NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 10.12.2024 06:52 ast
04:52 msk

Кредитная политика банков и бизнес-климат: мировой опыт и Казахстан
По количеству собственных программ для льготного кредитования бизнеса, Казахстан, в принципе, выглядит неплохо. Даже не рассматривая льготное кредитование для пополнения оборотного капитала под 8% годовых, принятое для отдельных категорий МСБ в условиях пандемии, в стране действует целый ряд долгосрочных программ
26.03.2021 / экономика

Евгений Косенко, turanpress.kz, 24 марта

Отдельной графой в списке привлекательности бизнес-климата в той или иной стране является доступность и эффективность предпринимательского кредитования. Любой человек, который хоть раз брал кредит на развитие бизнеса, прекрасно осведомлен о многих нюансах и "подводных камнях", возникающих при этой процедуре.
Например, обязательно надо учитывать тот факт, что простая годовая процентная ставка, как правило, не отражает всех расходов, связанных с кредитом. Стоимость реальной ставки относится к фактической стоимости кредита – это включает в себя общий период погашения, комиссии и другие дополнительные расходы, связанные с кредитом.
Если же брать статистику в разрезе стран, то традиционно весьма привлекательными кредитные условия были в государствах Европы. Кредиты тамошних банков считаются наиболее выгодными при необходимости получения займа на большую сумму и на длительный срок.
В большинстве стран бывшего СССР банки выдают подобные ссуды как минимум под 20–25 процентов годовых и на срок не более десяти лет. В то же время в Европе максимальный срок пользования заемными средствами составляет 20 лет, а ставка начинается от трех процентов (и редко когда превышает пять процентов годовых).
Одной из самых стабильных стран по отношению к банковским ставкам является Германия, где в принципе не наблюдается риск увеличения их в большую сторону. Но есть и определенные сложности. Так, клиенту, претендующему на кредит, необходимо пройти определенный испытательный срок, заключающийся в открытии в потенциальном банке-кредиторе накопительного депозита с его регулярным пополнением. Так же учитываются и другие факторы взаимной лояльности, которые, как правило, являются индивидуальными и рассчитываются при заполнении кредитного калькулятора.
В целом же, средневзвешенная процентная ставка по портфелю выданных компаниям и корпорациям кредитов в Евросоюзе на 2020 год составляла 3,6% годовых. А вот в СНГ такими цифрами похвастаться явно не могут. Например, в России средневзвешенная процентная ставка по кредитам для корпоративных клиентов за последние годы напротив выросла на 3,1% и сейчас составляет 15,7%, что в 4,4 раза больше, чем в той же Германии.
По-разному рассчитывается и процент по кредитам. В большинстве случаев это учетная ставка (или ставка рефинансирования). То есть, плата за пользование кредитом от центрального банка (как известно все коммерческие банки берут кредит у центрального банка своей страны).
Для примера – учетная ставка в США составляет 0,25–0,5% годовых. У ЕЦБ (Европейский центральный банк), учетная ставка – вообще 0% годовых.
В Российской Федерации – 10,5% годовых, Украине – 16,5% годовых, а в Казахстане (у нас это называется базовой ставкой НБ РК) – колеблющаяся.
В частности, в разные месяцы прошлого года она варьировалась от 9 до 12 процентов (в настоящее время – опять девять процентов).
После того, как выясняется учетная ставка, БВУ прикидывает инфляционные ожидания, риски по неуплате кредита и рассчитывает маржу самого банка. (В ЕС и США это около 2–3%. В РФ точный подсчет сложен, так как существуют и практикуются различные методы ухода от фискальной системы но официально – 5–8%, в РК ситуация аналогичная – примерно восемь процентов годовых). В итоге, на выходе и получается тот суммарный процент, который в сравнительном анализе будет свидетельствовать не в пользу кредитной политики, действующей на территории постсоветского пространства.
Что же касается различных пакетов льготного кредитования, то в РФ в это понятие попадает так называемая "Программа 6,5", в которой участвуют уполномоченные банки, список которых одобрен Корпорацией содействия малому и среднему бизнесу. Если ставки по кредиту в России колеблются в пределах от средней в 15,7%, до максимальной в 19%, то льготные условия предполагают 6,5%.
Суть же государственной поддержки заключается в бюджетной компенсации разницы, и на осуществление этой программы уже было выделено 175 миллиардов рублей. Особые льготы в последние пять лет существуют в России для сельхозпроизводителей, которые могут рассчитывать не только на продленный срок погашения кредита (до 15 лет), но еще и получают займы на льготных условиях, а точнее – со средней процентной ставкой не более 5%. Эта программа вообще полностью финансируется бюджетом и также делится на краткосрочное и инвестиционное направление.
По количеству собственных программ для льготного кредитования бизнеса, Казахстан, в принципе, выглядит неплохо. Даже не рассматривая льготное кредитование для пополнения оборотного капитала под 8% годовых, принятое для отдельных категорий МСБ в условиях пандемии, в стране действует целый ряд долгосрочных программ, так или иначе связанных с фондом "Даму". Основными из них являются "Механизм кредитования приоритетных проектов "Экономики простых вещей", программа "Дорожная карта бизнеса", "Даму регионы III" и Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.
Если же вкратце обратится к деталям, то, например, согласно положению программы "Ебек", заем могут получить как начинающие, так и действующие предприниматели. Кредит можно брать в размере до 6500 МРП или 16 миллионов тенге (для всех городов, кроме Алматы, Актау, Атырау, Шымкента и Нур-Султана). Для этих городов, сумма обозначена другая – до 8000 МРП или около 20 миллионов тенге, под процентную ставку не более 6% годовых, на срок до пяти лет. Программа не предусматривает отраслевых ограничений (кроме производства подакцизной продукции), есть лишь ограничение по максимальному размеру кредита в зависимости от региона.
Какие-то определенные шероховатости, конечно, есть и в этих программах, (например, недавно много говорилось о непрозрачным для заемщика механизме возврата отсроченных платежей). Известно и то, что в банках второго уровня накоплен изрядный пул заявок клиентов, которые не подходят под действующие госпрограммы, поэтому предпринимательские сообщества просят власти расширить охват действующего бизнеса.
Возможно, подобные просьбы и пожелания оказались услышанными, так как в самом конце прошлого года в ходе расширенного заседания правительства, премьер-министр Аскар Мамин поручил разработать седьмой пакет поправок в программу льготного кредитования бизнеса.
Кроме того, в начале марта премьер министр одобрил очередной пакет мер по поддержке бизнесменов, в котором заложено распространение инструмента гарантирования АО "ФРП "Даму" на программу льготного кредитования Национального банка. До конца марта этот пакет должен быть передан на рассмотрение в Мажилис. (Впрочем, это уже относится к категории временных антикризисных мер, которые в рамках этого материала мы не рассматриваем).
И наконец, подводя итог всему сказанному выше, стоит отметить, что, несмотря на все глобализационные, унификационные процессы, происходящие в мире, в том числе и попытки стандартизировать законодательства государств, входящих в члены международных организаций, единые механизмы налогообложения до сих пор встретить практически невозможно. С одной стороны, это даже неплохо, так как различия налоговых систем создают условия для налоговой̆ конкуренции в создании наиболее эффективных условий развития. С другой – несостыковки налогового законодательства могут усложнять внешнеэкономическую деятельность для целых предпринимательских групп.
Но в целом, как уже говорилось в начале этого материала, бизнес-климат любой страны (и, соответственно, ее инвестиционная привлекательность) напрямую будет зависеть от правил исчисления налога на прибыль организаций, от уровня налоговой нагрузки в целом, от удобства налогового администрирования, да и вообще прозрачности и стабильности налоговой системы как таковой.
В настоящее время правительство Казахстана поставило себе весьма амбициозную задачу – к 2050 году повысить долю малого и среднего бизнеса до 50% от валового внутреннего продукта (сейчас этот показатель чуть выше половины от запланированного). И как признают сами чиновники, одним из инструментов достижения поставленной цели является грамотная, четко выстроенная налоговая политика. Насколько удалось преуспеть властям в достижении таковой, лучше всего можно судить по самочувствию самого бизнеса. Причем, каждого конкретного направления, а не "средней температуре по больнице". И там реальные показатели, увы, далеко не всегда совпадают с общим "громадьем планов", помпезных идей и красивых слов, произнесенных с высоких трибун. А значит, для реформы государственного налогового администрирования еще достаточно много маневров. И не путем принятия каких-то "ретроспективных поправок", а путем выполнения давно уже данных обещаний в конце концов сделать налоговую политику страны простой и понятной абсолютно для всех категорий своих граждан.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстане пересмотрены тарифы на производство электрической энергии 31.03.2021
Минторговли назвали причины роста цен на яйца 31.03.2021
Прогноз по рейтингу АО "АТФБанк" пересмотрен на "Позитивный" после объявления об объединении с АО "Jýsan Bank" 31.03.2021
Fitch подтвердило рейтинг АО Национальная атомная компания Казатомпром "BBB-", прогноз "Стабильный" 30.03.2021
Сняты временные ограничения на ввоз казахстанской продукции АПК 29.03.2021
Прогноз по рейтингам АО "КСЖ "Freedom Finance Life"" пересмотрен со "Стабильного" на "Позитивный" в связи с улучшением структуры активов; рейтинги подтверждены на уровне "B" 29.03.2021
Кредитная политика банков и бизнес-климат: мировой опыт и Казахстан 26.03.2021
С начала года многодетные матери получили пособия на сумму 45,6 млрд тенге 26.03.2021
Как влияет государственное налоговое администрирование на бизнес-климат различных стран мира 25.03.2021
Казахстан ведет борьбу за крупных инвесторов Big Pharma 25.03.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.24 Вторник
80. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
79. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
78. СУПРУН Виктор
74. ЖУНИСБАЕВ Несип
74. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
74. НАСЫРОВ Асуат
69. АМИРКУЛОВ Ардак
69. НУКЕНОВ Мараткали
68. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
65. БАРКИНХОЕВ Магомед
65. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
64. РЫСПАЕВ Асхат
64. ТЕЛЕУОВ Мурат
61. СЕЙТОВ Нурдилла
60. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.24 Среда
84. ГАЛИМОВ Фарит
70. СЫЗДЫКОВ Елкаир
69. САРПЕКОВ Рамазан
67. ТАШМАКОВ Серикбай
66. БАЙЗАТОВ Талгат
66. КАРМАЗИНА Лидия
64. СОТНИКОВА Галина
63. РАХМЕТОВ Бауржан
63. ЧЕКАЕВА Елена
61. ДАНБАЙ Шухрат
61. СУЛТАНОВ Нуркен
60. ОСПАНОВ Куат
60. ПЕРМИНОВ Виктор
59. БУСЫГИН Константин
59. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.24 Четверг
87. БАЗЫЛОВ Казыкен
87. БАЙЗАКОВ Сайлау
82. САППАЕВ Мендыгали
78. МОСКАЛЕНКО Борис
71. ИОВОВ Эдуард
70. ШАМКЕНОВА Роза
67. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
67. ИСКАКОВ Саулебек
66. АБУОВ Мирбулат
64. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
58. НУРБАЕВ Орман
53. ИСКАКОВ Марлен
51. КИСИКОВ Бекнур
49. АХМЕТЖАНОВ Ануар
49. САДАНОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz