МОСКВА (S&P Global Ratings), 22 июля 2016 г.
S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента "BBB-/A-3" казахстанского государственного АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". Прогноз изменения рейтингов – "Негативный". Одновременно мы подтвердили рейтинг фонда по национальной шкале "kzAA" и рейтинг приоритетного необеспеченного долга "BBB-". Рейтинги фонда "Самрук-Казына" отражают его статус организации, связанной с государством (ОСГ), а также наше мнение о "практически безусловной" вероятности получения фондом своевременной и достаточной экстраординарной поддержки со стороны Правительства Республики Казахстан в случае финансовых затруднений. В соответствии с нашими критериями присвоения рейтингов ОСГ наша оценка определяется следующими факторами: – "неразрывными" связями фонда с государством, обусловленными тем, что фонд на 100% принадлежит государству. Фонд имеет особый статус национального управляющего холдинга. Мы полагаем, что государство вряд ли сократит принадлежащую ему долю в капитале фонда и уменьшит контроль над ним по крайней мере до 2018 г., несмотря на планы по приватизации некоторых дочерних структур, контролируемых фондом "Самрук-Казына", о которых правительство объявило в 2015 г. Председателем совета директоров фонда "Самрук-Казына" является премьер-министр Республики Казахстан, а правительство активно участвует в принятии стратегических решений фонда; – "критически важной" ролью фонда для Правительства Республики Казахстан в качестве основного инструмента реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан, направленного на индустриализацию и обеспечение долгосрочной устойчивости и диверсификации экономики Казахстана. Фонд контролирует практически все стратегические активы корпоративного сектора Казахстана (в том числе нефтегазового), стоимость которых превышает 40% ВВП страны. Кроме того, фонд выполняет квазифискальную роль для государства, направляя средства из Национального нефтяного фонда Республики Казахстан в реальный сектор экономики. Стратегическая роль фонда оговаривается в ряде ключевых стратегических документов и заявлений правительства. С момента создания в 2008 г. фонд принимает участие в ключевых национальных программах, консолидирует практически все государственные активы корпоративного сектора Казахстана, в том числе в таких ключевых отраслях экономики, как нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, транспорт и горнодобывающая отрасль, управляет этими активами от имени государства, а также является основным инструментом решения экономических, политических и социальных задач правительства. В соответствии с законодательством должности всех членов совета директоров фонда занимают главы исполнительных органов власти, а председателем совета директоров является премьер-министр Республики Казахстан. Правительство играет решающую роль в деятельности фонда благодаря регулярным заседаниям его совета директоров. Являясь холдинговой компанией, фонд "Самрук-Казына" должен полностью принадлежать государству. Несмотря на то, что в 2015 г. правительство объявило о планах частичной приватизации активов фонда, в том числе в энергетической, транспортной и горнодобывающей отраслях, в целях привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования экономического роста, сроки и объемы приватизации пока не определены. Согласно нашему базовому сценарию, государство и фонд "Самрук-Казына" будут сохранять контроль над ключевыми активами в ближайшие два-три года и лишь представят более конкретные предложения в отношении приватизации в 2018 г. Позитивное влияние на деятельность фонда оказывает получение достаточной текущей и своевременной экстраординарной поддержки от правительства, которая предоставляется в нескольких формах: в виде льготных бюджетных кредитов и регулярных вливаний капитала из бюджета; приобретения облигаций фонда Национальным нефтяным фондом Республики Казахстан и государственным единым пенсионным фондом; получения кредитов от государственного Банка развития Казахстана; а также в форме поддержки от Национального банка Республики Казахстан (НБРК). В 2015 г. объем подобной государственной поддержки, оказанной фонду "Самрук-Казына", составил более 1,6 трлн тенге (около 4,7 млрд долл., или 2,5% ВВП), включая экстраординарную поддержку со стороны правительства и НБРК, предоставленную через фонд "Самрук-Казына" в целях погашения валютных долговых обязательств одной из его ключевых структур, АО НК "КазМунайГаз". Прогноз "Негативный" по рейтингам фонда отражает аналогичный прогноз по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Казахстана. Мы можем понизить рейтинги фонда в случае появления каких-либо признаков ослабления государственной поддержки, например изменения роли фонда как инструмента государственной политики или более ускоренной, чем мы в настоящее время ожидаем, приватизации ключевых активов, в том числе в нефтяной отрасли, что может привести к понижению нашей оценки роли фонда "Самрук-Казына" для государства и связей с ним. Кроме того, мы можем понизить рейтинги фонда в случае понижения суверенных кредитных рейтингов Казахстана. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам на "Стабильный" в случае аналогичного пересмотра прогноза по суверенным рейтингам Казахстана. |