Fitch Ratings-Москва-20 марта 2020 г.
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Банка Развития Казахстана ("БРК") и Жилстройсбербанка Казахстана на уровне "ВВВ-". Прогноз по рейтингам – "Стабильный".
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
РДЭ И УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ ДОЛГОСРОЧНЫХ РДЭ Подтверждение долгосрочных РДЭ и уровней поддержки долгосрочных РДЭ "BBB-" отражает мнение Fitch о высокой готовности властей Казахстана предоставить поддержку этим финансовым институтам развития в случае необходимости ввиду следующего: - Их 100-процентным конечным (хотя и непрямым) собственником является государство. - Важные роли этих организаций в рамках проводимой политики в области развития недобывающих секторов экономики (БРК) и системы жилищных строительных сбережений и ипотечного рынка в Казахстане (Жилстройсбербанк). - История получения финансирования и взносов капитала от государства для поддержания расширения деятельности организации (Жилстройсбербанк) и финансовой устойчивости (БРК). - Умеренная стоимость поддержки, которая может потребоваться, с учетом ограниченного долга перед третьими сторонами, привлеченного на финансовых рынках, у банков в сравнении с имеющимися у государства ресурсами (БРК: менее 2% от ВВП Казахстана в 2019 г., или 4% от валютных резервов государства на конец 2019 г.; Жилстройсбербанк: менее 0,1% от ВВП). - Наличие гарантий по 8% обязательств БРК от прямой материнской структуры БРК – АО Национальный управляющий холдинг Байтерек ("ВВВ"/прогноз "Стабильный") и государственное страхование депозитов по розничным сберегательным счетам Жилстройсбербанка (75% от обязательств на конец 2019 г.). - Потенциальные негативные репутационные, экономические или социальные (в случае Жилстройсбербанка) последствия, если этим институтам не будет предоставлена поддержка. Рейтинги БРК и Жилстройсбербанка находятся на один уровень ниже суверенного рейтинга Казахстана "ВВВ" в первую очередь ввиду (i) непрямой собственности государства через Байтерек, что создает умеренный риск, связанный с задержками с получением и передачей господдержки, поскольку собственные финансовые ресурсы Байтерека ограниченны; (ii) несколько ограниченного государственного надзора за обоими банками, поскольку в их советах директоров нет представителей государства, а БРК освобожден от регулятивного надзора со стороны Национального банка Республики Казахстан; (iii) умеренного риска того, что государство может перестать предоставлять поддержку в полном объеме всем квазисуверенным структурам до дефолта по своим собственным обязательствам в случае серьезного стресса; и (iv) неоднородной истории государственной поддержки банковского сектора, которая включала в прошлом дефолты крупных коммерческих банков.
Жилстройсбербанк Казахстана Жилстройсбербанку вряд ли потребуется чрезвычайная поддержка в среднесрочной перспективе ввиду устойчивого качества активов (показатель обесцененных кредитов 0,3% на конец 2019 г.) и сильного запаса капитала, о чем свидетельствует показатель основного капитала по методологии Fitch в 40% на конец 2019 г. Фондирование у банка является дешевым и долгосрочным. Комфортный запас ликвидности (25% от всех активов на конец 2019 г.) является достаточным для соблюдения банком условных обязательств в отношении будущей выдачи ипотечных кредитов в следующие несколько лет. Fitch не присваивало Жилстройсбербанку долгосрочный РДЭ в иностранной валюте, поскольку операции банка в иностранной валюте являются несущественными для его бизнеса.
БРК БРК может потребоваться дополнительная поддержка капиталом ввиду высокорискованного характера его бизнес-модели по финансированию крупных инвестиционных проектов, включая новые предприятия, создаваемые "с нуля" (нередко в иностранной валюте). Кредитный риск обусловлен обесцененными кредитами (кредиты 3 стадии и приобретенные или созданные кредитно-обесцененные согласно МСФО 9 составляли 7% валовых кредитов на конец 2019 г.), кредитами 2 стадии (19%) и некоторыми другими высокорисковыми некредитными рисками. Fitch оценивает суммарный объем потенциально высокорисковых активов за вычетом резервов на уровне 221 млрд. тенге, или 54% от основного капитала по методологии Fitch на конец 3 кв. 2019 г. Риски частично сглаживаются гарантиями от государственных холдинговых компаний по некоторым кредитам 2 стадии, а также возможной государственной поддержкой по крайней мере некоторым из этих заемщиков ввиду их умеренной системной значимости. Банк также сократил долларизацию кредитов до 44% от валовых кредитов на конец 2019 г. по сравнению с 55% на конец 2018 г., что сглаживает валютный риск в условиях волатильности. Показатель основного капитала банка по методологии Fitch был равен 18% от взвешенных по риску активов на конец 3 кв. 2019 г., что обеспечивает умеренный запас прочности относительно высокорисковых активов банка. Невысокая прибыльность (прибыль до отчислений под обесценение кредитов на уровне 1,4% от средних взвешенных по риску активов за 9 мес. 2019 г.) обеспечивает ограниченные возможности абсорбировать убытки. Ввиду своего статуса как института развития и значимости для экономики БРК получает регулярную поддержку капиталом от государства, которая с 2013 г. составила 187 млрд. тенге. Позиция ликвидности у БРК является хорошей: доступные ликвидные средства покрывали предстоящие в 2020 г. контрактные погашения долга, привлеченного на финансовых рынках, в 1,6 раза.
РЕЙТИНГИ ДОЛГА Рейтинги приоритетного необеспеченного долга БРК находятся на одном уровне с его РДЭ.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ РДЭ двух рассматриваемых институтов развития являются чувствительными к изменениям суверенных рейтингов. Понижение РДЭ и увеличение нотчинга между рейтингами данных банков развития и суверенными рейтингами возможно в случае существенного ухудшения экономической конъюнктуры в Казахстане, если это приведет к продолжительным задержкам в предоставлении поддержки капиталом при необходимости. Существенное ослабление роли банков в рамках проводимой политики или связей с государством также привело бы к понижению рейтингов. Повышение РДЭ двух рассматриваемых банков и их уравнивание с суверенным рейтингом потребовало бы более тесной интеграции с государством, а именно прямой собственности со стороны государства и участия представителей органов власти в надзоре за организациями. Применительно к БРК возможность повышения рейтингов также может появиться, если государство заместит основную часть его финансирования, привлеченного на финансовых рынках, или предоставит по ней гарантии. |