NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 22.06.2021 00:28 ast
21:28 msk

Стоит ли выгребать бюджет на LRT в Нур-Султане?
Р.Рысмамбетов: В последние месяцы казахстанцы с замиранием сердца смотрели как вводятся многомиллиардные проекты на строительстве Туркестана и тут возникли несколько чемпионских проектов на миллиарды, но уже долларов. Речь идет об LRT – "новой транспортной системе города Астаны"
17.05.2021 / экономика

Расул Рысмамбетов

В последние месяцы казахстанцы с замиранием сердца смотрели как вводятся многомиллиардные проекты на строительстве Туркестана и тут возникли несколько чемпионских проектов на миллиарды, но уже долларов.
Речь идет об LRT – "новой транспортной системе города Астаны".
В октябре 2019 года, Президент Токаев упомянул ее в акимате Нур-Султана.
"Теперь о строительстве легкорельсового транспорта. Правительство и акимат все же решили продолжить работу по вводу этого, мягко говоря, спорного проекта. Другого выхода, как мне докладывают, уже нет. Слишком далеко зашли. Я попутно хотел бы обратиться к Агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование. Нужно идти не по верхам, не констатируя бегство одних, не замечая других, в частности руководителей акимата, которые когда-то принимали решения. Их подписи наверняка есть. Это проблема, которая не фокусируется на одном исполнителе, даже если он руководитель компании ЛРТ. Решение принимал акимат. Пойдите глубже", сказал глава государства с свойственной ему дипломатической манере.
Более того, в декабре 2019 года, Касым-Жомарт Кемелевич даже сказал: "…Насколько нам известно, те люди, которые занимались этим проектом с китайской стороны, находятся под расследованием и, по-моему, уже отбывают сроки. Что касается наших финансовых обязательств перед китайской стороной, то фактически мы расплатились, за исключением небольшой части суммы, и будем работать, думать, что делать дальше с этим проектом".
Если правильно прочесть слова президента, то видно, что Казахстан уже выплатил большую часть обязательств, то есть никакие международные обязательства не принуждают Казахстан продолжать проект.
Но откуда же это началось?
План мероприятий по строительству LRT был утвержден 8 лет назад, 23 июля 2013 года (№116-р). Согласно плана, 30 мая 2017 года систему LRT должны были ввести в полноценную эксплуатацию, то есть к 20-летию переноса столицы. (https://adilet.zan.kz/rus/docs/R1300000116)
Глядя на ряд бетонных жертвенных зиккуратов, на алтарь которых принесли не одну сотню миллионов долларов, алматинцы еще раз возрадовались, что столицу вовремя перенесли и эти столбы сейчас головная боль столичных жителей.
При внимательном прочтении плана от 2013 года, в глаза бросаются два интересных пункта, вполне возможно которые явились одним из интересных локомотивов этого проекта.
Это пункт 6 и 7 плана
• Рассмотрение вопроса о выделении средств на снос и выплату компенсаций на участке маршрута ЛРТ станций 110-116 (Абу-Даби Плаза - новый железнодорожный вокзал) по проекту "Строительство инженерных коммуникаций и дорог нового университета в городе Астане" (улица Ш. Калдаякова)
• Рассмотрение вопроса о выделении дополнительных средств из республиканского бюджета на 2013 - 2014 годы для выплаты компенсации за снос и выкупа земель на участках маршрута ЛРТ: станции 101-110 (13,6 км), станции 110-116 (7,3 км), в случае, если снос и выплата компенсаций по проекту "Строительство инженерных коммуникации и дорог нового университета в г. Астане" не будут произведены в срок до 15 августа 2013 года (по условиям АБР)
Как мы знаем, если кто-то владеет хорошим участком и ему нужны деньги, добрая Республика Казахстан зачастую может помочь и запустить через участок какую-нибудь инфраструктурную штуку. Само собой, с щедрыми компенсациями для собственников земель.
Однако что-то пошло не так и денег на постройку АБР (Азиатский банк развития) не дал. Поэтому правительство пошло по накатанному пути – госгарантия. Стоит подчеркнуть жирной красной линией, что, когда в высоком кабинете произносишь слово "госгарантия", то рука любого чиновника "тянется к пистолету" и он всегда выпаливает: "Казахстан не дает госгарантий".
Даже если инвестор предлагает космические прибыли и немедленный взлет Казахстана в топ-10 величайших стран планеты – "про госгарантии нужно забыть, иначе нас тут всех посадят".
Но все же, в 2016 году Казахстан решил выдать госгарантию на проект.

Немногим ранее, правительство страны и китайские (а куда без них?) "инвесторы" определились, что строить будут специалисты из Поднебесной. В кавычки я взял слово инвесторы, потому что по госгарантии – любой проект фактически является госзаказом.

Однако еще даже до президентских выборов в июне 2019 года, уже четвертый премьер – Аскар Мамин – тоже подписал документ по LRT.

Как говорят в казахском правительстве - "Пришел кризис, отворяй Нацфонд!"
Компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила в СМИ, что "сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов".
И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1 млрд долларов.
Последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан. Даже не понимаю зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают.
Если взять арифметику, то 313,5 млн+1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе - 429 тенге за 1 доллар США - это около 597,8 млрд тенге. Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге.
Население города – 1 млн жителей.
Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты на проект вернутся после 1,195,623,000 поездок. Много ли это 1 млрд поездок? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?
От силы будет 5 тыс. пассажиров в день (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тыс дней - более 600 лет, то есть очень долгосрочный бизнес. 100 тыс. пассажиров ежедневно (10% от населения города) – драматически сокращают сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.
К сожалению финансовую модель идеального бизнеса портит наличие таких досадных мелочей как операционные расходы, капитальный ремонт, зарплаты машинистам, уборщикам и другому персоналу.
Другой персонал критически важен, так как в Нур-Султане зимой даже на дорогах скользко, а как будет выживать LRT в стабильно сильный ветер и метровые заносы? Нужны будут специальные очистные поезда или банальные рабочие с лопатами на страховочных тросах, чтобы не падать с высоты, когда их будет сдувать ветром. Это все конечно саркастические подсчеты, потому что даже после 50 лет нам придется ставить новые столбы, потому что я не хочу на себе проверять какого качества бетон залит в столбах.
Положа руку на сердце, LRT далеко не единственный проект, который просчитывали на детсадовском калькуляторе и такие проекты проделали серьезную дыру в бюджете. При этом через такие дыры – деньги до сих пор вытекают из бюджета.
Так как City Transportation System забыли выставить на dfo.kz отчетность за 2019 и 2020 годы, обратимся к отчетности за 2018 год – какова прибыль компании?

То есть убыток компании составил 9 млрд тенге в год.
Забыл написать, что сумма в 500+ млрд тенге – не окончательная, так как заем скорее всего будет взят в долларах США, а значит сумма долга будет расти пропорционально курсу доллара к тенге. Ни один инвестор (если это не добрый Нацфонд) не согласится дать 1 млрд долларов в страну, где нацвалюта слабеет каждый год.
Мне LRT представляется выгодным проектом для тех, кто даст нам этот злосчастный 1 млрд долларов, так как бюджет все глубже и глубже будет погружаться в долги выплачивая проценты по облигациям, тем более с госгарантией.
Кроме того, следующий qui bono – те, чьи компании будут обслуживать проект – чистить снег, убирать вагоны, чинить опоры, менять вагоны – так как государство в мудрости своей решило, что LRT может стоить 1,3 млрд долларов и мы себе это можем позволить.
То есть это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT. Пусть LRT будет стоить в обслуживании 10 млн долларов в год.
Это как брать и разрушать одну свежепостроенную школу - цена которой как раз 2-4 млрд тенге. Много ли это? Сколько больных детей не могут получить нормальной медицинской помощи в глубинке и даже в столице? Скольких детей из-за отсутствия специалистов государство отправляет на лечение за границу? Получается вместо лечения детей, мы можем их катать на LRT. Согласен, что аргумент про больных детей, разваливающиеся школы в пригородах и недоступность питьевой воды во многих населенных пунктах – избитый. Но эти проблемы никуда не деваются, а LRT будет нависать над бюджетом и нур-султанцами.
В бизнесе есть термин "sunk cost", то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost - это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их.
В Казахстане таких sunk cost - от Экспо до LRT - немало.
Если честно, то легче просто отдать по 20-30 млн долларов ключевым десяти бенефициарам проекта и разрушить столбы, чем достроить его и мучать. В моей голове не укладывается финмодель, которая окупает 1,3 млрд долларов на LRT.
Мне кажется ключевые фигуры уже "заработали" на выкупе их земли и поставках бетона. Может отдать им 200 млн долларов, купить дома за границей или что они еще запросят, чтобы отстать от бюджета страны?
Если продолжить упражнения в сарказме, то восполнение по LRT можно возложить на всех казахстанцев, одномоментно подняв тарифы на перевозку всех видом транспорта, включая лифты в многоэтажках. Но шутки в сторону – случайно посмотрев на отчетность City Transportation Systems, хочу отметить что даже без LRT на балансе, эта компания нуждается в финансовом оздоровлении и аудите.
Это те самые стрессовые активы, которые из добрых намерений или из желания разворовать бюджет - начинались в городах и селах нашей бескрайней Родины. Но если у Родины нет краев, то у бюджета и Нацфонда дно уже видно без фонарика.
Объем стрессовых активов таких (сомнительных госпрограмм или залогов под украденные кредиты) – туда- сюда 5 млрд долларов. Правилом буравчика можно прикинуть, что запустить их будет стоить 500 млн долларов и они будут приносить деньги, а не высасывать их как столбы Нур-Султана или каналы Туркестана.
Будет много денег у страны - можно строить мой любимый проект - канал Каспий-Арал-Балхаш, чтобы гонять по нему туристические маршруты и грузовые баржи.
Но сейчас надо дать покой рукам, перестать воровать, и страна буквально расцветет за считанные годы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О ситуации на финансовом рынке в апреле 2021 года 31.05.2021
АО "Самрук-Қазына" поддержит исследования и разработки казахстанских ученых 31.05.2021
1 июня 2021 года стартует строительство первых ОРЦ 28.05.2021
Рейтинги АО "Народный банк Казахстана" (Халык Банк) подтверждены на уровне "BB/B" в связи с устойчивыми показателями операционной деятельности; прогноз - "Стабильный" 28.05.2021
О ситуации на рынке бензина 27.05.2021
Борьба за Обуховский ГОК в Северном Казахстане продолжается 27.05.2021
Более 15 тыс. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность в Казахстане 20.05.2021
Краткосрочный экономический индикатор в январе-апреле 2021г. составил 101,2% 17.05.2021
Стоит ли выгребать бюджет на LRT в Нур-Султане? 17.05.2021
Текущий счет платежного баланса сложился с дефицитом в (-)1,2 млрд долл. 13.05.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.06.21 Вторник
80. КРЕПАК Петр
77. КУБАЕВ Казила
74. ИСМАГУЛОВА Батес
73. КЕМЕШОВ Бердихан
65. ГРИБАНОВА Елена
64. ЫСКАК Бинали
61. СЫРГАБЕКОВА Асия
60. СЕИТОВ Галымжан
58. ЗВОЛЬСКИЙ Сергей
55. КИМ Инесса
54. ЖУМАГАЛИ Бокен
46. САУРАМБАЕВ Бейбут
42. КИРОВИЧ Александр
39. АБИШЕВ Галым
38. ВЕРОНСКАЯ Майя
...>>>
23.06.21 Среда
81. АБИЛЬСИИТОВ Галым
80. ЖЫЛКАЙДАРОВ Сайлау
80. ОБАЕВ Есмухан
73. СИВРЮКОВА Валентина
72. МОЛОДЦОВ Владимир
70. КАРАБАЛИН Алий
70. КОМРАТОВ Ратмир
68. ФОМИЧЕВ Сергей
66. АХМАТОВ Иван
64. ВОРОНЦОВА Наталья
63. ИРГЕБАЕВ Галым
58. КОНОНЕНКО Олег
57. ЖАНАБИЛОВ Мият
55. КИЗАТОВ Ерлан
54. КАБЕЛЬДИН Ерекбулат
...>>>
24.06.21 Четверг
84. ОСТАПЕНКО Юрий
83. ХАДЕЕВ Раис
81. КАСКАБАСОВ Сеит
77. ДОСКАЛОВ Валерий
76. БАКТЫБЕКОВ Казбек
72. ГРИБАНОВА Валентина
65. АЛТЫНБЕКОВА Гульсара
63. ИВАНОВ Виктор
60. ЯСИНСКАЯ Елена
57. ЖУМАБЕКОВ Бейсембай
54. ЧЕРДАБАЕВ Жаксен
53. АЛЬЖАНОВ Нурлан
51. КАЙРЕШЕВА Мира
50. БАЯМБЕТОВ Канат
49. БАТЫРКОЖА Азамат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz