г.Нур-Султан, 17 июня 2021 года
Уважаемый Маулен Сагатханулы! Уважаемые депутаты! Мировая и национальная экономика в 2020 году испытали глубочайший кризис на фоне распространения пандемии коронавируса. В результате введенных локдаунов и жестких карантинных ограничений во всем мире, за исключением Китая, значительно сократилась экономическая активность. Общее падение мирового ВВП, по оценкам МВФ, составило 3,3% в 2020 году. В этих условиях для поддержания деловой активности и занятости в Казахстане по инициативам Главы государства Правительством и Национальным Банком был принят беспрецедентный пакет антикризисных мер в размере 9% от ВВП – 6,3 трлн тенге, – из которых 2,3 трлн тенге профинансированы Национальным Банком. Средства были выделены для поддержки предприятий в пострадавших секторах экономики, для обеспечения деловой активности и занятости населения, для снижения импортозависимости и повышения продовольственной безопасности, а также для реализации государственной программы "Нұрлы жер". Благодаря своевременно принятым мерам в 2020 году экономика Казахстана сократилась на 2,6%, что ниже первоначальных оценок международных организаций. Со II квартала т.г. национальная экономика вышла в положительную зону роста, по итогам 5 месяцев т.г. темп роста ВВП составил 1,6%. На восстановление оказывают влияние продолжающееся оживление сектора услуг, сохранение высокой инвестиционной активности в недобывающих секторах экономики. Поддержание деловой активности в 2020 году и восстановление экономики в 2021 году было обеспечено благодаря скоординированным действиям Правительства и Национального Банка, проводившего адекватную сложившимся условиям денежно-кредитную политику.
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В рамках обеспечения стабильности цен в 2020 году по поручению Главы государства инфляция была удержана в пределах 8-8,5% и составила 7,5%. Основной вклад в рост инфляции в 2020 году внесло ускорение цен на продовольствие на 11,3% в результате нарушения цепочек поставок в условиях действия режима ЧП и карантинных мер как в Казахстане, так и в странах – основных торговых партнерах, а также повышенного спроса на отдельные группы товаров. В структуре инфляции непродовольственные товары за 2020 год стали дороже на 5,5%, платные услуги – на 4,2%. Большой вклад в рост инфляции с июня 2020 года вносит продолжающийся общемировой рост цен на продовольствие. В результате в мае т.г. индекс ФАО ООН достиг 10-летнего максимума – 127,1 пункта. Годовая инфляция после стабилизации в начале т.г. на уровне 7,0% в мае ускорилась до 7,2%. Эффект от замедления роста цен на продовольственные товары нивелирован значительным ростом цен на непродовольственные товары и платные услуги. Продовольственная инфляция замедлилась с 11,3% до 9,3% в мае текущего года в связи с выходом из расчета высокой базы инфляции 2020 года, замедлением роста цен на хлебобулочные изделия, мясо и плодоовощную продукцию. При этом на отдельных товарных рынках сохраняются дисбалансы, которые влияют на цены. Непродовольственная инфляция ускорилась до 6,7% из-за ускорения темпов роста цен на одежду и обувь до 5,9%, на бензин – до 12,7%. Ускорение годовых темпов роста цен на непродовольственные товары вызвано ростом импортных цен на фоне постепенного восстановления потребительского спроса и деловой активности. В результате вклад ГСМ, одежды и обуви в рост цен на непродовольственные товары за 3 месяца вырос в 2 раза, с 1,7 п.п. в феврале до 3,5 п.п. в мае т.г. В мае т.г. рост цен на платные услуги населению составил 5,1%, в основном за счет роста цен на электроэнергию, услуги ЖКХ и проезд воздушным транспортом. По нашим прогнозам, к концу 2021 года с учетом роста цен на ГСМ и электроэнергию, более сильного фискального стимулирования и повышенных инфляционных ожиданий инфляция может сформироваться выше целевого диапазона на 40-50 п.п. Основные факторы формирования инфляции пока не носят устойчивый характер. В случае реализации в текущем году рисков со стороны проинфляционных факторов Национальным Банком будет принято решение по ужесточению денежно-кредитных условий. В 2022 году прогнозируется исчерпание эффекта роста цен в странах – торговых партнерах и ослабление внешнего инфляционного давления, в том числе за счет стабилизации мировых продовольственных рынков, что будет способствовать вхождению инфляции в Казахстане в целевой коридор 4-6%. Монетарные условия по мере замедления инфляции будут стремиться к нейтральным значениям в среднесрочной перспективе.
2. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В 2020 году дефицит текущего счета платежного баланса составил 6,3 млрд долл. США в сравнении с 7,3 млрд долл. США в 2019 году. Сокращение отрицательного сальдо текущего счета на 1 млрд долл. США связано в первую очередь с сокращением доходов к выплате иностранным инвесторам, а также с притоком валюты от участников Карачаганакского консорциума в рамках урегулирования спора по распределению доходов. В I квартале т.г. текущий счет платежного баланса сложился с дефицитом в 1,2 млрд долл. США. Основной причиной дефицита является снижение экспорта товаров при увеличении импортных потоков. Экспорт товаров снизился на 2,9 млрд долл. США за счет сокращения экспорта нефти, доля которой в общем экспорте составила 48,5%. Снижение было обусловлено относительно низкими ценами на нефть в IV квартале 2020 года, которые ввиду особенности учета экспорта нефти в официальной статистике отразились в экспорте за I квартал 2021 года. Импорт вырос на 4,8% за счет увеличения ввоза потребительских непродовольственных и инвестиционных товаров. Импорт товаров растет на фоне восстановления деловой активности и отложенного внутреннего спроса. Наибольший рост импорта отмечается во ввозе таких товаров, как автомобили, одежда и компьютеры. Уважаемые депутаты! Восстановление деловой активности в мире происходит благодаря продолжающимся масштабным фискальным стимулам со стороны развитых стран. В то же время ускоренный рост спроса опережает темпы восстановления предложения, что создает дефицит на многих товарных рынках и усиливает давление на цены. В этих условиях центральные банки начинают пересматривать денежно-кредитные условия из-за роста инфляции и инфляционных ожиданий. Национальный Банк продолжит внимательно следить за ситуацией на внешних и внутренних рынках. В рамках проводимой денежно-кредитной политики Национальный Банк в активном сотрудничестве с Правительством использует все необходимые инструменты для восстановления национальной экономики и обеспечения макроэкономической стабильности в 2021 году. Благодарю за внимание! |