Как заявили присутствующие на конференции эксперты, основная масса жалоб поступает в связи с "необоснованным дополнительным взиманием денег при оказании финансовых услуг". То есть речь идет о комиссиях, необоснованных повышениях ставки вознаграждения и т.д. Как было отмечено, иногда возникают ситуации, когда потребитель вначале слышит рекламные параметры той или иной услуги, а потом, уже при оформлении договора, возникают дополнительные выплаты. Здесь можно порекомендовать читать договоры внимательней, отметили участники конференции, однако зачастую человек получает возможность ознакомиться с условиями лишь в момент оформления услуги, но не раньше. Президент ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин обратил внимание на целую плеяду нарушений, присутствующих в наших БВУ. По его словам, кое-кто из банков первой казахстанской десятки до сих пор не предоставил возможности потребителям обслуживаться через интернет. Другой банк снимает деньги с карточки при ее обслуживании, что в магазине, что в интернете. Отдельные банки, выдающие кредиты, предупреждают о просрочке только в тот момент, когда она возникает. "Нарушения лежат на поверхности. Если бы я работал в структуре, которая обязана защищать потребителей, я бы поднимал эти вопросы, глобальные для страны. Нацбанку следует обратить внимание, двинуть нашу банковскую систему в правильном направлении", - сказал эксперт. Константин Горожанкин также отметил ситуацию с выделением средств из Национального фонда на так называемое оздоровление банковского сектора. Напомним, в этом и прошлом году запланировано выделение более двух трлн тенге в Фонд проблемных активов. По мнению многих, эти средства, частично взимаемые из Нацфонда, пойдут на выкуп "токсичных" долгов. – Как налогоплательщик я очень сильно удивлен. Почему вдруг мои деньги отдаются частному банку, причем отдаются в размере миллиардов долларов? Опять же об этом страна молчит. Я очень боюсь, что то, что сейчас происходит в России, Белоруссии и Украине, если такие нарушения будут повторяться очень часто, это придет и к нам. Я бы этого очень не хотел и об этом надо говорить. Мы понимаем, кому принадлежат эти банки, но, тем не менее, это наши общие деньги. Почему бы нам не обсуждать это хотя бы на "круглых столах"? Кроме того, эксперты рынка финансовых услуг рассказали подробности недавней волны виртуальных мошенничеств с карточками казахстанцев. Ранее заявлялось, что ряд крупнейших отечественных банков пережил беспрецедентно мощную кибератаку. "В казахстанских системах интернет-банкинга, во многих из них до недавнего времени и даже сейчас есть возможность получить пароль с помощью смс. Достаточно просто указать ваш номер карты, и на тот номер, который к нему привязан, приходит пароль. Этого пароля достаточно для мошенников, чтобы попасть в ваш личный кабинет", - пояснили специалисты. Есть косвенные сведения о том, что жертвами кибератак стало достаточное количество держателей карточек, но, как сообщили на конференции, число официальных жалоб фактически стремиться к нулю. По информации начальника Управления по финансовой грамотности департамента по защите прав потребителей Национального банка РК Иман Аль-Кейси, пока к ним поступило только одно обращение от пострадавшего. Этот потребитель продавал квартиру, ему позвонили, запросили данные карточки, фактически он раскрыл их сам. По мнению многих участников конференции, жертвы аферистов не хотят обращаться в органы правопорядка, чтобы не "светить" свои счета. Так же на конфиденциальности, очевидно, настаивают банки, так как информация об уязвимости электронных систем может негативно отразиться на их репутации. |