ДУБАЙ (S&P Global Ratings), 30 июня 2020 г.
Сегодня S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента казахстанского государственного холдинга "Самрук-Казына" на уровне "ВВ+/В". Прогноз - "Стабильный". Мы также подтвердили рейтинг фонда по национальной шкале "kzAA+" и рейтинг выпуска приоритетного необеспеченного долга "ВВ+". Подтверждение рейтингов отражает сохраняющуюся, по нашему мнению, практически безусловную вероятность получения фондом "Самрук-Казына" экстраординарной поддержки со стороны единственного акционера - Правительства Республики Казахстан (ВВВ-/Стабильный/А-3) - в случае необходимости. Наша оценка основана на следующих факторах: - критически важная роль фонда для государства в качестве основного инструмента реализации стратегических планов развития Республики Казахстан, направленных на индустриализацию и обеспечение долгосрочной устойчивости и диверсификации экономики. Фонд контролирует практически все стратегические активы корпоративного сектора Казахстана (в том числе нефтегазового), на которые, по оценкам, приходится почти 40% ВВП страны. Кроме того, стратегическая роль фонда оговаривается в ряде ключевых документов и заявлений правительства; - неразрывные связи фонда с правительством, являющимся его единственным собственником. Фонд имеет особый статус национального управляющего холдинга. Мы не ожидаем, что в обозримом будущем государство значительно сократит принадлежащую ему долю в капитале фонда и уменьшит контроль над ним, несмотря на планы по приватизации некоторых дочерних структур, контролируемых фондом "Самрук-Казына", о которых правительство объявило в 2015 г. Правительство также активно участвует в принятии стратегических решений фонда. Несмотря на то что мы оцениваем вероятность получения фондом "Самрук-Казына" экстраординарной поддержки со стороны Правительства Республики Казахстан как практически безусловную, наш долгосрочный рейтинг компании по-прежнему на одну ступень ниже суверенного рейтинга, поскольку мы полагаем, что готовность правительства оказывать поддержку сектору ОСГ может снизиться. Наша точка зрения обусловлена относительно ограниченной вовлеченностью государства в оказание поддержки железнодорожному оператору АО "НК Казахстан Темир Жолы", который является ключевой дочерней компанией холдинга "Самрук-Казына", для своевременного обслуживания и погашения долга. Более подробно см. статью "Рейтинги казахстанского государственного АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" понижены до "ВВ+/В"; прогноз - "Негативный"", опубликованную 30 июня 2017 г. на портале RatingsDirect. Рейтинги фонда включают несколько ступеней поддержки, то есть они значительно выше оценки характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP). Мы оцениваем собственную кредитоспособность фонда (в отсутствие экстраординарной поддержки, но с учетом текущей поддержки со стороны государства) на уровне "b". Мы полагаем, что фонд "Самрук-Казына" по-прежнему получает адекватную текущую поддержку со стороны государства в форме льготных бюджетных кредитов и регулярных вливаний капитала из республиканского бюджета, особенно в тех случаях, когда компании приходится выполнять государственные инвестиционные проекты, в результате чего ее финансовые показатели могут ухудшиться. С момента создания в 2008 г. указом президента страны фонд принимает участие в ключевых национальных программах, консолидирует практически все государственные активы корпоративного сектора Казахстана, в том числе в таких ключевых отраслях экономики, как нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, транспорт и горнодобывающая отрасль, управляя этими активами от имени государства. В связи с этим мы полагаем, что фонд является основным инструментом решения экономических, политических и социальных задач правительства. В соответствии с законодательством в совет директоров фонда "Самрук-Казына" входят четыре независимых члена, министр национальной экономики Республики Казахстан, помощник Президента Республики Казахстан и исполнительный директор фонда. Независимые члены совета директоров избирают председателя. Премьер-министр Республики Казахстан, ранее занимавший должность председателя совета директоров фонда "Самрук-Казына", вышел из состава совета 1 января 2020 г. Правительство играет решающую роль в определении стратегии развития фонда благодаря регулярным заседаниям его совета директоров, а также в качестве единственного акционера. По закону фонд "Самрук-Казына" на 100% должен принадлежать государству. В 2015 г. правительство страны озвучило планы по приватизации части активов фонда, в том числе в энергетическом, горнодобывающем и транспортном секторах, в целях привлечения прямых иностранных инвестиций и стимулирования экономического роста. В список организаций, подлежащих приватизации, входят 215 компаний, которые принадлежат фонду "Самрук-Казына" или находятся под его управлением. В число крупнейших дочерних компаний фонда, которые пройдут процедуру первичного размещения акций, входят АО "Эйр Астана", АО "НАК "Казатомпром"" ("Казатомпром"), АО "Казахтелеком" ("Казахтелеком"), АО НК "КазМунайГаз", АО "НК "Казахстан Темир Жолы"", АО "Самрук-Энерго" и АО "Казпочта". Согласно планам правительства, к 2020 г. 15-25% акций этих компаний будут обращаться на Казахстанской фондовой бирже (KASE). В июне 2020 г. фонд "Самрук-Казына" продал остававшиеся у него 6,3% акций компании "Казатомпром" (из 25% акций, предусмотренных к продаже) за 206 млн долл. Фонд также планирует продать 10% акций "Казахтелекома" организации АО "Единый накопительный пенсионный фонд" в 2020 г., однако дальнейшая приватизация крупных активов отложена до конца 2020 г. Прогноз "Стабильный" по рейтингам фонда "Самрук-Казына" отражает аналогичный прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан. Рейтинги и прогноз по рейтингам фонда, вероятнее всего, будут изменяться в соответствии с суверенными рейтингами и прогнозом по ним. Мы можем понизить рейтинги фонда "Самрук-Казына", если вмешательство правительства в деятельность фонда окажет давление на финансовую стабильность его бизнеса в долгосрочной перспективе или если мы придем к выводу о снижении государственной поддержки, оказываемой группе или - шире - другим ОСГ, в ближайшие 12 месяцев. Мы можем повысить рейтинги фонда в случае улучшения системы мониторинга долга ОСГ и одновременного повышения эффективности механизмов предоставления экстраординарной поддержки ОСГ в Казахстане. |