Fitch Ratings-Москва-27 апреля 2018 г.
Fitch Ratings пересмотрело прогноз по рейтингам АО "Национальный управляющий холдинг КазАгро" со "Стабильного" на "Позитивный" и подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-". Одновременно агентство подтвердило краткосрочный РДЭ компании в иностранной валюте на уровне "F3" и рейтинги приоритетного долга в иностранной и национальной валюте "BBB-". В соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, Fitch оценивает способность и готовность Республики Казахстан ("ВВВ"/прогноз "Стабильный"/"F2"), единственного акционера КазАгро, предоставлять поддержку компании как высокую. В рамках применяемого нами подхода "сверху-вниз" РДЭ КазАгро на один уровень ниже суверенных рейтингов Казахстана ("ВВВ"/прогноз "Стабильный"), исходя из нашей оценки степени связи и стимулов для предоставления поддержки. Пересмотр прогноза на "Позитивный" отражает наши ожидания устойчивого улучшения структуры финансирования у компании в сторону государственного финансирования, что может в конечном итоге привести к переоценке фактора "история получения и ожидания поддержки" с "умеренного уровня" до "сильного уровня".
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Статус, собственность и контроль: оценка фактора "очень сильный уровень" КазАгро является национальным управляющим холдингом в 100-процентной собственности правительства Казахстана. Компания может быть реорганизована, ликвидирована и переименована только решением правительства. Данное условие, вероятно, будет предполагать безусловную передачу всех активов и обязательств КазАгро государству или госструктуре, назначенной государством. Группа включает семь дочерних компаний и предоставляет финансовые и нефинансовые услуги местным сельскохозяйственным производителям. Мы полагаем, что особый юридический статус КазАгро останется без изменений в среднесрочной перспективе. Государство осуществляет строгий контроль над КазАгро посредством назначения совета директоров компании из 9 членов, куда входят Министр финансов, Министр экономики и Министр сельского хозяйства, а также независимые директора. Первый заместитель Премьер-Министра республики является председателем совета директоров. Государство определяет ключевую политику КазАгро по вопросам долга, дивидендов и инвестиций, назначает комитет по аудиту и внешнего аудитора, отслеживает и контролирует использование государственных средств, выделенных компании.
История получения и ожидания поддержки: оценка фактора "умеренный уровень" Государство предоставляет поддержку КазАгро в форме взносов капитала, долгосрочного долгового финансирования и субсидированных краткосрочных бюджетных кредитов. Это указывает на тесные связи между КазАгро и финансовой системой Казахстана. В 2014-2017 гг. Казахстан внес в капитал КазАгро 150 млрд. тенге, в то время как в перспективе взносы капитала по прогнозам составят до 274 млрд. тенге в 2018-2021 гг. КазАгро также получила долгосрочное долговое финансирование в форме внутренних облигаций, финансируемых государством (2017 г.: 190 млрд. тенге). Согласно одобренному правительством плану, КазАгро выпустит дополнительно внутренние облигации на сумму 120 млрд. тенге в 2018 г., при этом выпуск будет финансироваться государством. В целом, структура финансирования у КазАгро улучшается с учетом доли государственного финансирования (увеличивающейся до 58% от всех средств в 2017 г. относительно 50% в 2015 г.). Мы ожидаем, что государство продолжит предоставлять поддержку деятельности КазАгро в среднесрочной перспективе.
Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка фактора "сильный уровень" Fitch полагает, что мандат КазАгро как государственного квазибюджетного агента, реализующего политику государства в сельскохозяйственном секторе, вряд ли существенно изменится в среднесрочной перспективе. Поддержка сельского хозяйства остается стратегически важной для государства ввиду его значительных экспортных возможностей и в качестве традиционного занятия для сельского населения. В Казахстане поддержка сельского хозяйства является важным социальным моментом для государства, поскольку на данный сектор приходится около 16% экономически активного населения и в сельской местности проживает около 40% населения страны. По нашим предварительным оценкам, сельскохозяйственная продукция обеспечивала 7,9% ВВП Казахстана в 2017 г. КазАгро задействована в ряде приоритетных программ государства по поддержке сельского населения, экономической диверсификации и инноваций, которыми руководит ряд правительственных министерств. КазАгро играет ведущую роль в предоставлении финансовых услуг казахстанским сельскохозяйственным производителям и сельскому населению. В 2017 г. КазАгро предоставила 47% кредитов в сельскохозяйственном секторе, и на нее приходилось 72% ежегодного сельскохозяйственного лизинга и 94% микрокредитования в сельских районах страны. Какие-либо нарушения или перебои в этой деятельности в случае дефолта КазАгро незамедлительно сказались бы на широких слоях сельского населения, что могло бы повлечь за собой прямые расходы для государства.
Финансовые последствия в случае дефолта: оценка фактора "очень сильный уровень" Fitch рассматривает дефолт КазАгро по своим внешним обязательствам как потенциально неблагоприятный для репутации Казахстана. КазАгро, как и казначейство страны, привлекает средства на международных рынках капитала для финансирования долга, а также использует кредиты от международных финансовых организаций. Как следствие, в случае дефолта КазАгро, это может повлиять на стоимость внешних средств в рамках будущего долгового финансирования для других компаний, связанных с государством, или для государства. Данная оценка в соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, ведет к финальному скорингу в 42,5 балла, что обуславливает разницу в один уровень с суверенными РДЭ, вне зависимости от оценки самостоятельной кредитоспособности КазАгро.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Повышение, и, как следствие, приравнивание рейтингов компании к суверенным рейтингам может последовать в случае, если доля государственных источников в фондировании КазАгро сохранится на уровне выше 50% от всех средств на устойчивой основе. Кроме того, повышение суверенных рейтингов будет отражаться в рейтингах КазАгро, при условии, что связи КазАгро с государством останутся неизменными. |