Евгений Косенко, turanpress.kz, 24 марта
Отдельной графой в списке привлекательности бизнес-климата в той или иной стране является доступность и эффективность предпринимательского кредитования. Любой человек, который хоть раз брал кредит на развитие бизнеса, прекрасно осведомлен о многих нюансах и "подводных камнях", возникающих при этой процедуре. Например, обязательно надо учитывать тот факт, что простая годовая процентная ставка, как правило, не отражает всех расходов, связанных с кредитом. Стоимость реальной ставки относится к фактической стоимости кредита – это включает в себя общий период погашения, комиссии и другие дополнительные расходы, связанные с кредитом. Если же брать статистику в разрезе стран, то традиционно весьма привлекательными кредитные условия были в государствах Европы. Кредиты тамошних банков считаются наиболее выгодными при необходимости получения займа на большую сумму и на длительный срок. В большинстве стран бывшего СССР банки выдают подобные ссуды как минимум под 20–25 процентов годовых и на срок не более десяти лет. В то же время в Европе максимальный срок пользования заемными средствами составляет 20 лет, а ставка начинается от трех процентов (и редко когда превышает пять процентов годовых). Одной из самых стабильных стран по отношению к банковским ставкам является Германия, где в принципе не наблюдается риск увеличения их в большую сторону. Но есть и определенные сложности. Так, клиенту, претендующему на кредит, необходимо пройти определенный испытательный срок, заключающийся в открытии в потенциальном банке-кредиторе накопительного депозита с его регулярным пополнением. Так же учитываются и другие факторы взаимной лояльности, которые, как правило, являются индивидуальными и рассчитываются при заполнении кредитного калькулятора. В целом же, средневзвешенная процентная ставка по портфелю выданных компаниям и корпорациям кредитов в Евросоюзе на 2020 год составляла 3,6% годовых. А вот в СНГ такими цифрами похвастаться явно не могут. Например, в России средневзвешенная процентная ставка по кредитам для корпоративных клиентов за последние годы напротив выросла на 3,1% и сейчас составляет 15,7%, что в 4,4 раза больше, чем в той же Германии. По-разному рассчитывается и процент по кредитам. В большинстве случаев это учетная ставка (или ставка рефинансирования). То есть, плата за пользование кредитом от центрального банка (как известно все коммерческие банки берут кредит у центрального банка своей страны). Для примера – учетная ставка в США составляет 0,25–0,5% годовых. У ЕЦБ (Европейский центральный банк), учетная ставка – вообще 0% годовых. В Российской Федерации – 10,5% годовых, Украине – 16,5% годовых, а в Казахстане (у нас это называется базовой ставкой НБ РК) – колеблющаяся. В частности, в разные месяцы прошлого года она варьировалась от 9 до 12 процентов (в настоящее время – опять девять процентов). После того, как выясняется учетная ставка, БВУ прикидывает инфляционные ожидания, риски по неуплате кредита и рассчитывает маржу самого банка. (В ЕС и США это около 2–3%. В РФ точный подсчет сложен, так как существуют и практикуются различные методы ухода от фискальной системы но официально – 5–8%, в РК ситуация аналогичная – примерно восемь процентов годовых). В итоге, на выходе и получается тот суммарный процент, который в сравнительном анализе будет свидетельствовать не в пользу кредитной политики, действующей на территории постсоветского пространства. Что же касается различных пакетов льготного кредитования, то в РФ в это понятие попадает так называемая "Программа 6,5", в которой участвуют уполномоченные банки, список которых одобрен Корпорацией содействия малому и среднему бизнесу. Если ставки по кредиту в России колеблются в пределах от средней в 15,7%, до максимальной в 19%, то льготные условия предполагают 6,5%. Суть же государственной поддержки заключается в бюджетной компенсации разницы, и на осуществление этой программы уже было выделено 175 миллиардов рублей. Особые льготы в последние пять лет существуют в России для сельхозпроизводителей, которые могут рассчитывать не только на продленный срок погашения кредита (до 15 лет), но еще и получают займы на льготных условиях, а точнее – со средней процентной ставкой не более 5%. Эта программа вообще полностью финансируется бюджетом и также делится на краткосрочное и инвестиционное направление. По количеству собственных программ для льготного кредитования бизнеса, Казахстан, в принципе, выглядит неплохо. Даже не рассматривая льготное кредитование для пополнения оборотного капитала под 8% годовых, принятое для отдельных категорий МСБ в условиях пандемии, в стране действует целый ряд долгосрочных программ, так или иначе связанных с фондом "Даму". Основными из них являются "Механизм кредитования приоритетных проектов "Экономики простых вещей", программа "Дорожная карта бизнеса", "Даму регионы III" и Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Если же вкратце обратится к деталям, то, например, согласно положению программы "Ебек", заем могут получить как начинающие, так и действующие предприниматели. Кредит можно брать в размере до 6500 МРП или 16 миллионов тенге (для всех городов, кроме Алматы, Актау, Атырау, Шымкента и Нур-Султана). Для этих городов, сумма обозначена другая – до 8000 МРП или около 20 миллионов тенге, под процентную ставку не более 6% годовых, на срок до пяти лет. Программа не предусматривает отраслевых ограничений (кроме производства подакцизной продукции), есть лишь ограничение по максимальному размеру кредита в зависимости от региона. Какие-то определенные шероховатости, конечно, есть и в этих программах, (например, недавно много говорилось о непрозрачным для заемщика механизме возврата отсроченных платежей). Известно и то, что в банках второго уровня накоплен изрядный пул заявок клиентов, которые не подходят под действующие госпрограммы, поэтому предпринимательские сообщества просят власти расширить охват действующего бизнеса. Возможно, подобные просьбы и пожелания оказались услышанными, так как в самом конце прошлого года в ходе расширенного заседания правительства, премьер-министр Аскар Мамин поручил разработать седьмой пакет поправок в программу льготного кредитования бизнеса. Кроме того, в начале марта премьер министр одобрил очередной пакет мер по поддержке бизнесменов, в котором заложено распространение инструмента гарантирования АО "ФРП "Даму" на программу льготного кредитования Национального банка. До конца марта этот пакет должен быть передан на рассмотрение в Мажилис. (Впрочем, это уже относится к категории временных антикризисных мер, которые в рамках этого материала мы не рассматриваем). И наконец, подводя итог всему сказанному выше, стоит отметить, что, несмотря на все глобализационные, унификационные процессы, происходящие в мире, в том числе и попытки стандартизировать законодательства государств, входящих в члены международных организаций, единые механизмы налогообложения до сих пор встретить практически невозможно. С одной стороны, это даже неплохо, так как различия налоговых систем создают условия для налоговой̆ конкуренции в создании наиболее эффективных условий развития. С другой – несостыковки налогового законодательства могут усложнять внешнеэкономическую деятельность для целых предпринимательских групп. Но в целом, как уже говорилось в начале этого материала, бизнес-климат любой страны (и, соответственно, ее инвестиционная привлекательность) напрямую будет зависеть от правил исчисления налога на прибыль организаций, от уровня налоговой нагрузки в целом, от удобства налогового администрирования, да и вообще прозрачности и стабильности налоговой системы как таковой. В настоящее время правительство Казахстана поставило себе весьма амбициозную задачу – к 2050 году повысить долю малого и среднего бизнеса до 50% от валового внутреннего продукта (сейчас этот показатель чуть выше половины от запланированного). И как признают сами чиновники, одним из инструментов достижения поставленной цели является грамотная, четко выстроенная налоговая политика. Насколько удалось преуспеть властям в достижении таковой, лучше всего можно судить по самочувствию самого бизнеса. Причем, каждого конкретного направления, а не "средней температуре по больнице". И там реальные показатели, увы, далеко не всегда совпадают с общим "громадьем планов", помпезных идей и красивых слов, произнесенных с высоких трибун. А значит, для реформы государственного налогового администрирования еще достаточно много маневров. И не путем принятия каких-то "ретроспективных поправок", а путем выполнения давно уже данных обещаний в конце концов сделать налоговую политику страны простой и понятной абсолютно для всех категорий своих граждан. |