NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 20.04.2021 23:16 ast
20:16 msk

Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3"; прогноз - "Стабильный"
Прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан - "Стабильный" - отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными. Мы также ожидаем продолжения принятого политического курса
09.03.2021 / экономика

7 марта

Резюме
По нашим прогнозам, темпы роста экономики Республики Казахстан составят 3,2% в 2021 г., поддерживаемые ослаблением ограничений в отношении экономической активности в стране, повышением цен на нефть и увеличением объемов добычи, а также восстановлением экономик стран – основных торговых партнеров.
Мы полагаем, что сильные фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана позволят снизить негативное влияние медленной консолидации бюджета и сохраняющегося дефицита счета текущих операций (СТО) в 2021-2024 гг.
В связи с этим мы подтверждаем долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/A-3". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".

Рейтинговое действие
5 марта 2021 г. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/А-3". Прогноз изменения долгосрочных рейтингов - "Стабильный".
Кроме того, мы подтвердили рейтинг Казахстана по национальной шкале - "kzAAA". Оценка риска перевода и конвертации валюты остается на уровне "BBB".

Прогноз
Прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан - "Стабильный" - отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными. Мы также ожидаем продолжения принятого политического курса.

Негативный сценарий
Мы можем понизить рейтинги Казахстана в случае ухудшения внешнеэкономических показателей страны, например, вследствие резкого и продолжительного снижения доходов от нефтегазового сектора. В такой ситуации совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по СТО плюс доступные резервы.
Более медленная консолидация бюджета, ослабляющая сильные позиции странны как внешнего нетто-кредитора, также может обусловить давление на рейтинги Казахстана.

Позитивный сценарий
Мы можем повысить суверенные рейтинги в случае повышения эффективности институциональной системы и предсказуемости проводимой политики, о чем будет свидетельствовать, например, значительный прогресс в реализации планов по диверсификации экономики и принятие мер по улучшению финансовых показателей частного сектора.
Значительное улучшение показателей банковской системы, например, связанное с дальнейшим повышением качества регуляторного надзора или корпоративного управления, может способствовать повышению нашей оценки эффективности денежно-кредитной политики и снижению рисков, связанных с фискальными показателями.

Обоснование
Рейтинги Республики Казахстан поддерживаются сильными бюджетными показателями, обусловленными главным образом прошлыми профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары, завершившийся в конце 2014 г. (соответствующие средства аккумулированы в Национальном фонде Республики Казахстан - НФРК). Несмотря на увеличение расходов бюджета в последние два года, мы ожидаем, что Правительство Казахстана продолжит придерживаться взвешенного подхода в рамках проводимой бюджетной политики. По нашим прогнозам, правительство останется нетто-кредитором и объем внешних ликвидных активов будет превышать внешний долг до конца 2024 г.
Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему оказывает потенциально низкая предсказуемость будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов и неопределенного механизма передачи власти. Мы отмечаем сохранение проблем, снижающих доверие к денежно-кредитной политике, таких как ограниченная независимость центрального банка и слабость банковской системы страны. Банковский сектор Казахстана остается небольшим по сравнению с размером экономики страны, а практика корпоративного управления оценивается как слабая. Кроме того, экономика Казахстана по-прежнему зависит от нефтегазового сектора, а уровень благосостояния, измеряемый показателем ВВП на душу населения, оценивается как умеренный.
Институциональная система и экономика: восстановление темпов роста в 2021 г. будет поддерживаться ростом в нефтяном и ненефтяном секторах
По нашим прогнозам, темпы роста экономики в 2021 г. составят 3,2% и будут поддерживаться ослаблением ограничений в отношении экономической активности в стране, повышением цен на нефть и увеличением объемов добычи, а также восстановлением экономик стран – основных торговых партнеров.
Дальнейшая диверсификация экономики и улучшение финансовых показателей частного сектора остаются приоритетами государственной политики.
Мы по-прежнему ожидаем, что правительство президента Токаева будет продолжать принятый курс макроэкономической политики.
Несмотря на усилия правительства по диверсификации экономики, ключевым ее сектором остается нефтяной, на который приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 40% доходов расширенного правительства. Хотя в периоды высоких цен на нефть этот сектор и поддерживает экономику страны, в период снижения цен зависимость от него приводит к волатильности условий торговли и базы доходов правительства.
Реальный ВВП Казахстана сократился на 2,6% в 2020 г., поскольку снижение цен на нефть и сокращение объемов нефтедобычи, влияние пандемии COVID-19, а также ослабление показателей ключевых торговых партнеров Казахстана привели к снижению экономической активности. Снижение темпов экономического роста в некоторой степени сдерживалось мерами государственного стимулирования, направленными на смягчение некоторых наиболее неблагоприятных последствий сложившейся ситуации для ненефтяного сектора экономики.
Мы ожидаем умеренного восстановления экономики в 2021 г. по мере роста объемов нефтедобычи и повышения цен на нефть, а также восстановления роста ненефтяного сектора. Рост в ненефтяном секторе, и прежде всего в сфере строительства, торговли, коммуникаций и транспорта, был основным фактором экономического роста в 2019 г., составившего 4,5%. Мы ожидаем, что рост в ненефтяном секторе станет основным фактором, способствующим оживлению экономической активности в 2021 г. на фоне в целом стабильных объемов нефтедобычи. В последующие годы рост экономики будет поддерживаться ростом нефтяного сектора благодаря ожидаемому восстановлению объемов нефтедобычи в 2022 г. и увеличению добычи на Тенгизском месторождении, которое будет введено в эксплуатацию в 2023 г.
Правительство Казахстана продолжает принимать меры по повышению диверсификации экономики путем реализации инвестиционных программ "Нурлы Жол" и "Нурлы Жер", которые были продлены до 2025 г. Ухудшение макроэкономических условий в 2020 г. обусловило приостановку работы над некоторым реформами, направленными на снижение доли участия государства в экономике. Правительство увеличило объемы льготного и целевого кредитования и отложило приватизацию нескольких крупных государственных предприятий. Мы отмечаем, что продажа государством 25% акций предприятия по добыче урана АО "НАК "Казатомпром" была завершена в 2020 г., хотя значительная часть этих акций была приобретена казахстанской государственной организацией. Укрепление частного сектора, например за счет улучшения условий ведения бизнеса, может способствовать большей устойчивости роста в ненефтяном секторе.
После того как в течение более чем тридцати лет страной руководил Нурсултан Назарбаев, в июне 2019 г. был избран новый Президент Республики Казахстан. Им стал бывший спикер Сената Парламента Касым-Жомарт Токаев. Президент Касым-Жомарт Токаев является членом правящей партии "Нур Отан" ("Свет Отечества"), возглавляемой г-ном Назарбаевым. Мы полагаем, что, несмотря на переход власти, Нурсултан Назарбаев сохраняет значительное влияние на проводимую в стране политику. Закон, утвержденный парламентом страны в 2018 г., увеличивает властные полномочия Совета безопасности Республики Казахстан и наделяет Нурсултана Назарбаева правом пожизненно возглавлять его в качестве председателя и пользоваться правом вето в вопросах, касающихся внутренней стабильности, внешней политики и обороны.
Вместе с тем мы отмечаем, что в марте 2017 г. в соответствии с распоряжением находящегося в тот момент на посту президента Нурсултана Назарбаева Парламент Республики Казахстан принял конституционные изменения, призванные повысить роль Кабинета министров и Парламента. Избрание президента Токаева может ускорить реализацию этих изменений, которые могут способствовать разделению властных полномочий, диверсификации процесса принятия решений внутри правительства, а также улучшению прозрачности и подотчетности государственных институтов.
Хотя мы ожидаем, что правительство продолжит проводить взвешенную и в целом эффективную политику, мы отмечаем, что оно подвержено возможным рискам преемственности, а процесс принятий решений централизован. Система сдержек и противовесов оценивается нами как ограниченная. Несмотря на протестные акции, связанные с выборами и с относительно невысоким благосостоянием населения, мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе.
Финансовая гибкость и финансовые показатели: дефицит СТО, вероятно, сохранится в прогнозируемый период, однако бюджет станет профицитным к 2023 г.
Рост цен не нефть и объемов нефтедобычи, а также относительно невысокие расходы, связанные со стимулированием экономического роста, будут способствовать снижению дефицита бюджета.
Несмотря на дефицит СТО, позиция Казахстана как внешнего нетто кредитора останется сильной: внешние ликвидные активы будут превышать объем внешнего долга в среднем примерно на 36% платежей по СТО в 2021-2024 гг.
С нашей точки зрения, обменный курс, действующий в Казахстане, обеспечивает определенную гибкость, позволяющую снижать давление со стороны внешних факторов.
По нашим оценкам, дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства составит 4% ВВП в 2021 г. (в сравнении с дефицитом на уровне 7% ВВП в 2020 г.). Резкий рост дефицита в 2020 г. был обусловлен как снижением доходов, так и ростом расходов. Сокращение объема доходов примерно на 10% по сравнению с 2019 г. обусловлено сокращением нефтяных доходов в результате снижения цен на нефть и объемов нефтедобычи, а также ненефтяных доходов вследствие низкой экономической активности и налоговых преференций, обусловленных COVID-19. В 2020 г. правительство снизило ставку НДС с 12% до 8% до 1 октября 2020 г. и ввело нулевую ставку налога на имущество, земельного налога, акцизов и импортных / экспортных пошлин для секторов, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, до конца года. Мы считаем, что бюджет будет исполняться с дефицитом в 2021-2022 гг., а затем – в 2023-2024 гг. - станет вновь профицитным на фоне роста цен на нефть и объемов нефтедобычи.
Несмотря на высокий рост ненефтяных доходов, связанный с введением нового налогового кодекса в 2017 г., в течение периода нашего прогнозирования совокупные доходы бюджета по-прежнему будут зависеть от показателей нефтяного сектора, на долю которого приходится более 40% доходов бюджета расширенного правительства. Рост цен на нефть и объемов нефтедобычи в прогнозируемый период (до 2024 г.) будет способствовать увеличению доходов бюджета. В настоящее время мы предполагаем, что цена на нефть составит 50 долл. / барр. в 2021-2022 гг. и 55 долл. / барр. начиная с 2023 г. (см. статью "S&P Global Ratings пересматривает допущения в отношении цен на нефть и природный газ", опубликованную 16 октября 2020 г.).
Государственные расходы значительно возросли в 2020 г. относительно уровня 2019 г. (на 23%) в связи с дополнительными расходами, направленными на смягчение последствий пандемии COVID-19, в частности на увеличение социальных выплат, расходов на здравоохранение, финансирование расширенных государственных программ и реализацию программы "Дорожная карта занятости 2020". Власти также увеличили объемы льготного кредитования. Мы ожидаем постепенной консолидации бюджета, однако расходы правительства, по всей вероятности, будут оставаться выше, чем в 2017-2019 гг., и существуют риски того, что потребности в социальных расходах обусловят более медленную консолидацию бюджета, чем мы прогнозировали.
Мы ожидаем, что правительство Казахстана останется нетто-кредитором, и отношение разницы объема внешних ликвидных активов правительства и внешних долговых обязательств к ВВП составит в среднем 3% в 2021-2024 гг., что ниже показателя прошлых лет. Активы расширенного правительства представлены главным образом активами НФРК, которые преимущественно инвестированы за рубежом. Объем активов НФРК сократился с 73 млрд долл. по состоянию на конец 2014 г. примерно до 59 млрд долл. в конце 2020 г., поскольку трансферты из фонда правительству оставались значительными на протяжении этого периода. Постепенная консолидация бюджета, выполнение фискального правила, ограничивающего объем переводов из НФРК в бюджет, и рост цен на нефть и объемов нефтедобычи будут способствовать укреплению позиции Казахстане как нетто-кредитора в прогнозируемый период. По нашим прогнозам, отношение "активы / ВВП" составит около 30% в 2021-2024 гг.
Объем совокупного государственного долга резко увеличился: с 22% ВВП по данным на конец 2019 г. до 29% ВВП к концу 2020 г. в связи с увеличением потребностей в финансировании, снижением номинального ВВП и обесценением тенге на 10% (около 30% долга правительства номинировано в иностранной валюте). Мы прогнозируем, что отношение "совокупный долг / ВВП" составит в среднем около 30% в 2021-2024 гг. В 2021 г. правительство увеличит объем заимствований от международных финансовых организаций и может вернуться на российский рынок заимствований после успешного дебютного выпуска долговых обязательств в сентябре 2020 г. вследствие естественного хеджирования между валютами – рублем и тенге. В то же время основной объем выпусков будет осуществляться на внутреннем рынке. Мы ожидаем, что расходы на обслуживание долга правительства по-прежнему будут составлять в среднем около 7% доходов бюджета в период нашего прогнозирования.
Дефицит СТО составил 3,5% ВВП в 2020 г., немного снизившись с 4,0% в 2019 г. Несмотря на то что падение цен на нефть обусловило существенное снижение стоимости экспорта, объемы импорта так же уменьшились в связи с обесценением тенге и ограничениями на импорт средств производства. Сокращение поступлений по СТО, связанных с продажей нефти, привело к сокращению выплат иностранным нефтяным компаниям. Мы отмечаем, что в первой половине 2020 г. наблюдался профицит СТО - в основном в связи с сокращением объемов импорта и снижением выплат иностранным нефтяным компаниям. Позитивное влияние также оказал разовый приток средств в размере 1,3 млрд долл., являющийся компенсационным платежом в отношении одного из месторождений. Мы ожидаем сохранения дефицита СТО на уровне около 2,5% ВВП в 2021-2024 гг., главным образом ввиду репатриации прибыли иностранных нефтяных компаний, связанной с добычей нефти.
Несмотря на снижение цен на нефть, позиция Казахстана как внешнего нетто-кредитора остается сильной, а совокупные потребности страны во внешнем финансировании - низкими. Объем резервов в Национальном банке Республики Казахстан (НБРК) увеличился до 35 млрд долл. в 2020 г. - в основном благодаря росту цен на золото, на долю которого приходится примерно две трети резервов. НБРК приобретает золото за национальную валюту, давая правительству возможность увеличить резервы несмотря на дефицит СТО.
На наш взгляд, более свободно плавающий обменный курс позволил экономике Казахстана подстроиться к меняющимся условиям с учетом давления со стороны внешних факторов, связанных со снижением цен на нефть в 2020 г., например за счет естественного снижения спроса на импорт. Национальная валюта обесценилась примерно на 10% в течение 2020 г. Сразу после снижения цен на нефть в марте 2020 г. НБРК повысил ключевую ставку на 2,75% до 12% для снижения инфляционного риска и защиты активов, номинированных в национальной валюте. Однако в апреле ключевая ставка была понижена до 9,5% в целях поддержки экономического роста. Затем в июле НБРК снизил ключевую ставку до текущего уровня - 9%.
Мы ожидаем, что инфляция составит около 6,5% в 2021 г. - чуть ниже, чем 6,8% в 2020 г., что отражает, с одной стороны, некоторую консолидацию бюджета и снижение темпов обесценения тенге, а с другой - возможное инфляционное давление в связи с принятием нового закона, позволяющего определенной категории граждан досрочно снимать часть своих пенсионных накоплений для приобретения жилья, оплаты медицинских услуг или перевода этих средств частным компаниям, занятыми в области управления активами. По прогнозам правительства, объем таких средств составит 2 трлн тенге из 12 трлн тенге совокупных средств на счетах пенсионного фонда. Принимая во внимание прогресс в переходе к таргетированию инфляции, ожидаемую консолидацию бюджета и снижение темпов обесценения тенге благодаря повышению цен на нефть, мы полагаем, что темпы роста инфляции замедлятся в период нашего прогнозирования и ее уровень составит около 5% к 2024 г. НБРК объявил о том, что планирует сворачивать программы экономической поддержки начиная с 2023 г., что должно позволить регулятору сосредоточиться на таргетировании инфляции и повышении эффективности денежно-кредитной политики.
В качестве ответной меры на обесценение национальной валюты с 10 марта 2020 г. НБРК также начал проводить валютные интервенции, продавая доллары США на валютном рынке. Мы отмечаем, что политика НБРК допускает интервенции на валютном рынке с целью предотвращения резких колебаний обменного курса и обеспечения финансовой стабильности. НФРК также принял меры по поддержке курса тенге в 2020 г., так как покупки тенге на рынке увеличились одновременно с увеличением трансфертов из фонда в бюджет. Перевод значительного объема средств из фонда в бюджет и повышение цен на нефть должны сдерживать снижение курса национальной валюты на протяжении 2021 г.
Несмотря на обесценение тенге в 2020 г. уровень долларизации депозитов снизился до 37% совокупных депозитов в конце 2020 г. Хотя сохраняются риски того, что дальнейшее обесценение национальной валюты может привести к существенному и устойчивому росту долларизации банковской системы, что снизит гибкость денежно-кредитной политики, мы отмечаем снижение долларизации депозитов с пикового уровня 70% в январе 2016 г. Мы ожидаем, что уровень долларизации будет составлять около 35-40% на протяжении прогнозируемого периода - до 2024 г.
Мы по-прежнему наблюдаем высокие риски в банковском секторе Казахстана. В настоящий момент мы относим банковский сектор Республики Казахстан к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA). Классификация BICRA использует шкалу от 1 до 10, при этом в группу 10 входят страны с наиболее слабыми показателями (см. статью "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан", опубликованную 13 октября 2020 г. в RatingsDirect). Банковская система Казахстана характеризуется относительно небольшими размерами: совокупный объем кредитных портфелей банков составлял всего 22,5% ВВП в конце 2020 г., что ограничивает эффективность финансового посредничества. Мы ожидаем, что казахстанские банки продолжат нести высокие потери по кредитам в 2021-2022 гг. (около 3,5% совокупных кредитов банковского сектора) ввиду продолжающегося признания проблемных кредитов, возникших в связи с пандемией, и дальнейшего формирования резервов по проблемным кредитам, выданным в прошлые годы. Вместе с тем мы отмечаем, что меры, предпринятые правительством в целях поддержки экономики, включая программу льготного кредитования, могут в определенной степени снизить давление на качество активов банков. Мы ожидаем, что показатели казахстанских банков продолжат значительно различаться в ближайшие два года. Так, способность генерировать прибыль и устойчивость финансовых показателей более сильных банков продолжат повышаться, в то время как более слабые организации будут постепенно уходить с рынка или будут объединяться с более крупными организациями.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстане пересмотрены тарифы на производство электрической энергии 31.03.2021
Минторговли назвали причины роста цен на яйца 31.03.2021
Прогноз по рейтингу АО "АТФБанк" пересмотрен на "Позитивный" после объявления об объединении с АО "Jýsan Bank" 31.03.2021
Fitch подтвердило рейтинг АО Национальная атомная компания Казатомпром "BBB-", прогноз "Стабильный" 30.03.2021
Сняты временные ограничения на ввоз казахстанской продукции АПК 29.03.2021
Прогноз по рейтингам АО "КСЖ "Freedom Finance Life"" пересмотрен со "Стабильного" на "Позитивный" в связи с улучшением структуры активов; рейтинги подтверждены на уровне "B" 29.03.2021
Кредитная политика банков и бизнес-климат: мировой опыт и Казахстан 26.03.2021
С начала года многодетные матери получили пособия на сумму 45,6 млрд тенге 26.03.2021
Как влияет государственное налоговое администрирование на бизнес-климат различных стран мира 25.03.2021
Казахстан ведет борьбу за крупных инвесторов Big Pharma 25.03.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.21 Вторник
79. НАБИЕВ Жаугашты
73. МУЖЧИЛЬ Татьяна
71. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
70. КОСАНОВ Жумаш
69. ДАРИНОВ Ауезхан
68. МЕЛДЕХАНОВ Умерзак
62. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
62. СУЛЕЙМЕН Усен
60. УМИРСЕИТОВ Бахыт
59. БЕКТАЕВ Али
59. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
56. САТИМБЕКОВ Канат
55. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
52. АШИМБАЕВ Самат
52. ТУРТАЕВ Алмат
...>>>
21.04.21 Среда
76. РАИСОВ Толеген
73. ПЛЯЦУК Владимир
72. ХАЛИЛА Абдилак
68. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
68. ТОБАЯКОВ Бахытжан
64. БАДАНОВ Мейрам
64. ЖАРКЕНОВ Аскар
64. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
62. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
59. МУКАТОВ Кажгалей
58. ТОТАЕВ Бауржан
58. ЯБРОВ Владимир
57. АБДРАХМАНОВ Кайрат
55. АКУЛОВ Григорий
48. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.21 Четверг
82. ТАМПАЕВ Ян
75. АДИЛБАЕВ Жумадил
75. ОГАЙ Евгений
73. МОЛДАКЫНОВ Такен
72. ИТПАЕВ Марс
71. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
71. КУЛМАХАНОВ Амир
69. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
68. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
67. СОРОКИН Александр
66. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
63. ДЖАНБУРШИН Ербулан
63. ХАЛИМОВ Мэлсат
61. БИЖАНОВ Керимжан
61. КАРИМОВ Ермек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz