Fitch Ratings-Москва/Лондон-02 мая 2019 г.
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее - "Байтерек"), Казахстан: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB", национальный долгосрочный рейтинг "AAA(kaz)" и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "F2". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный". Fitch также подтвердило рейтинги приоритетного необеспеченного внутреннего долга холдинга Байтерек на уровнях "BBB"/"AAA(kaz)". В соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, Fitch рассматривает Байтерек как структуру, имеющую сильную связь с Республикой Казахстан ("ВВВ"/прогноз "Стабильный"), и оценивает вероятность предоставления государством поддержки холдингу как высокую. Основываясь на нашей оценке степени связи и стимулов для предоставления поддержки, агентство применяет подход "сверху-вниз", что независимо от самостоятельной кредитоспособности холдинга обусловливает рейтинги Байтерека на одном уровне с суверенными рейтингами.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Статус, собственность и контроль ("очень сильный уровень") Байтерек является национальной управляющей холдинговой компанией, институциональная миссия которой заключается в содействии диверсификации и развитию экономики Казахстана. Байтерек создан в качестве государственного акционерного общества в мае 2013 г. в соответствии с указом Президента Казахстана и постановлением Правительства Республики Казахстан. Компания находится в 100-процентной собственности Правительства Казахстана (через Министерство индустрии и инфраструктурного развития). Мы не ожидаем, что эти характеристики претерпят существенные изменения в обозримом будущем. Байтерек находится под строгим контролем государства. Совет директоров компании состоит из десяти человек, которых назначает государство, а председателем совета директоров является Премьер-Министр страны г-н Аскар Мамин. В совет директоров холдинга входят ключевые должностные лица страны, а также три независимых директора. Правительство Казахстана утверждает финансовую отчетность компании, осуществляет контроль в отношении принятия стратегических решений компании, определяет ключевые политики в отношении долга, дивидендов и инвестиций, назначает комитет по аудиту и внешнего аудитора, а также отслеживает и контролирует использование холдингом средств, полученных от государства.
История предоставления и ожидания поддержки ("очень сильный уровень") В Казахстане нет известных юридических или регулятивных ограничений на предоставление государством поддержки в обычном или чрезвычайном порядке агентам правительства, таким как Байтерек. В 2013-2018 гг. Байтерек в совокупности получил взносы в капитал на сумму 202,9 млрд. тенге и бюджетные кредиты под низкую процентную ставку в размере 288,6 млрд. тенге. Кроме того, в 2014-2018 гг. компания выпустила долгосрочные облигации, финансировавшиеся Национальным фондом Казахстана, с годовой купонной ставкой в 0,1%-0,15% и общим номинальным объемом 934,2 млрд. тенге. Выпуски облигаций были приобретены Национальным банком и Фондом национального благосостояния Самрук-Казына ("ВВВ"/прогноз "Стабильный"). Государственное финансирование, включающее бюджетные кредиты под низкую процентную ставку и нерыночные облигации, составляло 94% всех обязательств Байтерека на конец 2018 г. Холдинг использовал оценочные рыночные процентные ставки при определении балансовой стоимости займов, полученных от государства (2018 г.: 1 223,3 млрд. тенге), в соответствии с принципами учета справедливой стоимости по МСФО. В результате балансовая стоимость долговых обязательств в сумме составила 559,3 млрд. тенге на конец 2018 г. Выступая в качестве агента правительства, Байтерек направляет финансирование своим дочерним структурам, которые, в свою очередь, осуществляют реализацию конкретной государственной политики в соответствующих отраслях. Fitch ожидает, что Байтерек будет и далее получать поддержку от государства в среднесрочной перспективе. По оценкам компании, в 2019-2021 гг. финансирование, получаемое от государства, составит до 249 млрд. тенге.
Социально-политические последствия в случае дефолта ("сильный уровень") По мнению Fitch, холдинг Байтерек играет особо важную роль в реализации политики Казахстана по экономическому развитию через диверсификацию и поддержку несырьевых секторов экономики, жилищного строительства и кредитования, инновационного развития, поддержку экспортоориентированных обрабатывающих отраслей. На конец 2018 г. активы группы Байтерек составляли около 8% от оценочного ВВП страны за 2018 г. Кроме того, потенциальная неплатежеспособность холдинга могла бы иметь существенные социальные последствия, поскольку финансовый дефолт поставил бы под угрозу продолжение предоставления фондирования широкому кругу социально значимых получателей, включая предоставление доступного жилья через его дочерние структуры, Казахстанскую Ипотечную Компанию ("BBB-"/прогноз "Стабильный"), Байтерек девелопмент и Жилстройсбербанк Казахстана ("BBB-"/прогноз "Стабильный"), а также кредитование малого и среднего бизнеса (через Даму). Байтерек является государственным инструментом финансирования, призванным способствовать экономической диверсификации и развитию инфраструктуры Казахстана через свои дочерние структуры, наиболее значимой из которых является Банк развития Казахстана ("БРК", "BBB-"/прогноз "Стабильный"). Байтерек - единственный государственный институт такого рода, поэтому его было бы сложно заменить в среднесрочной перспективе, и приостановка его деятельности оказала бы временное негативное влияние на финансирование государством важнейших программ экономического развития страны.
Финансовые последствия в случае дефолта ("очень сильный уровень") Fitch рассматривает Байтерек как финансового агента правительства и считает, что потенциальный дефолт Байтерека оказал бы существенное негативное влияние на доверие инвесторов к правительству Казахстана, что привело бы к заметному увеличению стоимости фондирования или даже временному закрытию внешних долговых рынков для государства. В то время как на индивидуальной основе Байтерек полагается преимущественно на государство или квазигосударственные организации (Единый накопительный пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования) в качестве источника финансирования, ведущие компании в его портфеле являются активными рыночными игроками, привлекающими средства на международных и внутреннем рынках облигаций, а также заимствования от зарубежных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, Байтерек выступает в качестве поручителя и предоставил несколько гарантий для привлечения международного фондирования с целью поддержки инвестиций в экономику страны. Такая оценка холдинга в соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, ведет к финальному скорингу в 50 баллов, что обуславливает рейтинг Байтерека на одном уровне с суверенными РДЭ, независимо от оценки его кредитоспособности на самостоятельной основе.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Рейтинги Байтерека находятся на одном уровне с рейтингами Казахстана. В случае повышения суверенных рейтингов, это найдет отражение в рейтингах Байтерека, при условии что связь холдинга с государством останется неизменной. И, наоборот, негативное рейтинговое действие по Казахстану или переоценка степени связи Байтерека с государством или стимулов для предоставления господдержки привели бы к понижению рейтингов. |