NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 03:47 ast
01:47 msk

Конкурентоспособный бизнес – конкурентоспособная страна
Системные меры Министерства финансов РК по улучшению показателей Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума
28.02.2018 / экономика

minfin.gov.kz, 27 февраля

1. "Эффективность государственных расходов"
Одним из инструментов обеспечения макроэкономической стабильности является кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов.
С 2014 по 2016 год расходы бюджета были оптимизированы на общую сумму 1,7 трлн. тенге.
До 2025 года планируем снизить нагрузку на бюджет путем привлечения частного капитала до 1 трлн. тенге через сервисную модель финансирования.
Для обеспечения устойчивого роста экономики фискальная политика страны основана на четких и надежных ограничениях, таких, как:
- снижение дефицита бюджета до 1% к ВВП к 2020 году;
- сокращение зависимости бюджета от нефтяных доходов путем поэтапного снижения гарантированного трансферта из Национального фонда с 2,6 трлн. тенге в 2018 году до 2,0 трлн. тенге к 2020 году;
- прекращению привлечения целевого трансферта в республиканский бюджет.
Заложенный в бюджете постепенный уход от нефтяной зависимости и снижение дефицита бюджета определяют долгосрочный тренд устойчивости государственных финансов Казахстана.
В целях предотвращения замещения активов Национального фонда правительственным долгом предусмотрены ограничения на расходы на обслуживание и погашение правительственного долга на уровне 15 %. Бюджет страны, как и все предыдущие, социально ориентированный. При этом выполняются обязательства как по обеспечению обороны и безопасности страны, так и по мерам экономического роста.
Так, доля социальной сферы (социальное обеспечение и социальная помощь, образование, здравоохранение и культура и спорт) растет с 44,6% в 2018 году до 47,6% к 2020 году. В денежном выражении это 13,4 трлн. тенге на 2018-2020 годы.
В рамках данных средств повышаются пенсии и пособия всем категориям граждан, улучшается система оказания медицинских услуг населению, обеспечение их лекарственными средствами, строятся школы и вводятся новые стандарты обучения, развивается культура и спорт.
Силовой блок страны занимает 12% республиканского бюджета ежегодно или 3,4 трлн. тенге на 2018-2020 годы.
Реализация задач по созданию новой модели экономического роста осуществляется посредством технологической модернизации и цифровизации экономики, поддержки массового предпринимательства, а также развития традиционных базовых отраслей - аграрного сектора, транспортной и логистической инфраструктуры.
Так, на реальный сектор в 2018-2020 годах будет направлено 3,6 трлн. тенге.
В рамках данных средств реализуются задачи по укреплению экономического роста через государственные программы индустриально-инновационного развития, развития АПК, Нұрлы Жол, программа жилищного строительства Нұрлы Жер и транспортной инфраструктуры.
Для более быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики Правительству предоставлено право по перераспределению средств между бюджетными программами разных администраторов в объеме не более 10% при неэффективном использовании бюджетных программ путем корректировки соответствующего бюджета.
Как показывает динамика, ежегодно улучшается качество автодорог как республиканского, так и местного уровня, строятся дома для населения, уровень обеспеченности питьевой водой сельских округов растет. Исполнение бюджета в среднем ежегодно составляет 99,4%.
Для расширения полномочий органов местного самоуправления в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью с 2018 года внедряется IV уровень бюджета, который завершится к 2020 году. Решение финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления расширит возможности граждан участвовать в процессе принятии решений через развитие местного самоуправления.
Обеспечение публичной доступностью бюджетной информации, отражение степени вовлеченности общества в бюджетный процесс и его социальной ориентированности измеряется Индексом открытости бюджета, проводимым Международным партнерством по бюджету.
Международная оценка по итогам 2017 года показывает положительные результаты бюджетной прозрачности Казахстана с 35 балла в 2008 до 53 баллов по 100-балльной шкале. Это означает, что граждане страны получили больший доступ к информации, которая им нужна для участия в принятии решений и для подотчетности правительства.

2. Неэффективное расходование бюджетных средств
12 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле", в котором четко обозначены функции уполномоченных органов проводить государственный аудит.
Отличие внутреннего государственного аудита от государственного финансового контроля: акцент смещается с выявления и констатации фактов нарушений на их предупреждение, устранение причин для их совершения, выработку рекомендаций по улучшению деятельности государственного органа и в целом эффективности использования бюджетных средств и активов государства.
При этом органы внутреннего государственного аудита нацелены на анализ и оценку достижения прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг и сохранности активов государства.
Ранее до вступления в силу закона "О государственном аудите и финансовом контроле" проверяющие проводили проверки по плану с периодичностью один раз в два года. После принятия закона проверки осуществляются на основании системы управления рисками. Более того, законодательством предусмотрен механизм взаимодействия органов внешнего и внутреннего государственного аудита, который исключает возможность дублирования.
В 2017 году КВГА проведено 4 438 аудиторских мероприятий на предмет правомерности использования 2 301,1 млрд. тенге бюджетных средств, при использовании которых допущены нарушения на 954,3 млрд.тенге (в 2016 году при 2 755 аудиторских мероприятих, выявлено нарушений на 348 млрд.тенге, в 2015 году при 6 168 проверках выявлено 718 млрд.тенге).
Усилен акцент на превентивность аудита, так, в 3 раза увеличена устраняемость нарушений - возмещено в бюджет 1 493,3 млн.тенге против 564,8 млн.тенге за аналогичный период прошлого года. наказано в дисциплинарном порядке более трех тысяч восьмисот (3 853) должностных лиц. К административной ответственности привлечены более одной тысячи (1 091) должностных лиц, что больше прошлогоднего показателя на 333 человек, а взысканная в доход бюджета сумма штрафа увеличилась почти в 2 раза и составила 296,3 млн. тенге.
Одним из основных новшеств, принятых законодательством о госаудите и финконтроле, является институт - камерального контроля (антикоррупционная мера).
Данный вид контроля - это совершенно новый механизм осуществления функций в государственном управлении ресурсами. Особенностью его является проведение проверок соблюдения требований действующего законодательства без выхода на объекты аудита, посредством анализа данных с помощью информационных систем Министерства финансов РК. За своевременное устранение нарушений руководители объектов аудита освобождаются от административной ответственности. В случае же того, что если нарушения в установленный срок не устраняются, используется механизм приостановления расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита.
За период внедрения камерального контроля пресечены нарушения в 74-х тысячах госзакупках (2016г. - 42,7 тыс., 2017г. – 31,3 тыс.), тогда как за 2013, 2014 и 2015 годы вместе взятых всего 1 тысяча.
При этом в результате автоматизации в 2017 году в 2 раза увеличен охват процедур госзакупок (проверено более 496 тыс. процедур госзакупок, что в 2 раза больше чем за аналогичный период 2016 года – 226 тыс. процедур).
Благодаря нормам камерального контроля доля нарушений снижена до 6% (для сравнения в 2016 году данный показатель составлял 19%).
Для профилактики и повышения профессионального уровня организаторов закупок проводятся семинары, круглые столы, в т.ч. выездные с участием руководства Министерства.
С внедрением государственного аудита важная роль отдана СВА, так как они должны стать инструментом первого руководителя для достижения поставленных целей, помогать выявлять слабые места и вырабатывать действенные рекомендации для повышения эффективности деятельности всего государственного органа и его подведомственных организаций. Координацию деятельности СВА осуществляет КВГА.
В текущем году СВА созданы в 23 центральных государственных органах и 16 регионах. Утверждены соответствующие Положения о СВА.
В целях дальнейшего совершенствования законодательства системы госаудита и финансового контроля введено понятие "ассистент государственного аудитора", что позволит улучшить качество кадрового состава органов государственного аудита, а также утверждение порядка электронного госаудита, что в целом способствует исключению "прямого контакта" и предупредить коррупционные риски в сфере государственного аудита и финансового контроля.

3. "Обременительность таможенных процедур"
Для улучшения таможенного администрирования и оптимизации таможенных процедур с 1 января 2018 года функционирует система электронного декларирования (АСТАНА-1), с внедрением которой:
- сократилось время по таможенной процедуре экспорта с 1 часа до 1 минуты.
Справочно: В ИС АСТАНА 1 по модулю "Транзит" с 1 октября 2017 года было оформлено 115 тыс. декларации, а с 1 января 2018 года по таможенной процедуре экспорта менее чем за одну минуту автоматически выпущено более 5 тыс. декларации на товары, что на 23% больше чем за аналогичный период прошлого года.
- сократилось время выпуска декларации с 24 до 4 часов.
Кроме того, участникам ВЭД представлена возможность по отсрочке (рассрочке) уплаты ввозных таможенных пошлин:
до 1 месяца с уплатой процентов – всем УВЭД;
до 6 месяцев без процентов – определенным категориям товаров, установленных Кодексом (для с/х производителей, поставки в рамках международных договоров, задержка финансирования из бюджета, ущерб при ЧС);
- возможность реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTY FREE):
лицам, прибывающим с территории третьих стран;
лицам, убывающим с одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС.
• закрепление возможности заполнения (составления) 4 видов таможенной декларации таможенным органом без участия брокера (по опыту Грузии).
1. Транзитные декларации.
2. Пассажирские декларации.
3. Декларации на транспортные средства.
4. Декларации на товар при экспорте.
Также одним из важных инструментов в реализации электронного декларирования является внедрение принципа "Единого окна" по экспортно-импортным операциям, с помощью которой будет возможность настроить и внедрить восемь основных систем/компонентов "Единого окна Республики Казахстан" в приоритетных направлениях, в том числе в международной торговле, стимулирования экспорта, здоровья и безопасности, защиты прав интеллектуальной собственности.
Единое окно позволит государственным органам информационно взаимодействовать и обмениваться документами с участником ВЭД и между собой.
Следующим важным направлением ускорения прохождения и снижения обременительности таможенных процедур является развитие физической инфраструктуры путем модернизации 24 пунктов пропуска и строительство 19 Зон таможенного оформления в 17 городах и в 2 пунктах пропуска.

4. "Совершенство стандартов аудита и отчетности"
Государственная политика Казахстана в области бухгалтерского учета и аудита направлена на повышение качества предоставляемых бухгалтерами и аудиторами услуг и создание условий необходимых для формирования субъектами качественной и надежной финансовой отчетности, а также доступа к этой отчетности всех заинтересованных лиц.
Казахстан применяет международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) и международные стандарты аудита (далее – МСА) в целях обеспечения выхода наших организаций на международный рынок и привлечения зарубежных инвестиций (в настоящее время 166 стран мира применяют МСФО и МСА).
В целях поддержки частного предпринимательства субъектам малого предпринимательства дано право не применять МСФО. Они применяют национальный стандарт финансовой отчетности.
Для того, чтобы субъекты составляли качественную и надежную финансовую отчетность, существует система сертификации (аттестации) бухгалтеров и аудиторов, а также система повышения квалификации этих специалистов.
Бухгалтеры имеют возможность обучиться, сдать экзамены и получить сертификат в профессиональных организациях по сертификации бухгалтеров (далее - ОПСБ), а также повышать свою квалификацию.
В республике действуют 21 ОПСБ, которые получили от Министерства финансов разрешение на деятельность.
Также бухгалтеры имеют возможность быть членом профессиональных организаций бухгалтеров (ПОБ). ПОБ обязаны следить за повышением квалификации своих членов. В республике действуют 14 ПОБ.
Деятельность ПОБ и ОПСБ контролируется МФ РК.
Для того, чтобы работать аудитором, физическому лицу необходимо иметь квалификационное свидетельство "аудитор". Для получения данного свидетельства требуется сдать экзамены по определенным дисциплинам в Квалификационной комиссии, которакя создается профессиональной аудиторской организацией (ПАО). Аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность только в составе аудиторской организации.
Министерство финансов переводит тексты МСФО и МСА, а также обеспечивает доступ к ним для использования бухгалтерами и аудиторами их в своей работе.
Кроме того, Министерством финансов обеспечивается доступ всех заинтересованных лиц к финансовой отчетности организаций публичного интереса - финансовых организаций, акционерных общества, организаций-недропользователей, хлебоприемных предприятий и организаций, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства (далее – ОПИ).
Так, в стране с 2009 года действует интернет ресурс с открытым доступом www.dfo.kz (далее – Депозитарий), где в обязательном порядке размещаются финансовая отчетность, аудиторский отчет и информация о корпоративных событиях ОПИ на бесплатной основе.
В 2017 году депозитарий посетило 3 645 000 пользователей, 10% из которых составили пользователи из других стран (Великобритания, ОАЭ, США, Швейцария, Германия, Франция Турция, Индия и др.)
Остальные субъекты также могут в Депозитарии размещать финансовую отчетность бесплатно (например, для привлечения инвестиций).
В 2015 года на основе лучшего мирового опыта система государственного финансового контроля преобразована в государственный аудит и направлена на предупреждение нарушений и эффективное использование бюджетных средств. Внедрена система сертификации государственных аудиторов.

5. Государственные закупки высокотехнологической продукции
Одним из принципов, на которых основываются государственные закупки, это приобретение инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
Так, законом "О государственных закупках" установлено, что заказчики при планировании и осуществлении госзакупок должны исходить из приоритета приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
Для определения таких характеристик в конкурсной документации предусмотрены критерии - функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров, услуг и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров.
Применение данного критерия осуществляется на основании заключения эксперта (экспертной комиссии) и дает возможность участнику конкурса, предлагающего высокотехнологичный товар, получить условную скидку в сумме не более 10% от заявленной цены.
Так, если функциональные характеристики товаров, предлагаемых поставщиком превышают пределы возможностей товаров, запрашиваемых заказчиком, применяется условная скидка в размере до 3 %.
В случае, если поставщик предлагает товар или услугу, по техническим характеристикам превышающие (улучшающие) параметры, запрашиваемые заказчиком, применяется условная скидка в размере до 3 %.
За качественные характеристики товаров или услуг, которые превышают (улучшают) требования и назначение товара, услуги, которые установлены заказчиком, условная скидка устанавливается в размере 5%.
Лучшие эксплуатационные характеристики товаров (срок эксплуатации, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт) дают возможность получить поставщику условную скидку в размере до 3 % от заявленной цены.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Еще две казахстанские авиакомпании получили разрешение летать в Европу 28.02.2018
Конкурентоспособный бизнес – конкурентоспособная страна 28.02.2018
Fitch подтвердило рейтинг Казахстан инжиниринга "BB+", исключило его из списка RW "Негативный" 28.02.2018
АО "Национальная компания "КазМунайГаз" сообщило решениях Совета директоров о приобретении 100%-ых долей участия в уставных капиталах ТОО "Жамбыл Петролеум" и ТОО "Курмангазы Петролеум" 28.02.2018
О завершении периода обмена банками второго уровня банкнот номиналом 1000 тенге образца 2006 года 26.02.2018
В Комитете государственных доходов состоялся брифинг о налогообложении недропользователей 23.02.2018
Состоялась традиционная онлайн-конференция Председателя Национального Банка Данияра Акишева 23.02.2018
Завершается этап внедрения Еврокодов в строительном секторе Казахстана 23.02.2018
Центробанки спровоцируют новый глобальный кризис 21.02.2018
До 4 млн. тонн грузов планируется перевезти по Транскаспийскому транспортному маршруту в 2018 году 20.02.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz