NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 02:57 ast
00:57 msk

Доклад Министерства финансов РК на брифинге в СЦК на тему "Государственные закупки"
"На первом этапе развития системы государственных закупок перед нами стояла задача обеспечить полную прозрачность и открытость всего процесса государственных закупок.
24.08.2020 / экономика

Это позволило открыть доступ к государственным закупкам и обеспечить конкурентную среду"

МФ РК, 21 августа

Қайырлы күн, құрметті бұқаралық ақпарат құралдарының өкілдері!
Сіздерге мемлекеттік сатып алу саласында атқарылып жатқан жұмыстар туралы баяндап беруге рұқсат етіңіздер.
Өздеріңізге мәлім болғандай Мемлекеттік сатып алу саласы үлкен қаражатпен байланысты. Сондықтан бұл сала коррупциялық тәуекелдерге бейім болып табылады.
Аталған келенсіз жағдайларды болдырмау мақсатында біз үнемі Мемлекеттік сатып алу заңнамасын жетілдіру жұмыстарын жүргіземіз.
Как Вы знаете, государственные закупки являются одной из самых сложных сфер государственного регулирования, поскольку здесь очень важно обеспечить баланс интересов между заказчиками и поставщиками.
Например, когда мы снижаем требования к поставщикам и обеспечиваем широкое участие бизнеса в госзакупках увеличиваются риски некачественного исполнения договорных обязательств, риски недобросовестной конкуренции в виде необоснованного занижения цен (демпинга), риски участия в государственных закупках неквалифицированных поставщиков.
Напротив, когда мы усиливаем требования к поставщикам, увеличиваются коррупционные риски со стороны государственных заказчиков в виде установления необоснованно завышенных требований и отстранения потенциальных поставщиков от участия в госзакупках, тем самым сужаю конкуренцию.
Поэтому, для коррелирования ситуации мы на постоянной основе ведем работу по совершенствованию системы государственных закупок, оперативно реагируя на те или иные негативные процессы в государственных закупках.
При этом нами ведется последовательная и системная работа по улучшению сферы государственных закупок.
На первом этапе развития системы государственных закупок перед нами стояла задача обеспечить полную прозрачность и открытость всего процесса государственных закупок.
Это позволило открыть доступ к государственным закупкам и обеспечить конкурентную среду.
Можно с уверенностью сказать, что эта задача нами выполнена на все 100%. Сегодня все процедуры, начиная от планирования, заканчивая оплатой полностью оцифрованы и доступны всем желающим. Это также позволило усилить контроль не только со стороны контролирующих органов, но и со стороны общественности.
Мы сегодня с Вами это видим как общественность - граждане и средства массовой информации активно принимают участие в мониторинге государственных закупок, тем самым осуществляя общественный контроль.
Теперь, достигнув полной открытости и прозрачности системы государственных закупок перед нами стоит задача обеспечить качество закупаемых товаров, работ и услуг, а также исключить коррупцию.
Надо признаться, что эти задачи в отличие от первого этапа развития системы государственных закупок являются намного сложными и трудными, поскольку достижение этих целей не должно негативно повлиять на конкуренцию и равный доступ к участию в закупках.
Как Вы знаете, качество закупок во-многом зависит от квалификации потенциальных поставщиков.
В рамках перехода от бумажных закупок на электронный формат посредством веб-портала, резко увеличилось количество неквалифицированных участников. Как правило, такие участники закупок не имели соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, достаточной квалификацию и опыт.
Все это приводило к ухудшению качества поставок товаров, оказанию услуг и выполнению работ.
Для обеспечения участия в государственных закупках только квалифицированных компаний, имеющих материальные и трудовые ресурсы, два года назад мы внедрили новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика.
Данное требование, определяется на основе сведений Комитета гос.доходов по следующим 4 параметрам:
1) доходы - не менее ½ от выделенной суммы закупки;
2) уплаченные налоги - не менее 3% от доходов;
3) основные средства - не менее 1/15 от выделенной суммы закупки;
4) фонд оплаты труда - не менее 1/15 от выделенной суммы закупки.
На первом этапе данный критерий был применен в закупках в сфере строительства, учитывая тот факт, что в среднем около 60% бюджета закупок связано именно с этой сферой.
Этот подход обеспечил в таких закупках участие только компаний с хорошей репутацией, имеющих соответствующую налоговую нагрузку, а также достаточные материальные и трудовые ресурсы.
Кроме того, это стало стимулом для выхода из тени других потенциальных поставщиков, которые чтобы соответствовать критериям финансовой устойчивости, с начала текущего года добровольно уплатили налогов на сумму более 6 млрд. тенге. Причем, это налоги, уплаченные за предыдущие фискальные периоды (2016, 2017, 2018 годы).
Таким образом, добросовестно платить налоги стало хорошим трендом для бизнеса.
Теперь компании "однодневки" в госзакупках в сфере строительства уже не участвуют.
В рамках поэтапного расширения данного подхода с 1 марта текущего года критерий финансовой устойчивости используется по всем видам работ свыше 50 млн. тенге, а с 1 июля применен по всем закупкам, осуществляемым способами конкурса и аукциона.
Кроме того, одним из факторов, влияющих на качество закупаемых товаров, работ и услуг является преобладание ценовых критериев над качественными критериями выбора поставщика.
В рамках снижения влияния ценового критерия на выбор поставщика нами были установлены пороговые значения, ниже которых снижение цены от выделенной суммы закупки не допускается.
Цена заявки признается демпинговой, если она ниже на:
- строительно-монтажные работы на 10% от выделенной суммы;
- работы по проектированию ПСД, ТЭО на 15% от выделенной суммы;
- услуги технического надзора на 15% от выделенной суммы;
- услуги по экспертизе проектов ПСД, ТЭО – снижение цены не допускается;
- иные работы, услуги, товары на 20% от выделенной суммы. При этом п/поставщик вправе дать заявки ниже этих порогов при условии внесения обеспечения сниженной суммы от порогового значения.
Это сделано для недопущения представления заявок с аномально низкими ценами. Ранее многие участники закупок в погоне за контрактами необоснованно занижали свои заявки, что негативно влияло на качество закупок.
Кроме того, наряду с такими качественными критериями выбора поставщика как наличие опыта работы был внедрен такой критерий как налоговая нагрузка потенциального поставщика.
Особенностью данного критерия заключается в том, что данный критерий определяется и рассчитывается веб-порталом автоматически на основе данных Комитета гос.доходов.
Несмотря на принятые меры количество качественных критериев является недостаточным.
В этой связи, с учетом лучшей международной практикой нами прорабатывается вопрос внедрения критерия выбора поставщика не на основе покупной (начальной) цены, а на основе стоимости всего срока службы (жизненного цикла) товара.
Если взять в качестве примера принтер, то при его закупке будут учитываться не только покупная цена, но и расходы на его использование и утилизацию (расходы на потребление энергии, замена катриджа, ремонт, срок службы, утилизация).
Данный подход будет стимулировать в приобретении качественных и инновационных продуктов.
В то же время ввиду его сложности такой подход подвержен высоким коррупционным рискам.
Поэтому внедрение такого подхода выбора поставщика требует высокого уровня навыков и знаний (профессионализации) закупщиков и четкой методологии. При этом очень важно, чтобы такой подход гарантировал соблюдение общих принципов недискриминации и равного доступа.
Как Вы видите, сегодня государственные закупки рассматриваются нами не только как инструмент использования (освоения) бюджетных средств, но и как инструмент для достижения стратегических целей государства.
Уже сегодня государственные закупки стимулируют бизнес платить добросовестно налоги, создавать новые рабочие места, наращивать материальную базу (основные средства).
Не останавливаясь на достигнутом нами сейчас прорабатываются вопросы использования государственных закупок в качестве инструмента по поддержке людей с ограниченными возможностями.
В частности, нами предлагается в конкурсах отдавать предпочтение компаниям, в штате которых работают люди с ограниченными возможностями. Такой подход будет стимулировать компании привлекать на работу указанную категорию граждан.
Кроме того, в рамках исключения монополизации рынка и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса нами прорабатывается вопрос установления лимита участия в закупках.
В рамках антикоррупционных мер в сфере государственных закупок нами приняты следующие меры.
В целях минимизации коррупционных рисков нами прорабатывается вопрос по введению нового способа закупок – через Электронный магазин.
В условиях развития электронной коммерции, внедрение данного способа является весьма актуальным.
Сейчас данный подход закупок апробируется нами в пилотном режиме на товарах, стоимость которых не превышает 100 МРП.
Закупки товаров через Электронный магазин осуществляются посредством веб-портала госзакупок, который интегрирован с действующими на рынке интернет-магазинами.
Особенностью Электронного магазина является то, что этот способ закупок предоставляет заказчику свободу выбора нужного ему товара, при этом поставщик такого товара определяется на основе наименьшей цены.
Такой подход с одной стороны позволяет приобретать качественные товары, с другой, исключает любые злоупотребления и риски, как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков.
Кроме того, одним из наиболее подверженных коррупционным рискам в сфере государственных закупок является расчет условных скидок за наличие опыта работы.
Это связано с тем, что основным критерием выбора поставщика по крупным закупкам (как правило, работы в сфере СМР) является наличие опыта работы.
Поэтому, большинство фактов манипуляций осуществляются именно с документами, подтверждающими опыт работы.
В этой связи, в целях исключения указанных фактов нами создан Электронный депозитарий, то есть электронная база всех документов, подтверждающих опыт работы.
Проделана большая работа по наполнению данной Базы. Сейчас ведется работа по верификации – проверки достоверности внесенных в Электронный депозитарий сведений.
Внедрение электронного депозитария позволит автоматически рассчитывать опыт работы потенциальных поставщиков и исключить коррупционные риски.
Вместе с тем, на наш взгляд, единственным условием исключения коррупции в закупках является исключение человеческого фактора в процессе выбора поставщика.
Поэтому сейчас нами прорабатывается вопрос внедрения нового способа закупок с применением рейтингово-бальной системы.
Этот способ закупок предусматривает полное исключение человеческого участия в процессе госзакупок и будет осуществляться без конкурсной комиссии.
Посредством широкой интеграции электронной системы госзакупок предполагается, что веб-портал будет автоматически присваивать потенциальным поставщикам соответствующий рейтинг.
Например, за наличие хорошей репутации (опыт работы соответствующему предмету конкурса (школа – школа), высокий показатель финансовой устойчивости, больший срок гарантии, предложенный потенциальным поставщиком и т.д.) будут автоматически присваиваться соответствующие положительные баллы.
За наличие плохой репутации (ранее нахождение потенциального поставщика в реестре недобросовестных участников госзакупок, наличие просрочек, неустоек по предыдущим договорам о госзакупках и т.д.) будут присваиваться отрицательные баллы.
Таким образом, на основании наибольшего количества баллов, с комбинированием ценовых и качественных критериев, веб-портал госзакупок автоматически будет определять победителя конкурса.
Такой принцип и подход автоматического выбора поставщика предлагается нами по опыту Южной Кореи.
Все вышеперечисленные новшества и предложения прорабатываются нами в рамках законопроекта по вопросам государственных закупок, который сейчас находится на рассмотрении Мажилиса Парламента.

Уважаемые участники брифинга!
Несмотря на то, что государственные закупки в Казахстане остаются одной из проблемных сфер, но в то же время являются одной из самых динамично развивающихся направлений государственного регулирования.
Уверен, что принимаемые нами меры позволят улучшить ситуацию в сфере государственных закупок, обеспечат эффективность расходования бюджетных средств и исключат коррупционные риски.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О ситуации на финансовом рынке 31.08.2020
Fitch подтвердило рейтинг Казахстана на уровне "BBB", прогноз "Стабильный" 25.08.2020
Fitch Ratings опубликовало обзор казахстанских банков за 2 кв. 2020 года 24.08.2020
Более 2,3 млн казахстанцев получили единовременную выплату по потере дохода в период карантина 24.08.2020
Доклад Министерства финансов РК на брифинге в СЦК на тему "Государственные закупки" 24.08.2020
О ситуации на автомобильных пунктах пропуска, расположенных на казахстанско-китайской государственной границе 24.08.2020
Комментарий директора департамента платежных систем НБРК Ерлана Ашыкбекова по разъяснению новых правил по использованию электронных кошельков 20.08.2020
Казатомпром объявляет о производственных планах на 2022 год 20.08.2020
Более 2,3 млн казахстанцев получили единовременную выплату по потере дохода в период карантина 17.08.2020
Рейтинги АО "Нурбанк" подтверждены на уровне "В-/В", несмотря на высокий объем отчислений в резервы; прогноз - "Стабильный" 17.08.2020

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz