Пресс-служба Счетного комитета, 7 августа
АО "НК "ҚТЖ" приняло участие в реализации 9 крупных инфраструктурных проектов, направленных на строительство новых железнодорожных линий и развитие транзитного потенциала страны, что позволило обеспечить соединение регионов между собой и повысить товарообмен грузов, который увеличен в 1,5 раз к уровню 2010 года и в 2 раза к уровню 2003 года. При этом, результаты аудита показали, что специально созданный Центр по трансформации бизнеса штатом в 71 ед., не обеспечил эффективную реализацию проектов программы "Цифровая трансформация", где отмечено низкое качество планирования и исполнения программы. Несмотря на государственное субсидирование пассажирских перевозок, в АО "Пассажирские перевозки" имеет место отрицательный финансовый результат. Результаты опроса свидетельствуют о неудовлетворенности населения услугами пассажирских перевозок. Значительная часть пассажирских вагонов устарели и не отвечают современным требованиям безопасности и комфортабельности. К примеру, общая изношенность пассажирских вагонов составляет 28%, из них износ пассажирских вагонов старше 20 лет составляет 55%. Массовый выкуп перекупщиками проездных билетов по востребованным направлениям создает искусственный дефицит и необоснованное повышение цен на билеты.Указанные факты носят систематический характер, что свидетельствует об отсутствии эффективных мер со стороны АО "Пассажирские перевозки" по их устранению. В последние 5 лет в АО "НК "ҚТЖ" отмечается тенденция к снижению прибыли и получения убытков от основной деятельности, общая сумма которых в отдельные годы составила 616,8 млрд. тенге. Так, по итогам финансово-хозяйственной деятельности АО НК "КТЖ" за 2015 год убыток составил –460,0 млрд. тенге, за 2018 год –86,5 млрд. тенге и за 2019 год – 70,3млрд. тенге. Объем обязательств АО "НК "ҚТЖ" по привлеченным займам по состоянию на 1 января 2020 года составил 1 486,1 млрд. тенге, что в 5 раз выше объема 2010 года (304,1 млрд. тенге). Сумма выплаченных за 2015-2018 годы дивидендов (1,7 млрд. тенге) оказалась в 50 раз меньше выплаченных дивидендов за 2010-2014 годы (84,3 млрд. тенге). Имеют место факты упущенной выгоды и экономических потерь в результате не введенных в эксплуатацию производственных мощностей по выпуску продукции, не должного государственного регулирования тарифов на железнодорожные услуги, обесценения и отчуждения, числящихся на балансе активов, несвоевременной поставки товаров, работ и услуг. По итогам заседания Счетного комитета Правительству рекомендовано обратить внимание на убыточную деятельность АО "НК "ҚТЖ",пересмотреть Стратегию развития с учетом общенациональных целей. Заинтересованным министерствам и ведомствам поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших требования бюджетного и иного законодательства. Ряд материалов планируется направить в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений. |