риска.
Качество активов Группы "Байтерек" сопоставимо с показателями крупных и средних казахстанских коммерческих банков, доля проблемных кредитов у которых, согласно отчетности, составляла около 4-16% по состоянию на конец 2015 г. Проблемные кредиты Группы "Байтерек" сократились до 11,6% в конце 2015 г. (15,3% в конце 2014 г. и 24,6% в конце 2013 г.) в результате увеличения объема кредитования, тогда как номинальная сумма таких кредитов почти не сократилась. В 2013-2015 гг. БРК передал все проблемные кредиты другой дочерней структуре Группы "Байтерек", АО "Инвестиционный фонд Казахстана". Мы считаем объем резервов группы низким, поскольку по состоянию на конец 2015 г. резервы покрывали только 80,1% проблемных кредитов.
Мы оцениваем консолидированные показатели фондирования Группы "Байтерек" на уровне "ниже среднего" по сектору, что отражает высокие риски рефинансирования, обусловленные концентрацией ресурсной базы. Отсутствие статуса банковской организации не позволяет группе иметь доступ к займам от Национального банка Казахстана. На Экспортно-импортный банк Китая (Export-Import Bank of China) и Банк развития Китая (China Development Bank) приходится 78% кредитов банков на конец 2015 г. Самые высокие расходы по обслуживанию и погашению долга приходятся на 2019 г. (около 1,3 млрд долл.) и 2022 г. (около 1,6 млрд долл.), они с запасом покрываются денежными средствами в распоряжении группы.
Мы оцениваем показатели ликвидности группы как "адекватные". В конце 2015 г. денежные средства и их эквиваленты составляли 11% совокупных активов, вложения в банках – 16%, ценные бумаги, доступные для продажи, – 11%, формируя высокий уровень ликвидных активов на консолидированном уровне. Вместе с тем ограничения на движение ликвидных активов между различными юридически независимыми лицами ограничивают оценку показателей ликвидности группы.
Прогноз "Негативный" по рейтингам Холдинга "Байтерек" отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам холдинга в случае аналогичного рейтингового действия в отношении Республики Казахстан в ближайшие 12 месяцев. В случае понижения долгосрочных суверенных рейтингов Республики Казахстан на одну ступень и соответствующего изменения оценки кредитного профиля группы, мы можем понизить рейтинги холдинга на две ступени (при прочих равных условиях).
Кроме того, мы можем понизить рейтинги холдинга в ближайшие 12 месяцев, если увидим признаки ослабления государственной поддержки группе. Продолжающееся ухудшение консолидированного профиля кредитоспособности группы может свидетельствовать об ослаблении готовности правительства предоставлять поддержку группе. Кроме того, рейтинги могут быть понижены в случае снижения значимости Холдинга "Байтерек" для государства по сравнению со значимостью группы в целом.
Повышение рейтингов возможно, если мы придем к выводу о возрастании значимости Холдинга "Байтерек" для государства и о повышении его значимости по сравнению с другими компаниями группы.

--------

Рейтинги казахстанского АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3"; прогноз – "Негативный"
ЛОНДОН (S&P Global Ratings), 30 июня 2016 г.

S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" (ДАМУ) по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз по рейтингам – "Негативный".
Мы также подтвердили рейтинг ДАМУ по национальной шкале на уровне "kzAA".
Подтверждение рейтингов ДАМУ отражает нашу точку зрения относительно того, что фонд, призванный поддерживать казахстанский сектор предприятий МСБ, по-прежнему является "ключевой" структурой, реализующей стратегию Группы компаний "Байтерек", которая направлена на поддержку развития и диверсификации экономики Казахстана, а также наше мнение о "чрезвычайно высокой" вероятности того, что Правительство Республики Казахстан окажет фонду своевременную экстраординарную поддержку в стрессовой финансовой ситуации.
