Любовь Доброта, "Казахстанская правда", 15 марта
Дважды с интервалом в полтора года в области торжественно вводились предприятия в Индустриальной зоне "Бадам". А между тем на промышленной площадке до сих пор не завершено строительство инженерной инфраструктуры, и предприниматели не имеют возможности запустить производство. Строительство Индустриальной зоны "Бадам" началось несколько лет тому назад. Первой ласточкой на ее территории стал тракторный завод ТОО "KazKioti". Торжественную сдачу объекта в эксплуатацию назначили на начало июля 2015 года, приурочив ко Дню индустриализации. "Без прессы", так лаконично отвечали тогда в пресс-службе на все попытки журналистов принять участие в церемонии запуска предприятия. И заверили, что информация и фотографии будут предоставлены. Пару абзацев содержали скупую информацию, из которой следовало, что открыто производство тракторов премиум-класса для малой механизации трех моделей, имеющих 60, 76 и 100 лошадиных сил. Проект оценивается в 7 млрд тенге и осуществлен совместно с южнокорейской компанией Daedong. Работой здесь обещали обеспечить почти 400 человек. Об этом дружно, как под копирку, и сообщили все СМИ. На тот момент якобы уже было выпущено 40 тракторов. Видимо, чтобы развеять все сомнения потенциальных скептиков, прямое включение проходило на фоне техники, выстроенной в линейку у входа в производственный цех. Сейчас предприятие простаивает, у входа на территорию выставлена охрана, а перед производственным корпусом стоит несколько тракторов, ничего общего по внешнему виду не имеющих с той продукцией, выпуском которой хвалились в День индустриализации. В областном управлении промышленности, предпринимательства и туризма утверждают, что на заводе временные трудности, для преодоления которых в прошлом году ТОО "KazKioti" через региональный инвестиционный центр "Оңтүстік" даже получило государственную поддержку. Ее размер составил порядка 800 млн тенге. Что помешало даже после этого заводу заработать, так и остается неясным. Ильяс Оспанов, заместитель руководителя областного управления промышленности, предпринимательства и туризма, не склонен связывать продолжающееся бездействие завода с тем, что до сих пор на промышленной площадке нет природного газа и электричества. Дескать, завод не особо энергоемкий. А еще чиновник верит в то, что недалек тот день, когда предприятие-таки завалит область, а то и всю страну мини-тракторами отечественного производства. Более того, не ограничится отверточными технологиями, а начнет самостоятельно выпускать несложные детали – диски, детали кузова и прочее. "Это радостное событие произойдет, возможно, уже к лету!" – высказал предположение Ильяс Оспанов. И тогда его можно будет еще раз торжественно запустить, к примеру, к Дню индустриализации, подумала я. А почему бы и нет, ведь это будет уже совсем другое предприятие – с отечественным содержанием!? Да и опыт повторного торжественного запуска одних и тех же заводов в Шымкенте уже наработан. И не беда, что они, как к примеру, завод по выпуску аккумуляторов, сейчас даже не существуют на промышленной карте области. У литейного производства ТОО "KARLSKRONA LC AB", расположенного напротив ТОО "KazKioti", другая беда, но в ее основе лежит все то же стремление чиновников пустить пыль в глаза. Завод под занавес прошлого года запускали в торжественной обстановке, в очередной раз напомнив горожанам и стране об Индустриальной зоне "Бадам". И журналистов на объект снова не пустили, разослав пресс-релиз, из которого следовало, что пуск нового производства позволит компании увеличить на 40% объем экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья. – Наш завод по-прежнему простаивает, а мы несем убытки, – не скрывает реального положения дел на предприятии генеральный директор ТОО "KARLSKRONA LC AB" Уалихан Ахмедов. – Сначала нам обещали завершить строительство системы газо- и энергоснабжения до нового года, потом – до 1 февраля, затем сроки перенесли до 1 марта. Все это время мы теряем заказчиков, вынуждены отказывать нашим потенциальным партнерам. В листе ожидания у нас, к примеру, значится Састобинский цементный завод, предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Более того, предприятие вынуждено было для собственного производства насосов заказать литье в Китае, общая стоимость которого выражается в шестизначных суммах, причем в иностранной валюте. Люди сидят без работы, надеясь, что строительство инженерной инфраструктуры действительно вот-вот закончится, на промышленной площадке появятся электроэнергия и газоснабжение и удастся-таки запустить литейное производство машиностроительного завода. Есть у ТОО "KARLSKRONA LC AB" и привлеченные специалисты из Украины, на которых получена квота. На предприятии установлено уникальное оборудование, вряд ли такое есть еще хотя бы на одном заводе страны. Но оно вопреки здравому смыслу и самой идее государственной поддержки предпринимательства продолжает простаивать. Все, что удалось руководству предприятия, так это добиться получения по временной схеме 1,5 МВт электроэнергии, которых хватает на работу сварочного цеха. Между тем в областном управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, отвечающего за создание необходимой инженерной инфраструктуры для промышленной площадки, просят руководство и трудовой коллектив предприятия еще немного подождать, обещая, что к концу марта и газ, и электроэнергия будут наверняка. Дескать, осталось совсем немного: смонтировать оборудование на 13 ШРП да установить запасной трансформатор на подстанции. Дорога, система водопровода и канализации, газопровод и электрические сети готовы. Правда, есть вопросы по качеству их строительства. Но вины чиновников в этом нет. Они бьют себя в грудь, утверждая, что хотели как лучше, ну а в том, что получилось как всегда, виноват недобросовестный подрядчик, выигравший конкурс. – Тендер выиграло ТОО "Өнiм", которое неоднократно срывало график выполнения строительно-монтажных работ, за что систематически получало от нас предупреждения, – комментирует ситуацию заместитель руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Адильхан Абдикадыров. – Осенью прошлого года после неоднократных предупреждений мы даже вынуждены были применить штрафные санкции в размере 11 миллионов 969 тысяч тенге. Есть к компании и претензии по качеству выполнения работ, в том числе и со стороны технической инспекции, за что тоже наложен штраф. Мы вынуждены были подать исковое заявление в суд. Со дня на день состоится слушание дела о принудительном взыскании штрафов и признании компании недобросовестным поставщиком услуг. Со своей стороны мы выполнили все обязательства, никаких задержек с финансированием не было. Подрядчику уже выплачено 2 миллиарда 84 миллиона тенге. Заплатить осталось 116 миллионов тенге. |