Fitch Ratings-Москва/Лондон-04 мая 2018 г.
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее – "Байтерек"), Казахстан: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB", национальный долгосрочный рейтинг "AAA(kaz)" и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "F2". Прогноз по долгосрочным рейтингам – "Стабильный". Fitch также подтвердило рейтинги приоритетного необеспеченного внутреннего долга холдинга Байтерек на уровнях "BBB"/"AAA(kaz)".
В соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, Fitch рассматривает Байтерек как имеющий сильную связь с Казахстаном ("ВВВ"/прогноз "Стабильный") и оценивает вероятность предоставления государством поддержки компании как высокую. Основываясь на нашей оценке степени связи и стимулов для предоставления поддержки государством, агентство применяет подход "сверху-вниз", что независимо от самостоятельной кредитоспособности холдинга обусловливает рейтинги Байтерека на одном уровне с суверенными рейтингами.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ В соответствии с данной методологией, четыре ключевых рейтинговых фактора – статус, собственность и контроль, а также история получения и ожидания поддержки – рассматриваются в качестве факторов, определяющих степень связи. Факторы, характеризующие стимулы для предоставления поддержки, включают социально-политические и финансовые последствия дефолта компании, связанной с государством.
Статус, собственность и контроль: оценка фактора "очень сильный уровень" Холдинг Байтерек – государственное акционерное общество, созданное в мае 2013 г. в соответствии с указом Президента Казахстана и постановлением Правительства Республики Казахстан и находящееся в 100-процентной собственности государства. Холдинг является одной из трех национальных управляющих холдинговых компаний и выступает в роли квазибюджетной организации государства, направляя средства от государства в национальную экономику. Институциональная миссия холдинга – поддерживать диверсификацию и развитие экономики Казахстана. Мы не ожидаем, что эти характеристики претерпят существенные изменения в обозримом будущем. Ввиду статуса холдинга и в соответствии с национальным законодательством, акции Байтерека не разрешено продавать, предоставлять в качестве обеспечения или накладывать на них арест. По мнению агентства, этот статус предполагает безусловную передачу всех активов и обязательств Байтерека государству или госструктуре, назначенной государством, в случае ликвидации холдинга. Члены совета директоров Байтерека назначаются единственным акционером компании, а в качестве председателя совета директоров выступает Премьер-Министр страны Бакытжан Сагинтаев. В совет директоров холдинга входят ключевые должностные лица страны, а также три независимых директора. Правительство Казахстана утверждает финансовую отчетность компании, сохраняет контроль в отношении принятия стратегических решений компании, определяет ключевые политики в отношении долга, дивидендов и инвестиций, назначает комитет по аудиту и внешнего аудитора, а также отслеживает и контролирует использование холдингом средств, полученных от государства.
История получения и ожидания поддержки: оценка фактора "очень сильный уровень" С момента основания холдинг Байтерек получает регулярное государственное финансирование в виде взносов капитала в форме денежных средств и бюджетных кредитов под низкую процентную ставку (203 млрд. тенге и 243 млрд. тенге на конец 2017 г. соответственно), что указывает на тесные связи холдинга с бюджетной системой Казахстана. В 2014-2017 гг. холдинг провел ряд нерыночных выпусков облигаций, большинство которых представляют собой 20-летние и 30-летние облигации с единовременным погашением, годовым купоном со ставкой в 0,1% и общим номинальным объемом 864,2 млрд. тенге. Выпуски облигаций были в полном объеме приобретены Национальным банком и Фондом национального благосостояния Самрук-Казына ("ВВВ"/прогноз "Стабильный") за счет средств Национального фонда Республики Казахстан. Государственное финансирование в форме бюджетных кредитов под низкую процентную ставку и нерыночных выпусков облигаций составляло 99,4% всех обязательств Байтерека на конец 2017 г. Холдинг использовал оценочные рыночные процентные ставки при определении балансовой стоимости займов, полученных от государства (1 107,2 млрд. тенге), в соответствии с принципами учета справедливой стоимости по МСФО. В результате балансовая стоимость долговых обязательств составила 392,8 млрд. тенге на конец 2017 г. (согласно неаудированной отчетности). Холдинг передает государственное финансирование своим 11 дочерним структурам, которые, в свою очередь, осуществляют реализацию конкретной государственной политики в соответствующих отраслях. Это указывает на роль холдинга в перераспределении средств от государства в экономику. Fitch ожидает, что Байтерек продолжит получать поддержку от государства в различных формах. По оценкам компании, в 2018-2020 гг. финансирование, получаемое от государства, составит 483 млрд. тенге.
Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка фактора "сильный уровень" По мнению Fitch, холдинг Байтерек играет особо важную роль в реализации политики Казахстана по экономическому развитию через диверсификацию и поддержку несырьевых секторов экономики, инновационного развития, поддержку экспортоориентированных обрабатывающих отраслей. В конце 2017 г. активы группы Байтерек составляли около 9% от ВВП страны. Неплатежеспособность холдинга имела бы существенные социальные последствия, поскольку финансовый дефолт поставил бы под угрозу продолжение предоставления фондирования широкому кругу получателей в различных секторах национальной экономики, являющихся социально значимыми, включая предоставление доступного жилья через его дочерние структуры, Казахстанскую Ипотечную Компанию ("BBB-"/прогноз "Стабильный"), Байтерек девелопмент и Жилстройсбербанк Казахстана ("BBB-"/прогноз "Стабильный"), а также кредитование малого и среднего бизнеса (через Даму). Байтерек является государственным инструментом финансирования, призванным способствовать экономической диверсификации и развитию инфраструктуры Казахстана за счет финансирования инвестиций в различные несырьевые секторы, в частности через Банк развития Казахстана ("БРК", "BBB-"/прогноз "Стабильный"). Байтерек – единственный государственный институт такого рода, поэтому его сложно заменить в среднесрочной перспективе и приостановка его деятельности оказала бы временное негативное влияние на финансирование государством экономического развития страны.
Финансовые последствия в случае дефолта: оценка фактора "очень сильный уровень" Fitch рассматривает Байтерек как финансового агента правительства Казахстана и считает, что дефолт Байтерека оказал бы существенное негативное влияние на доверие инвесторов к правительству Казахстана, что привело бы к существенному увеличению стоимости фондирования или даже временному закрытию внешних долговых рынков для государства. В то время как на индивидуальной основе Байтерек полагается на государство или связанные с государством организации в качестве единственного источника финансирования, ведущие компании в его портфеле являются активными игроками на рынке, привлекающими средства на международных и внутренних рынках облигаций, а также заимствования от зарубежных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, Байтерек предоставил несколько гарантий для привлечения международного фондирования с целью поддержки инвестиций в экономику страны. Данная оценка в соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, ведет к финальному скорингу в 50 баллов, что обуславливает рейтинг Байтерека на одном уровне с суверенными РДЭ, независимо от оценки кредитоспособности холдинга на самостоятельной основе.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Рейтинги Байтерека находятся на одном уровне с рейтингами Казахстана. В случае повышения суверенных рейтингов, это найдет отражение в рейтингах Байтерека, при условии, что связь холдинга с государством останется неизменной. И, наоборот, негативное рейтинговое действие по Казахстану или переоценка степени связи Байтерека с государством или стимулов для предоставления господдержки привели бы к понижению рейтингов. |