NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 13.10.2024 02:43 ast
00:43 msk

Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне "BBB-/A-3"; прогноз остается "Негативным"
Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан по-прежнему в первую очередь оказывают сильные показатели баланса, обусловленные профицитом бюджета в период высоких цен на сырьевые товары. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем экономического развития и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики
13.03.2017 / экономика

10-Mar-2017 21:18 MSK

РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
10 марта 2017 г. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-" и "A-3". Мы также подтвердили рейтинги Казахстана по национальной шкале "kzAA". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Негативный".

ОБОСНОВАНИЕ
Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан по-прежнему в первую очередь оказывают сильные показатели баланса, обусловленные профицитом бюджета в период высоких цен на сырьевые товары. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен потенциально низкой предсказуемостью будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, умеренным уровнем экономического развития и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики.
В феврале 2017 г. Правительство Казахстана внесло поправки в бюджет на 2017 г. - главным образом с целью обеспечения финансирования, обусловленного резким увеличением расходов в связи с рекапитализацией АО "Фонд проблемных кредитов" (составляющего 4% ВВП), что позволит фонду выкупать проблемные активы у национальных банков. Насколько мы понимаем, фактически снижение уровня проблемных кредитов в банковской системе Казахстана было ограниченным. Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) заявил о снижении уровня проблемных кредитов (согласно определению НБРК это кредиты, выплаты основной суммы долга по которым просрочены более чем на 90 дней) с 8% по состоянию на 1 января 2016 г. до 6,7% кредитного портфеля на 1 января 2017 г., однако, насколько мы понимаем, это улучшение связано главным образом со списаниями или продажей проблемных кредитов специальным юридическим лицам, показатели которых согласно национальным стандартам финансовой отчетности не консолидируются. В определенной мере это обусловлено требованием регулятора снизить уровень проблемных кредитов до менее 10% к концу 2017 г. Банковский сектор Казахстана относится к группе 8 по уровню отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA; в группу 1 входят страны с наименьшими рисками, а в группу 10 - страны с наибольшими рисками; см. статью "Отраслевые и страновые риски банковского сектора: Республика Казахстан", опубликованную 26 сентября 2016 г. в RatingsDirect).
С учетом корректировок на внебалансовые кредиты, реструктурированные кредиты и кредит, выданный АО "БТА Банк" со стороны АО "Казкоммерцбанк", мы полагаем, что фактический уровень проблемных кредитов может более чем в четыре раза превышать официальные данные. В 2017 г. НБРК проведет стресс-тестирование и анализ качества активов казахстанских банков. С нашей точки зрения, в среднесрочной перспективе низкое качество активов банковской системы по-прежнему может оказывать негативное влияние на экономические показатели этой страны. Мы полагаем, что прозрачная система оценки слабых сторон банковской системы Казахстана и полномасштабная программа по преодолению связанных с ними проблем должна обеспечить трансформацию национальных банков в движущую силу роста экономики страны. Процесс укрепления и стабилизации банковской системы может потребовать от правительства дополнительных затрат и тем самым ослабить фискальные показатели (в зависимости от размера необходимой поддержки).
Расходы правительства на обслуживание долга в 2016 г. увеличились до 6% доходов расширенного правительства (с 5% годом ранее), что отчасти обусловлено девальвацией национальной валюты (тенге), поскольку 52% долга правительства номинировано в иностранной валюте. Еще одной причиной скачка объема расходов на обслуживание долга стал рост инфляции на уровне 14,6%, вызванный ослаблением тенге, поскольку долг правительства, привязанный к уровню инфляции, составил 16% совокупных долговых обязательств (см. табл. 4 в статье "Долг суверенных правительств в 2017 г.: заимствования увеличатся на 4% - до 6,8% трлн долл.", опубликованной 23 февраля 2017 г. в Ratings Direct). С учетом того, что влияние некоторых факторов ослабевает, мы ожидаем, что процентные расходы правительства в среднем снизятся до 4,8% доходов в 2017-2020 гг. (инфляция составит 6% в тот же период). Вместе с тем, если показатель обслуживания долга не снизится, мы можем пересмотреть нашу оценку структуры государственного долга в сторону понижения.
Ключевым сектором экономики Казахстана является нефтяной, который напрямую составляет примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и 35% доходов расширенного правительства. Тем не менее, хотя этот сектор и обеспечивает поддержку экономики страны в периоды высоких цен на нефть, мы рассматриваем нефтяные доходы как фактор, обусловливающий значительную волатильность торговых операций и доходов.
По нашим прогнозам, экономика Казахстана вновь будет демонстрировать умеренные темпы роста начиная с 2017 г., при этом рост ВВП составит в среднем около 2,5% в 2017-2020 гг. Прогнозируемая динамика макроэкономических показателей будет поддерживаться ростом объемов инвестиций, восстановлением уровня потребления и улучшением показателей экспорта в связи с некоторым ростом цен на нефть (см. статью "S&P Global Ratings пересматривает допущения в отношении цен на нефть и натуральный газ на 2017 г. в сторону повышения", опубликованную 16 декабря 2016 г. в RatingsDirect), а также нашими ожиданиями увеличения объема добычи на крупном нефтяном месторождении Кашаган. По нашим оценкам, в 2011-2020 гг. тенденция роста реального ВВП на душу населения, для оценки которой мы используем 10-летний средневзвешенный показатель роста, составит примерно 1%, что соответствует нижнему сегменту диапазона показателей для стран с аналогичным уровнем экономического развития.
В настоящее время мы по-прежнему считаем значительный объем активов Казахстана ключевым позитивным рейтинговым фактором. По нашим прогнозам, ликвидные активы расширенного правительства, состоящие главным образом из активов НФРК (преимущественно в форме иностранных инвестиций) и депозитов правительства в НБРК, к концу 2017 г. составят примерно 42% ВВП. Из наших расчетов ликвидных активов мы исключили финансирование НФРК организаций, связанных с государством, в национальной валюте, поскольку это финансирование (в виде кредитов и приобретения выпусков облигаций), как правило, характеризуются льготными ставками, очень длительными сроками погашения и неопределенными перспективами выплаты. По существу, мы считаем эти активы неликвидными и недоступными для смягчения последствий потенциальных финансовых стрессовых ситуаций. Учитывая относительно низкий уровень долга - около 20% ВВП, мы отмечаем, что правительство тем самым по-прежнему является нетто-кредитором, при этом объем активов превышает объем обязательств примерно на 20% ВВП.
В расчет бюджетных показателей расширенного правительства входят показатели центрального правительства, региональных органов власти и НФРК. Мы включаем внебюджетные программы экономического развития, осуществляемые через государственные организации и финансируемые НФРК, в наши расчеты расходов расширенного правительства. При расчете доходов расширенного правительства мы не учитываем эффект переоценки валютных активов НФРК, выраженных в тенге, - в отличие от официальной статистики, в соответствии с которой этот эффект, обусловленный значительной девальвацией национальной валюты в 2015 г., оказал существенное позитивное влияние на показатели бюджета. Согласно нашей методике расчета показателей дефицит бюджета расширенного правительства снизился почти с 9% ВВП в 2015 г. до 4% ВВП в 2016 г. Мы ожидаем, что в 2017 г. дефицит бюджета останется на уровне около 4% ВВП с учетом запланированных расходов на рекапитализацию АО "Фонд проблемных кредитов", которые составят 4% ВВП.
По нашим оценкам, капитальные расходы составят около 15% совокупных расходов бюджета. С учетом расходов НФРК объем расходов капитального характера достигнет примерно 25% расходов расширенного правительства. Мы полагаем, что столь высокая доля капитальных расходов обеспечивает гибкость бюджетных показателей в случае, если правительству потребуется резко сократить расходы.
На наш взгляд, низкий уровень "узкого" чистого внешнего долга и невысокие совокупные потребности во внешнем финансировании являются позитивными рейтинговыми факторами. Однако мы по-прежнему отмечаем риски в отношении платежного баланса в Казахстане, связанные со значительным притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа. По нашим оценкам, их объем составлял около 83 млрд долл. в 2016 г. (58% совокупных входящих ПИИ), что близко к 60% ВВП, или 174% поступлений по СТО. Насколько мы понимаем, ПИИ долгового типа сконцентрированы главным образом в нефтяной и горнодобывающей отраслях. Несмотря на то, что ПИИ являются более стабильным источником финансирования, чем ценные бумаги, мы отмечаем, что они все же входят в число внешних обязательств правительства и могут обусловить давление на платежный баланс в случае принудительной репатриации прибыли и капитала.
На наш взгляд, качество международных резервов НБРК снизилось, поскольку около 20% этих резервов составляют валютные депозиты (корреспондентские счета) казахстанских банков в НБРК, что, однако, ниже почти 30% в 2015 г. Кроме того, НБРК проводит операции "валютный своп" с казахстанским банками в объеме около 3 млрд долл. (10% доступных резервов), по сути перемещая эти внешние активы из банков в НБРК. Вместе с тем, по нашим ожиданиям, срок действия большинства этих операций истекает в 2017 г.
На наши рейтинги Казахстана негативно влияет ограниченная гибкость монетарной политики. В августе 2015 г. НБРК объявил о переходе к "плавающему" курсу тенге и таргетированию инфляции. Последовавшая за этим корректировка обменного курса, как мы полагаем, позволила несколько снизить внешние риски. Вместе с тем мы полагаем, что переход к эффективному инфляционному таргетированию займет определенное время и будут по-прежнему отмечаться проблемы, препятствующие доверию к монетарной политике, такие как избыточный объем ликвидности в национальной валюте на фоне умеренного роста кредитования в банковской системе и краткосрочного характера кривой доходности тенге. Вместе с тем мы отмечаем снижение инфляции с двузначного уровня в 2016 г. до верхнего предела целевого диапазона, установленного НБРК на 2017 г. - 6-8% (инфляция в годовом выражении составила 7,9% в январе и 7,8% в феврале 2017 г.). Мы также полагаем, что НБРК может испытывать политическое давление, что было подтверждено рядом примеров в последние годы, когда НБРК был вовлечен в деятельность, не входящую в обязанности центрального банка, включая приобретение им доли в АО НК "КазМунайГаз" и компенсационные выплаты по депозитам в национальной валюте после девальвации тенге в 2015 г.
Мы также отмечаем высокий уровень долларизации депозитов резидентов в экономике Казахстана, что ослабляет механизм денежной трансмиссии и тем самым ограничивает гибкость монетарной политики. Хотя доля депозитов в иностранной валюте недавно сократилась до 55% с пикового значения в 70% совокупного объема депозитов в конце 2015 г., ее уровень остается одним из самых высоких среди 130 стран мира, имеющих рейтинги S&P Global Ratings (см. ежеквартально выходящую статью "Индикаторы суверенного риска", последняя версия которой была опубликована 14 декабря 2016 г. Бесплатная интерактивная версия доступна по ссылке spratings.com/sri).
Наши рейтинги Казахстана также по-прежнему ограничены в связи с тем, что, как мы полагаем, процесс принятия решения в стране остается высокоцентрализованным, что может снизить его предсказуемость. В стране не было случаев передачи власти какому-либо другому лицу с тех пор, как Нурсултан Назарбаев занял должность президента после обретения Казахстаном независимости в 1991 г.
Нурсултан Назарбаев заявил о намерении пробыть на своем посту полный президентский срок до 2020 г. Существует значительная неопределенность относительно потенциального преемника президента. Вместе с тем мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе.