Мы присваиваем ДАМУ рейтинги в соответствии с нашей "Методологией присвоения кредитных рейтингов группе компаний" и "Критериями присвоения кредитных рейтингов организациям, связанным с государством: Методология и допущения", опубликованными в RatingsDirect. ДАМУ является одной из крупнейших дочерних структур Группы "Байтерек": капитал ДАМУ составлял более 10% консолидированного капитала группы в конце 2015 г. Правительству Казахстана принадлежит 100% АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", который, в свою очередь, является собственником всех дочерних компаний, включая ДАМУ. Целью группы является развитие экономики Республики Казахстан, поддержка предприятий МСБ и решение социальных задач. Группа играет ключевую роль в реализации ряда стратегических государственных программ.
Наша оценка кредитного профиля консолидированной группы компаний "Байтерек" (Group Credit Profile – GCP), в состав которой входит ДАМУ, – "bbb-" – соответствует долгосрочному суверенному рейтингу Республики Казахстан. Оценка кредитного профиля группы отражает характеристики кредитоспособности группы в целом с учетом нашего мнения о "практически безусловной" вероятности получения консолидированной группой поддержки от государства в условиях потенциального стрессового сценария. Мы считаем ДАМУ "ключевой" структурой группы "Байтерек" и, соответственно, приравниваем рейтинги ДАМУ к оценке кредитного профиля группы, принимая во внимание поставленную задачу поддержки развития МСБ в Казахстане.
По нашему мнению, существует "чрезвычайно высокая" вероятность того, что в случае необходимости правительство предоставит ДАМУ своевременную экстраординарную поддержку. Наше мнение основывается на результатах оценки:
– "неразрывных" связей ДАМУ с Правительством Республики Казахстан, о чем свидетельствует тот факт, что фонд на 100% принадлежит государству через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". Фонд ДАМУ был образован в 1997 г. Указом Президента Республики Казахстан. Статус ДАМУ определен в Законе Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", в котором указано, что фонд является организацией, способствующей развитию предпринимательства от лица государства. Мы не ожидаем приватизации ДАМУ в обозримом будущем;
– "очень важной" роли фонда для Правительства Республики Казахстан в реализации государственной программы развития сектора предприятий МСБ в Казахстане. Правительство определило развитие сектора в качестве приоритетного направления развития и диверсификации экономики Казахстана, о чем свидетельствует роль сектора предприятий МСБ в стратегических государственных программах и выступлениях президента. ДАМУ является основным инструментом реализации государственной программы "Дорожная карта бизнеса 2020", а также Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы Жол".
ДАМУ использует ряд инструментов для поддержки казахстанского сектора предприятий МСБ. В настоящее время ДАМУ не осуществляет прямого кредитования, как это было ранее, а поддерживает казахстанский сектор предприятий МСБ посредством размещения средств по низким ставкам в коммерческих банках, которые затем используют эти средства для выдачи кредитов предприятиям сектора. Например, в 2014-2015 гг. ДАМУ разместил 200 млрд тенге (около 0,6 млрд долл. по текущему обменному курсу), полученных от Холдинга "Байтерек" (которые, в свою очередь, были перечислены Национальным фондом Республики Казахстан), в коммерческих банках по ставке 2% на 20 лет в рамках программы поддержки предприятий МСБ, работающих в промышленности. Насколько мы понимаем, конечные заемщики получили финансирование по ставке около 6%, которая существенно ниже рыночных процентных ставок, предлагаемых коммерческими банками в Казахстане. В целях поддержки развития сектора предприятий МСБ ДАМУ не только использует государственное финансирование, но и сотрудничает с международными финансовыми организациями. За прошедшие два года фонд получил 350 млн долл. от Азиатского банка развития и разместил эти средства в коммерческих банках. Насколько мы понимаем, ДАМУ планирует и в дальнейшем привлекать средства Азиатского банка развития, а также финансирование от Всемирного банка и Европейского инвестиционного банка.
Кроме того, ДАМУ использует ряд других инструментов для поддержки предпринимательства:
– ДАМУ субсидирует процентные ставки по кредитам, предоставляемым предприятиям МСБ коммерческими банками, в рамках государственной программы "Дорожная карта бизнеса 2020". ДАМУ предоставляет гарантии по кредитам, предоставляемым коммерческими банками компаниям МСБ, что решает проблему отсутствия обеспечения, которая часто препятствует получению компаниями банковских кредитов.
– Кроме того, ДАМУ использует механизм гарантий для привлечения международных финансовых организаций к участию в развитии казахстанского сектора предприятий МСБ. Например, в 2015 г. Европейский банк реконструкции и развития разместил средства в казахстанских коммерческих банках под гарантии ДАМУ.
– ДАМУ также реализует ряд обучающих программ, направленных на развитие навыков ведения бизнеса и стимулирование предпринимательства. В конце 2015 г. ДАМУ начал участвовать в прямом кредитовании организаций микрофинансирования.
В прошлом правительство предоставляло ДАМУ поддержку, хотя последнее вливание капитала ДАМУ получил в 2012 г., когда его предыдущий собственник, АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", увеличил капитал фонда на 28 млрд тенге. Насколько мы понимаем, в настоящее время новые вливания в капитал ДАМУ не планируются, однако эта ситуация может измениться, поскольку фонд планирует увеличивать объем поддержки предприятиям МСБ в ближайшие годы.
Мы также отмечаем, что ДАМУ является одной из немногих государственных организаций, некоторые обязательства которой гарантируются Правительством Республики Казахстан (например, кредиты Азиатского банка развития). Насколько мы понимаем, в будущем правительство может предоставить гарантии по кредитам Всемирного банка.
Мы пересмотрели оценку характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) ДАМУ с "b+" на "b", что отражает изменение нашей оценки капитализации и прибыльности. SACP отражает базовый уровень рейтинга ("bb-") финансовой организации, действующей в Казахстане, а также "умеренную" бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже среднего" и "адекватные" показатели ликвидности.
Наша оценка бизнес-позиции ДАМУ как "умеренной" отражает средние размеры фонда, сложившуюся модель бизнеса и концентрацию деятельности на секторе МСБ. По объему активов (373 млрд тенге, или 1,1 млрд долл.) на 31 марта 2016 г. и размеру филиальной сети (16 отделений) ДАМУ сопоставим с казахстанскими коммерческими банками средней величины. С момента его образования в 1997 г. ДАМУ является важным государственным институтом поддержки развития предприятий МСБ и организаций микрофинансирования.
Мы пересмотрели оценку показателей капитализации и прибыльности ДАМУ с "очень сильной" на "сильную", что отражает ухудшение способности абсорбировать возможные убытки. По нашим прогнозам, коэффициент достаточности капитала, скорректированного с учетом риска (risk-adjusted capital – RAC), ДАМУ снизится до уровня около 13,4-14,9% в 2016-2017 гг. в соответствии с негативными тенденциями, которые мы отмечали в 2015 г. Как мы ожидали, коэффициент RAC ухудшился с 29,2% в конце 2014 г. до 17,5% в конце 2015 г. в связи с высоким ростом объемов кредитования и отсутствием вливаний в капитал.
Способность фонда генерировать прибыль оценивается как "умеренная", поскольку целью ДАМУ не является максимизация прибыли. Чистая прибыль ДАМУ за 2015 г. увеличилась почти в 3,8 раза по сравнению с 2014 г. в связи с доходом от переоценки валютных свопов, в результате чего коэффициент рентабельности активов (ROA) составил 4,4%. Мы ожидаем, что прибыль в 2016-2017 гг. нормализуется и коэффициент ROA составит около 1,0-2,0%.
Наша оценка позиции ДАМУ по риску как "умеренной" отражает, с одной стороны, его подверженность рискам концентрации, связанным с казахстанскими коммерческими банками, растущую подверженность рискам, связанным с предприятиями МСБ в связи с предоставлением гарантий, а с другой – эффективную практику риск-менеджмента.
ДАМУ выдает кредиты более чем 20 крупным и средним коммерческим банкам в Казахстане (из 35 зарегистрированных в стране банков). Поэтому основным фактором кредитного риска для него является кредитоспособность банковского сектора Казахстана, поскольку именно банки напрямую подвержены рискам, связанным с заемщиками сектора МСБ. По состоянию на 1 июня 2016 г. все кредиты, выданные банкам, кроме одного, своевременно погашались.
ДАМУ не осуществляет прямого кредитования МСБ начиная с 2007 г., однако по-прежнему подвергается рискам, связанным с сектором МСБ, в связи с увеличением объема предоставляемых гарантий. К концу 2015 г. объем гарантий предприятиям МСБ увеличился до 17,4 млрд тенге (9,6 млрд тенге в конце 2014 г.). Мы полагаем, что андеррайтинг гарантий в целом является адекватным. Помимо гарантий предприятиям МСБ, в 2015 г. ДАМУ предоставил пятилетнюю гарантию на 27,2 млрд тенге АО "Банк ЦентрКредит" по кредиту ЕБРР.
Мы полагаем, что показатели фондирования ДАМУ находятся на уровне "ниже среднего" по банковской системе, что отражает концентрацию финансирования на рынках капитала. В конце 2015 г. государственное финансирование составляло 44% ресурсной базы банка, еще 56% средств было предоставлено Азиатским банком развития, насколько мы понимаем, под гарантии Правительства Республики Казахстан. В отличие от коммерческих банков ДАМУ не имеет доступа к механизмам финансирования со стороны центрального банка и лицензии на привлечение депозитов.
Наша оценка показателей ликвидности фонда как "адекватных" обусловлена длительным сроком погашения обязательств.
Широкие ликвидные активы (денежные средства и их эквиваленты, денежные средства в банках, ликвидные ценные бумаги) составляли 25% совокупных активов ДАМУ на конец 2015 г. и превышали объем краткосрочного фондирования, привлекаемого на открытом рынке, почти в 3,3 раза.
Прогноз "Негативный" по рейтингам ДАМУ отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем повысить или понизить рейтинги ДАМУ в случае повышения или понижения суверенных рейтингов Казахстана в ближайшие два года.
Кроме того, мы можем понизить рейтинги, если вопреки нашим ожиданиям мы не будем оценивать ДАМУ как "ключевую" дочернюю структуру Группы "Байтерек" или вероятность получения своевременной экстраординарной поддержки со стороны государства либо группы уменьшится, что может иметь место, помимо прочего, в результате следующих факторов:
– уменьшение роли фонда и, соответственно, значимости его кредитоспособности для Правительства Казахстана;
– непредвиденное давление на фискальные показатели центрального правительства, которое может повлиять на способность правительства оказывать поддержку квазигосударственным компаниям в стрессовой ситуации;
– повышение вероятности того, что правительство по какой-либо причине будет предоставлять экстраординарную поддержку (в целях обслуживания и погашения долговых обязательств в установленные сроки и в полном объеме) в первую очередь другим организациям, связанным с государством;
– дальнейшее ухудшение собственной кредитоспособности ДАМУ (stand-alone credit profile – SACP), что может свидетельствовать об ослаблении готовности правительства оказывать фонду поддержку.

-----

Рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3"; прогноз – "Негативный"
ЛОНДОН (S&P Global Ratings), 30 июня 2016 г.

S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" (БРК) по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/A-3". Прогноз по рейтингам – "Негативный".
Мы также подтвердили рейтинг БРК по национальной шкале на уровне "kzAA".
Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о "практически безусловной" вероятности того, что Правительство Республики Казахстан окажет банку своевременную экстраординарную поддержку в стрессовой финансовой ситуации. АО "Банк Развития Казахстана" (БРК)– крупнейшая дочерняя структура АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", и мы ожидаем, что банк будет и в дальнейшем играть ключевую роль в реализации стратегии Группы компаний "Байтерек", которая направлена главным образом на поддержку развития и диверсификации экономики Казахстана.
Мы присваиваем БРК рейтинги в соответствии с нашей "Методологией присвоения кредитных рейтингов группе организаций" и "Критериями присвоения кредитных рейтингов организациям, связанным с государством: Методология и допущения". По нашему мнению, АО "Банк Развития Казахстана" (БРК) остается ключевой структурой Группы компаний "Байтерек": на его долю приходится немногим более 60% консолидированных активов группы по состоянию на конец 2015 г. Правительство страны поставило перед БРК задачу содействовать развитию экономики Казахстана путем финансирования предприятий приоритетных секторов экономики, что соответствует общей стратегии Группы компаний "Байтерек". Мы считаем продажу БРК маловероятной.
Мы приравниваем рейтинги БРК к суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан, поскольку полагаем, что существует "практически безусловная" вероятность получения БРК своевременной экстраординарной государственной поддержки в стрессовой финансовой ситуации. Наше мнение о "практически безусловной" вероятности получения БРК экстраординарной государственной поддержки основывается на результатах нашей оценки:
– "неразрывных" связей банка с Правительством Республики Казахстан, поскольку он на 100% принадлежит государству и контролируется им через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". БРК был образован в 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и имеет особый статус национального института развития в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Банке развития Казахстана". БРК не имеет лицензии на банковскую деятельность и не обязан выполнять пруденциальные требования, установленные для коммерческих банков;
– "критически важной" роли банка как основного финансового инструмента правительства для выполнения программы развития инфраструктуры производственных и перерабатывающих отраслей экономики. БРК предоставляет долгосрочные кредиты для финансирования масштабных и капиталоемких инвестиционных проектов, которые имеют стратегическую экономическую или социальную значимость для Правительства Республики Казахстан. Банк является ключевым финансовым институтом, обеспечивающим выполнение нескольких государственных программ, включая пятилетнюю Государственную программу по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг. и Государственную программу инфраструктурного развития "Нурлы Жол".
Стратегия банка на 2014-2023 гг., помимо прочего, предусматривает финансирование несырьевых секторов экономики. Мы полагаем, что на данный момент эта функция была выполнена лишь частично, поскольку в 2015 г. на кредиты компаниям нефтегазового сектора приходилось свыше 40% кредитного портфеля банка. Вместе с тем мы полагаем, что эта ситуация отражает главным образом сложность диверсификации экономики Казахстана, которая характеризуется концентрацией на нефтяном секторе, в краткосрочной перспективе. Кроме того, банк участвует главным образом в проектах в перерабатывающих секторах экономики (например, нефтепереработке), а не в секторах добычи полезных ископаемых.
БРК планирует в течение нескольких лет внедрить новые методы финансирования, включая мезонинное финансирование, синдицированное кредитование и инструменты долевого участия, которые предусмотрены стратегией развития банка, опубликованной в 2014 г. В Закон Республики Казахстан "О Банке развития Казахстана" были внесены изменения, которые позволят банку постепенно внедрять такие инструменты. Кроме того, БРК стремится увеличить объем финансирования экономики через коммерческие банки, которым банк занимается с 2014 г. В целом, однако, мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе основная часть портфеля банка будет приходиться на кредитование в рамках различных государственных программ.
БРК также планирует увеличить объем финансирования в национальной валюте, на которое в настоящее время приходится около 30% кредитного портфеля банка. Мы ожидаем, что доля кредитования в национальной валюте увеличится в краткосрочной перспективе, поскольку банк принял решение конвертировать некоторые ранее выданные кредиты, номинированные в иностранной валюте, в тенге по старому обменному курсу. Такое решение призвано поддержать заемщиков, на которых сказалась девальвация национальной валюты во втором полугодии 2015 г.
Согласно нашему базовому сценарию, БРК сохранит "неразрывные" связи с государством и будет по-прежнему играть "критически важную" роль в ближайшие несколько лет, и, кроме того, Правительство Республики Казахстан будет предоставлять банку своевременную поддержку. Мы отмечаем, что в прошлом капитал банка неоднократно увеличивался. В декабре 2015 г. правительство увеличило капитал БРК на 40 млрд тенге (около 120 млн долл., или 2% активов банка), чтобы поддержать финансовое положение БРК после девальвации национальной валюты. В прошлом правительство оказывало БРК поддержку и в другой форме. Например, за последние несколько лет БРК передал проблемные активы другой дочерней структуре Холдинга "Байтерек" – Инвестиционному фонду Казахстана (ИФК). Поэтому в настоящее время в портфеле БРК отсутствуют проблемные кредиты. Вместе с тем Правительство Республики Казахстан не предоставляет гарантий по обязательствам БРК.
Мы пересмотрели оценку характеристик собственной кредитоспособности (SACP) БРК с "b+" на "b", что отражает изменение оценки показателей капитализации и прибыльности банка (с "сильной" на "адекватную"). SACP отражает базовый уровень рейтинга банка, действующего в Республике Казахстан ("bb-"), "адекватную" бизнес-позицию, "адекватные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже среднего" по банковской системе и "адекватные" показатели ликвидности (в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях).
Наша оценка бизнес-позиции банка как "адекватной" отражает, с одной стороны, социально-политическую роль банка как специализированного института развития, деятельность которого направлена на финансирование инфраструктуры и промышленных проектов в частном и государственном секторах, и значительные размеры банка, а с другой стороны – директивный характер кредитования, который оказывает негативное влияние на стабильность бизнеса БРК. Банк является крупнейшей дочерней структурой Холдинга "Байтерек": в конце 2015 г. на его долю приходилось 60% консолидированных активов "Байтерека". Вместе с тем по размеру активов (2,1 трлн тенге, или 6,2 млрд долл. на 31 марта 2016 г.) БРК уступает двум крупнейшим коммерческим банкам Казахстана – АО "Казкоммерцбанк" и АО "Народный банк Казахстана" (Халык)(размер активов этих банков превышает 4 трлн тенге).
Мы пересмотрели оценку показателей капитализации и прибыльности БРК c "сильной" на "адекватную", что отражает заметное ослабление показателей капитализации банка в 2015 г., а также наши ожидания относительно того, что негативная динамика сохранится в 2016-2017 гг. ввиду отсутствия планов по увеличению капитализации с целью поддержки продолжающегося роста объемов кредитования. По нашим прогнозам, коэффициент достаточности капитала, скорректированного с учетом риска (risk-adjusted capital – RAC), может снизиться до уровня около 8,5-9,5% в ближайшие 18 месяцев (10,3% в конце 2015 г.). Несмотря на незапланированное вливание в капитал со стороны государства в размере 40 млрд тенге в декабре 2015 г., коэффициент RAC ухудшился больше ожидаемого в 2015 г.(14,8% в конце 2014 г.). Это обусловлено более значительным, чем мы ожидали, ростом объемов кредитования в связи с переоценкой кредитов банка, номинированных в иностранной валюте (около 75% совокупного объема кредитов в конце 2014 г.), в результате девальвации тенге, начавшейся в августе 2015 г.
БРК не подпадает под требования относительно минимального уровня регулятивного капитала, однако стремится поддерживать показатель капитала 1-го уровня свыше 12%, показатель достаточности капитала – 14% и уровень финансового рычага – 6x. Показатель достаточности капитала (согласно требованиям Basel II) составлял 17,3% на 31 марта 2016 г. и показатель капитала 1-го уровня – 15,1%.
Поскольку БРК является государственным банком развития, его бизнес-стратегия ориентирована не на получение прибыли, а на решение задач социально-экономической политики правительства. Тем не менее банк стремится получать достаточный доход для покрытия всех операционных расходов и затрат по займам. В последние шесть лет БРК демонстрировал волатильные и низкие показатели прибыльности основной деятельности, и мы ожидаем, что они останутся на том же уровне. В 2015 г. негативное влияние на чистую прибыль банка оказал большой объем резервов, в результате чего показатель доходности активов (ROA) ухудшился примерно с 1% в 2014 г. до 0,3% в 2015 г. Мы ожидаем, что в 2016-2017 гг. показатель доходности активов будет менее 1%.
Наша оценка позиции по риску как "умеренной" отражает главным образом более неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских коммерческих банков (без учета реструктурированных банков), очень высокую долю кредитов в иностранной валюте и высокую концентрацию на отдельных отраслях, а также относительно высокое качество активов, поскольку все проблемные кредиты БРК были переданы другой дочерней структуре Холдинга "Байтерек" – Инвестиционному фонду Казахстана.
Кредитный портфель банка характеризуется концентрацией на нефтегазовой отрасли (в частности, переработке нефти и газа), а также металлургии. На 20 крупнейших кредитов приходилось 3,4x совокупного скорректированного капитала (ССК) по состоянию на 31 марта 2016 г., что соответствует показателям казахстанских банков среднего размера, однако является очень высоким показателем по международным стандартам.
Доля кредитов в иностранной валюте (около 70% на 31 марта 2016 г.) почти в два раза превышает средние показатели казахстанских коммерческих банков. Мы полагаем, что значительная девальвация национальной валюты начиная с августа 2015 г. существенно повлияла на некоторых заемщиков, которые не могут обеспечить естественного хеджирования рисков в иностранной валюте; поэтому мы ожидаем некоторого дальнейшего ухудшения качества активов в ближайшие 18 месяцев.
Мы полагаем, что показатели фондирования банка находятся на уровне "ниже среднего" по банковской системе, что отражает концентрацию ресурсной базы на рынках капитала. Кредиты, полученные от финансовых институтов, составляли около 50% обязательств и были предоставлены главным образом Экспортно-импортным банком Китая (Export-Import Bank of China) и Банком развития Китая (China Development Bank). В структуре долговых ценных бумаг банка преобладают еврооблигации (примерно 30% обязательств на конец 2015 г.), основная часть которых подлежит погашению в 2022 г.
Мы считаем показатели ликвидности БРК "адекватными", учитывая достаточный объем ликвидных активов и умеренный объем выплат по долгу, привлеченному на рынках капитала, – 226 млн долл. в 2016 г. и 302 млн долл. в 2017 г. (главным образом по межбанковским кредитам). Мы ожидаем увеличения финансового рычага, предусмотренного стратегией, и, соответственно, ухудшения коэффициента ликвидности, который, как мы полагаем, останется на "адекватном" уровне. Денежные средства, их эквиваленты и средства в банках составляли 15% совокупных активов БРК на 31 марта 2016 г. На вложения в ценные бумаги, доступные для продажи, приходилось 8%.
Прогноз "Негативный" по рейтингам БРК отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам БРК или повысить или понизить рейтинги банка в случае аналогичного рейтингового действия в отношении Республики Казахстан в ближайшие два года.
Кроме того, мы можем понизить рейтинги, если вопреки нашим ожиданиям не будем оценивать вероятность получения БРК и Группой компаний "Байтерек" своевременной экстраординарной поддержки со стороны государства как "практически безусловную", что может иметь место, помимо прочего, в результате следующих факторов:
– уменьшение роли банка и, соответственно, значимости его кредитоспособности для Правительства Казахстана;
– непредвиденное давление на фискальные показатели центрального правительства, которое может повлиять на способность правительства оказывать поддержку квазигосударственным компаниям в стрессовой ситуации;
– повышение вероятности того, что правительство по какой-либо причине будет предоставлять экстраординарную поддержку (в целях обслуживания и погашения долговых обязательств в установленные сроки и в полном объеме) в первую очередь другим организациям, связанным с государством;
– дальнейшее ухудшение кредитоспособности БРК, что может свидетельствовать об ослаблении готовности правительства оказывать банку поддержку.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О заключении Меморандума в отношении проблемных ипотечных заемщиков 29.07.2016
В Казахстане ожидается снижение объемов добычи нефти до 75,5 млн тонн 29.07.2016
Апелляционная жалоба АО "Локомотив" по итогам проверки КРЕМ и ЗК судом не поддержана 29.07.2016
Fitch понизило рейтинг ЦАЭК до уровня "B+", прогноз "Стабильный" 29.07.2016
Компания KAZ Minerals PLC сообщила о производственных результатах своей деятельности за первое полугодие 2016 года 29.07.2016
Нефтяная качалка на "зеленой" энергии 29.07.2016
Операционные результаты РД КМГ за первое полугодие 2016 года 29.07.2016
Яндекс.Такси выходит на рынок Казахстана 29.07.2016
О ситуации на финансовом рынке 28.07.2016
Реконструкция автомобильной дороги Астана-Павлодар будет закончена в установленный срок 28.07.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz