almaty.gov.kz, 21 августа
Сегодня, 21 августа в пресс-центре акимата Алматы состоялся брифинг по вопросам реализации социально-значимых продовольственных товаров и формированию Стабфонда на осенне-зимний период. По данным заместителя руководителя управления предпринимательства и инвестиций города Карлыгаш Абдижаббаровой, для сдерживания роста цен, в частности, на социально-значимые продовольственные товары (СЗПТ) проводятся комплексные мероприятия. Так, на постоянной основе проводится мониторинг цен в 29 торговых объектах. По фактам необоснованного повышения цен с торговыми объектами проводятся разъяснительные мероприятия. На еженедельной основе в 5-ти районах города (Алмалинский, Ауэзовский, Бостандыкский, Жетысуский, Турксибский районы) проводятся сельскохозяйственные ярмарки "выходного дня". На осень запланировано проведение четырех тематических (JidekFest, ArbuzFest, AlmaFest, BalFest) и шесть расширенных ярмарок, с участием сельхозтоваропроизводителей из Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей. Ведется работа по заключению меморандумов с торговыми объектами по снижению торговой наценки на СЗПТ в сетях до 15%, выделению не менее 30% полочного пространства для отечественных товаров, отмене установления вознаграждений (ретро-бонусов) для поставщиков СЗПТ, по остальным продтоварам – установление на уровне не более 5%. Также планируется привлечение производителей мяса для заключения долгосрочных контрактов на прямую поставку говядины в торговые сети города. В настоящее время в Стабфонде имеются запасы 2,5 тыс. тонн продукции (растительное масло - 699 литров, сахар - 1,5 тыс. тонн, гречневая крупа - 348 тонн), которые при сезонном колебании также будут реализовываться для населения по сниженным ценам. Запасы состоят исключительно из продукции отечественного производства. За 2016-2018 гг. в Стабфонд было закуплено 5,7 тыс. тонн продукции на сумму 1,3 млн тенге, проведено товарных интервенций в объеме 3,2 тыс. тонны продукции на сумму 558,23 млн тенге. По данным заместителя председателя правления Almaty Finance Азизжана Турганова, с целью оптимизации работы Стабфонда с декабря 2017 года реализован пилотный проект по привлечению к работе по сдерживанию роста цен собственников частных торговых сетей. В рамках совместной деятельности по сдерживанию цен на социально-значимые продовольственные товары в межсезонье партнеру было выделено 750 млн тенге на возвратной основе под банковскую гарантию. В период с конца декабря по 31 мая 2019 года через сеть из 36 супермаркетов было реализовано 10 433,1 тонны продукции. А именно: картофель 4678,9 тонн, лук 2516,4 тонн, морковь 2029,8 тонн, капуста - 1207,9 тонны по фиксированным ценам. Анализ показал положительный эффект проекта: цены в торговой сети были установлены ниже средних по городу на 15-25%, что также повлияло на снижение цен в остальных торговых сетях на 5-15%. Торговой сетью был произведен возврат средств и, ввиду эффективности, в этом году планируется продолжение проекта по оборотным средствам. Будет увеличен объем закупаемой продукции, в т.ч. бакалейной, расширены сроки, а также прорабатывается вопрос по привлечению других торговых сетей.
Для справки: С начала года индекс цен по Алматы составил 109% (по РК - 109%) из-за роста цен на 14 социально-значимых товаров, в основном лука (159,7%), моркови (147%), риса (124,7%), картофеля (123,2%), говядины (116,4%), масла сливочного (114,7%). При этом, отмечено снижение цен на капусту (17,2%), творог (9,8%), сахар (7%), молоко (0,9%). Основными причинами роста является сезонный рост цен, в связи с уменьшением запасов урожая прошлого года, удорожанием зерна, а также удорожанием закупочной стоимости. |