В начале марта 2017 г. Нурсултан Назарбаев объявил о конституционных изменениях в Парламенте Республики Казахстан, призванных повысить роль Кабинета министров и Парламента за счет сокращения президентских полномочий. На наш взгляд, эти действия были предприняты с целью создать институциональные условия для передачи власти будущему преемнику президента, однако мы не ожидаем, что они приведут к практическим последствиям в настоящее время.

ПРОГНОЗ
Прогноз по суверенным рейтингам - "Негативный", что отражает главным образом риски, существующие в отношении бюджетных показателей Казахстана в ближайшие 12 месяцев. Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придем к выводу, что фискальные, внешние или экономические показатели не улучшаются в соответствии с нашими ожиданиями. В частности, к понижению суверенного рейтинга может привести сокращение активов и увеличение обязательств по сравнению с нашими текущими ожиданиями, а также устойчивое повышение расходов на обслуживание долга до более чем 5% доходов бюджета.
Мы также можем понизить суверенные рейтинги Казахстана, если тенденция роста ВВП на душу населения снизится до 1% – нижнего предела для стран с аналогичным уровнем экономического развития.
Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный", если давление на платежный баланс останется умеренным, а гибкость монетарной политики повысится. Последнее возможно в случае, если долларизация депозитов резидентов значительно сократится, что улучшит способность НБРК влиять на экономическую ситуацию в стране.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В 4 квартале 2016 года среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 80 741 тенге 31.03.2017
Оптовые реализаторы сахара города Семей привлечены к административной ответственности 31.03.2017
Зона несбывшихся надежд 30.03.2017
Экономики СНГ в мировой табели о рангах 30.03.2017
Структура, связанная с зятем президента Казахстана, станет совладельцем Ильинской больницы 29.03.2017
Продажа доли KMGI окажет нейтральное влияние на кредитоспособность НК КМГ 29.03.2017
Банки нарушают – потребители молчат? 28.03.2017
В период "ЭКСПО-2017" в Астану с регионов запустят дополнительные 14 пассажирских и пригородных поездов 28.03.2017
Прогноз по рейтингам АО "Зерновая страховая компания" пересмотрен с "Позитивного" на "Развивающийся" вследствие риска, обусловленного дефолтом связанной организации; рейтинги подтверждены 27.03.2017
Пятеро казахстанцев остались в списке миллиардеров по версии Forbes 24.03.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
13.10.24 Воскресенье
87. АМИРГАЛИЕВ Нариман
87. КРАСНОСЕЛЬСКИЙ Николай
84. БУКЕЙХАНОВ Нурым
69. УРАЗАЛИЕВ Серикказы
66. АТАМКУЛОВ Ерлан
65. САТЫБАЛДИН Азимхан
62. МУСТАФАЕВ Ерлан
61. САГИНТАЕВ Бакытжан
59. ДЖУМАБАЕВ Канат
59. ШАРИПОВ Нурсерик
57. АБДИЛДАБЕКОВ Марат
57. ЖУМАГУЛОВ Жаркын
56. ТАЖИБАЕВ Асхат
55. АБУЛГАЗИН Данияр
52. САГЫН Бекбол
...>>>
14.10.24 Понедельник
83. БАЛАБЕКОВ Оразалы
82. АМАНЖОЛОВ Майдан
78. ЖУЛАНОВА Людмила
77. КАРАБАЛИН Узакбай
76. МАМАШЕВ Талгат
76. ЦХАЙ Юрий
75. АЙЖАРИКОВ Турикпенбай
75. ЛЕВИТИН Вячеслав
72. НУРМАГАНБЕТОВ Акылбай
72. ШУМКИН Александр
71. МИНЕНКОВ Сергей
65. МАРДАНОВ Унгарсын
62. БАДАЛИЕВ Манон
61. СЕРИКБАЕВ Бауржан
60. ТАШКЕНБАЕВА Сауле
...>>>
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz