NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:59 ast
13:59 msk

Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне "ВВВ-/А-3"; прогноз - "Стабильный"
Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что экономика страны восстановится после двойного "шока", вызванного пандемией COVID-19 и резким падением цен на нефть и объема нефтедобычи в 2020 г., в то время как фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными в ближайшие два года
07.09.2021 / экономика

3 сентября 2021 г.

S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/А-3". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".
Кроме того, мы подтвердили рейтинг Казахстана по национальной шкале - "kzAAA".
Оценка риска перевода и конвертации валюты остается на уровне "BBB".

Прогноз
Прогноз "Стабильный" отражает наши ожидания того, что экономика страны восстановится после двойного "шока", вызванного пандемией COVID-19 и резким падением цен на нефть и объема нефтедобычи в 2020 г., в то время как фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными в ближайшие два года.

Позитивный сценарий
Мы можем повысить суверенные рейтинги в случае повышения эффективности институциональной системы и предсказуемости проводимой политики, о чем будет свидетельствовать, например, значительный прогресс в сфере разделения полномочий, повышении прозрачности и подотчетности государственных институтов, а также улучшение бизнес-среды.
Значительное улучшение показателей банковской системы, например, связанное с дальнейшим повышением качества регуляторного надзора или корпоративного управления, может способствовать повышению нашей оценки эффективности денежно-кредитной политики и снижению рисков, обусловленных ухудшением фискальных показателей.

Негативный сценарий
Мы можем понизить рейтинги Казахстана в случае ухудшения внешнеэкономических показателей страны, например вследствие резкого и продолжительного снижения доходов от нефтегазового сектора. В такой ситуации совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по СТО плюс доступные резервы.
Более медленная, чем мы ожидаем в настоящий момент, консолидация бюджета, ослабляющая сильные позиции страны как внешнего нетто-кредитора, также может обусловить давление на рейтинги Казахстана.

Обоснование
Рейтинги Казахстана поддерживаются его сильными фискальными и внешнеэкономическими показателями. Это обусловлено главным образом профицитами бюджета в период высоких цен на сырьевые товары, завершившийся в конце 2014 г. Соответствующие активы были аккумулированы в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) и в основном инвестированы за рубежом. Несмотря на более аккомодационную финансовую политику, направленную на поддержку экономики в период пандемии COVID-19, которая отчасти продолжится до 2024 г., мы ожидаем, что правительство останется нетто-кредитором и объем внешних ликвидных активов будет превышать объем внешнего долга.
Негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему оказывает потенциально низкая предсказуемость будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов и неопределенного механизма передачи власти. Мы отмечаем сохранение проблем, снижающих доверие к денежно-кредитной политике, таких как ограниченная независимость центрального банка и относительная слабость банковской системы страны. Банковский сектор Казахстана остается небольшим по сравнению с размером экономики страны, а практика корпоративного управления оценивается как относительно слабая. Кроме того, экономика Казахстана по-прежнему зависит от нефтегазового сектора, а уровень благосостояния, измеряемый показателем ВВП на душу населения, оценивается как умеренный.
Институциональная система и экономические показатели: Рост в 2021-2024 гг. будет поддерживаться ростом в нефтяном и ненефтяном секторах
- Мы прогнозируем, что в 2021 г. темпы роста экономики Казахстана составят 3,5% и останутся на том же уровне в последующие несколько лет.
- Диверсификация экономики и увеличение доли частного сектора останутся приоритетами государственной политики.
- Мы ожидаем, что правительство президента Токаева продолжит принятый курс макроэкономической политики.
Мы ожидаем роста экономики на 3,5% в текущем году после сокращения реального ВВП Казахстана на 2,6% в 2020 г., когда снижение цен на нефть и сокращение объемов нефтедобычи, влияние пандемии COVID-19, а также ослабление показателей стран - ключевых торговых партнеров Казахстана привели к снижению экономической активности. Меры государственного стимулирования смягчали некоторые наиболее неблагоприятные последствия сложившейся ситуации для ненефтяного сектора экономики, что в определенной степени предотвратило более значительное сжатие экономики. К концу этого года ВВП должен полностью восстановиться после относительно небольшого снижения в 2020 г. За первые шесть месяцев 2021 г. экономика страны выросла на 2,2% в реальном выражении.
Рост в 2021 г. будет обеспечиваться в основном за счет ненефтяного сектора, поддерживаемого ослаблением влияния ограничений, связанных с COVID-19, на экономическую активность, государственные расходы и инвестиции, а также восстановлением экономики стран, являющихся основными торговыми партнерами Казахстана. В последующий период нефтяной сектор должен будет поддерживать общий рост благодаря ожидаемому восстановлению объемов нефтедобычи в 2022 г. (когда истекает срок действия соглашения стран ОПЕК+) и увеличению добычи на Тенгизском месторождении в 2023 г. Однако риски ухудшения ситуации сохраняются, поскольку экономика в настоящее время испытывает давление, связанное с третьей волной COVID-19, притом что полностью вакцинировано лишь около четверти населения. По нашим прогнозам, рост экономики составит в среднем 3,6% в 2021-2024 гг.
Несмотря на усилия правительства по диверсификации экономики, ключевым ее сектором остается нефтяной, на который приходится примерно 15% ВВП, более половины объема экспорта и более 30% доходов расширенного правительства. Хотя в периоды высоких цен на нефть этот сектор и поддерживает экономику страны, в период снижения цен зависимость от него приводит к волатильности условий торговли и базы доходов правительства.
Правительство Казахстана продолжает принимать меры по повышению диверсификации экономики путем реализации инвестиционных программ "Нурлы Жол" и "Нурлы Жер", которые были продлены до 2025 г. Кроме того, недавно было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам. Ухудшение макроэкономических условий в 2020 г. обусловило приостановку работы над некоторым реформами, направленными на снижение доли участия государства в экономике. Правительство увеличило объемы льготного и целевого кредитования и отложило приватизацию нескольких крупных государственных предприятий. Мы отмечаем, что продажа государством 25% акций предприятия по добыче урана АО "НАК "Казатомпром"" была завершена в 2020 г., хотя около одной пятой этих акций были приобретены казахстанским государственным пенсионным фондом. В декабре 2020 г. правительство утвердило комплексный план приватизации и дорожные карты реализации объектов на период 2021-2025 гг., направленные на сокращение доли государственного участия в экономике до 14% ВВП к концу 2025 г. На наш взгляд, увеличение доли частного сектора, например за счет улучшения условий ведения бизнеса, может способствовать большей устойчивости роста в ненефтяном секторе.
После того как в течение более чем тридцати лет страной руководил Нурсултан Назарбаев, в июне 2019 г. был избран новый президент, бывший спикер Сената Парламента Касым-Жомарт Токаев. Президент Токаев является членом правящей партии "Нур Отан" ("Свет Отечества"), возглавляемой г-ном Назарбаевым. Мы полагаем, что, несмотря на переход власти, Нурсултан Назарбаев сохраняет значительное влияние на проводимую в стране политику. Закон, утвержденный парламентом страны в 2018 г., увеличивает властные полномочия Совета безопасности Республики Казахстан и наделяет Нурсултана Назарбаева правом пожизненно возглавлять его в качестве председателя и пользоваться правом вето в вопросах, касающихся внутренней стабильности, внешней политики и обороны.
Вместе с тем мы отмечаем, что в марте 2017 г. в соответствии с распоряжением находящегося в тот момент на посту президента Нурсултана Назарбаева Парламент Республики Казахстан принял конституционные изменения, призванные повысить роль Кабинета министров и Парламента. Мы полагаем, что действующий президент может ускорить реализацию этих изменений, которые могут способствовать разделению властных полномочий, диверсификации процесса принятия решений внутри правительства, а также улучшению прозрачности и подотчетности государственных институтов.
Хотя мы ожидаем, что правительство продолжит проводить взвешенную и в целом эффективную политику, мы отмечаем возможные риски, связанные с преемственностью власти, и высокую централизацию процесса принятий решений. Система сдержек и противовесов оценивается нами как относительно ограниченная. Несмотря на периодические протестные акции, связанные с выборами и относительно невысоким благосостоянием населения, мы отмечаем, что с момента распада СССР политическая система Казахстана является одной из самых стабильных в регионе. Уровень восприятия коррупции в Казахстане оценивается как высокий: страна занимает 94-е место в Индексе восприятия коррупции Transparency International.

Финансовая гибкость и финансовые показатели: дефициты бюджета и СТО, вероятно, сохранятся в период нашего прогнозирования
- Повышение цен на нефть в 2021 г. и увеличение нефтедобычи в период нашего прогнозирования, вероятно, будут способствовать сокращению дефицита бюджета.
- Несмотря на дефицит СТО, позиция Казахстана как внешнего нетто-кредитора останется сильной: внешние ликвидные активы будут превышать объем внешнего долга в среднем примерно на 33% платежей по СТО в 2021-2024 гг.
- По нашим прогнозам, темпы инфляции могут составить 8,5% в 2021 г., что выше целевого диапазона, установленного Национальным банком Республики Казахстан (НБРК), - 4-6%; это обусловлено направленной на экономический рост фискальной политикой и более высокими импортными ценами.
По нашим оценкам, дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства составит 4% ВВП в 2021 г. (в сравнении с 7% ВВП в 2020 г.). Дефицит бюджета, скорее всего, сохранится и будет составлять в среднем около 1% в 2022-2024 гг. Государственные расходы значительно увеличились в 2020 г. - на 23% относительно уровня 2019 г. - в связи с дополнительными расходами, направленными на устранение последствий пандемии COVID-19. Необходимость в таких расходах сохранится и в 2021 г. Мы ожидаем постепенной консолидации бюджета, однако расходы правительства, по всей вероятности, по-прежнему будут выше, чем в 2017-2019 гг., и существуют риски того, что потребности в социальных расходах обусловят более медленную консолидацию бюджета, чем мы прогнозируем.
Несмотря на высокий рост ненефтяных доходов, связанный с введением нового налогового кодекса в 2017 г., в течение периода нашего прогнозирования совокупные доходы бюджета по-прежнему будут зависеть от показателей нефтяного сектора, на долю которого приходится более 30% доходов бюджета расширенного правительства. Рост цен на нефть и объемов нефтедобычи в период нашего прогнозирования (до 2024 г.) будет способствовать увеличению доходов бюджета. При расчете прогнозируемых доходов мы учитываем наши допущения относительно цен на нефть марки Brent: 65 долл. / барр. в 2021 г., 60 долл. / барр. в 2022 г. и 55 долл./ барр. начиная с 2023 г. (см. статью "S&P Global Ratings улучшает краткосрочные прогнозы в отношении цен на нефть и природный газ на фоне улучшения рыночных условий", опубликованную 16 июня 2021 г.).
Мы ожидаем, что правительство Казахстана останется нетто-кредитором, и отношение разницы объема внешних ликвидных активов правительства и внешних долговых обязательств к ВВП составит в среднем 1% в 2021-2024 гг., что несколько ниже показателя прошлых лет. Объем активов НФРК сократился с 73 млрд долл. по состоянию на конец 2014 г. примерно до 59 млрд долл. в конце 2020 г., поскольку трансферты из фонда правительству оставались значительными на протяжении этого периода. Постепенная консолидация бюджета, выполнение фискального правила, ограничивающего объем переводов из НФРК в бюджет, и рост объемов нефтедобычи будут способствовать укреплению позиции Казахстана как нетто-кредитора в период нашего прогнозирования. По нашим оценкам, ликвидные активы правительства составят около 32% ВВП в 2021-2024 гг.
Объем совокупного государственного долга резко увеличился: с 22% ВВП по данным на конец 2019 г. до 28% ВВП к концу 2020 г. в связи с увеличением потребностей в финансировании, снижением номинального ВВП и обесценением тенге на 10% (около 30% долга правительства номинировано в иностранной валюте). По нашим прогнозам, отношение "совокупный долг / ВВП" составит в среднем около 31% в 2021-2024 гг. В 2020 г. правительство увеличило объем заимствований от международных финансовых организаций и выпустило рублевые ценные бумаги вследствие естественного хеджирования между российским рублем и тенге. Хотя мы и ожидаем, что правительство продолжит размещать долговые обязательства на международных рынках капитала, основной объем выпусков будет осуществляться на внутреннем рынке. Мы полагаем, что расходы на обслуживание долга правительства будут составлять в среднем около 7,5% доходов бюджета в период нашего прогнозирования.
Дефицит СТО составил 3,7% ВВП в 2020 г., немного снизившись с 4,0% в 2019 г. Несмотря на то что падение цен на нефть обусловило существенное снижение стоимости экспорта, объемы импорта также уменьшились в связи со снижением экономической активности в период пандемии, обесценением тенге и ограничениями на импорт средств производства. Сокращение поступлений по СТО, связанных с продажей нефти, привело к сокращению выплат иностранным нефтяным компаниям. Мы отмечаем, что в первом полугодии 2020 г. наблюдался профицит СТО - в основном в связи с сокращением объемов импорта и снижением выплат иностранным нефтяным компаниям. Позитивное влияние также оказал разовый приток средств в размере 1,3 млрд долл., являющийся компенсационным платежом в пользу одного из месторождений. Мы ожидаем сохранения дефицита СТО на уровне около 2,4% ВВП в 2021-2024 гг. По нашим расчетам, в указанный период профицит торгового баланса будет составлять в среднем около 8% ВВП в год, что будет нивелироваться дефицитом баланса услуг и высоким дефицитом баланса первичных доходов, обусловленным главным образом репатриацией прибыли иностранных нефтяных компаний, связанной с добычей нефти.
Несмотря на снижение цен на нефть, позиция Казахстана как внешнего нетто-кредитора остается сильной, а совокупные потребности страны во внешнем финансировании - низкими. Объем резервов в НБРК увеличился до 35,6 млрд долл. в 2020 г. - в основном благодаря росту цен на золото, на долю которого приходится примерно две трети резервов. НБРК приобретает золото за национальную валюту, давая правительству возможность увеличить резервы, несмотря на дефицит СТО. Позитивное влияние на объем резервов также окажет получение специальных прав заимствования (СДР) от МВФ объемом около 1,5 млрд долл.
На наш взгляд, более свободно плавающий обменный курс (введенный после резкого обесценения тенге в 2015 г.) позволил экономике Казахстана адаптироваться к давлению со стороны внешних факторов, связанных со снижением цен на нефть в 2020 г., например за счет естественного снижения спроса на импорт. Национальная валюта обесценилась примерно на 10% в течение 2020 г. вследствие падения цен на нефть, снижения объемов нефтедобычи и снижения базовой ставки. В качестве ответной меры на обесценение национальной валюты с 10 марта 2020 г. НБРК также начал проводить валютные интервенции, продавая доллары США на валютном рынке. Мы отмечаем, что политика НБРК допускает интервенции на валютном рынке с целью предотвращения резких колебаний обменного курса и обеспечения финансовой стабильности. Мы ожидаем, что в 2021-2024 гг. темпы обесценения тенге составят в среднем около 2% в год. В дальнейшем давление на тенге будут оказывать сохраняющийся дефицит СТО и планируемое правительством сокращение трансфертов из НФРК.
Сразу после снижения цен на нефть в марте 2020 г. НБРК повысил базовую ставку на 2,75% - до 12% - для снижения инфляционного давления и защиты активов, номинированных в национальной валюте. Однако в апреле 2020 г. базовая ставка была понижена до 9,5% в целях поддержки экономического роста. Затем в июле 2020 г. НБРК снизил базовую ставку до 9%; она поддерживалась на этом уровне до июля 2021 г., когда была вновь повышена до 9,25% в ответ на рост инфляции.
Мы ожидаем, что инфляция составит около 8,5% в 2021 г. в сравнении с 6,8% в 2020 г., что связано с аккомодационной фискальной политикой, ростом цен на импортируемые товары (в частности, на продовольственные товары) и досрочным снятием некоторыми гражданами части своих пенсионных накоплений для приобретения жилья, оплаты медицинских услуг или перевода этих средств частным управляющим компаниям. По прогнозам правительства, объем таких средств составит 2 трлн тенге из 12,9 трлн тенге средств на счетах пенсионного фонда. Принимая во внимание прогресс в переходе к таргетированию инфляции, ожидаемую консолидацию бюджета и снижение темпов обесценения тенге, мы полагаем, что темпы инфляции замедлятся в период нашего прогнозирования и ее уровень составит около 5% к 2024 г.
Несмотря на обесценение тенге в течение 2020 г., уровень долларизации депозитов снизился до 37% совокупных депозитов по состоянию на конец 2020 г. Хотя сохраняются риски того, что дальнейшее обесценение национальной валюты может привести к существенному и устойчивому росту долларизации банковской системы, что снизит гибкость денежно-кредитной политики, мы отмечаем снижение долларизации депозитов с пикового уровня 70% в январе 2016 г. Мы ожидаем, что уровень долларизации депозитов будет составлять 35-40% на протяжении периода нашего прогнозирования - до 2024 г.
Мы отмечаем сохранение проблем, снижающих доверие к денежно-кредитной политике, таких как ограниченная независимость центрального банка и относительная слабость банковской системы страны. Однако НБРК принимает меры для повышения своей независимости и эффективности. НБРК заявил об отказе от участия в новых программах кредитования и поддержки экономики и выходе из подобных программ к 2025 г. Кроме того, в сотрудничестве с министерством финансов НБРК работает над построением кривой доходности активов, номинированных в тенге, с целью повышения ликвидности на вторичном рынке ценных бумаг в Казахстане. Чтобы повысить прозрачность рынка национальной валюты, НБРК начал публиковать все продажи долларов из НФРК. В 2019 г. на базе бывшего подразделения НБРК по регулированию финансового сектора было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, что позволило НБРК сосредоточиться на обеспечении макроэкономической стабильности, в то время как Агентство занимается стабильностью финансовой системы.
Мы по-прежнему отмечаем высокие риски для банковского сектора Казахстана, в том числе все еще значительный объем накопленных проблемных активов, хотя условия на рынке постепенно улучшаются. В настоящий момент мы относим банковский сектор Казахстана к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment - BICRA). Классификация BICRA использует шкалу от 1 до 10, при этом в группу 10 входят страны с наиболее слабыми показателями (см. статью "Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан", опубликованную 13 октября 2020 г. в RatingsDirect). Банковская система Казахстана характеризуется относительно небольшими размерами: совокупный объем кредитных портфелей банков составлял всего 22,5% ВВП в конце 2020 г., что ограничивает эффективность финансового посредничества. Мы ожидаем, что казахстанские банки продолжат нести повышенные, хотя и сокращающиеся, кредитные убытки. Вместе с тем мы отмечаем, что меры, принятые правительством в целях поддержки экономики, в определенной степени могут снизить давление на качество активов банков.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О ситуации на финансовом рынке в августе 2021 года 30.09.2021
МИИР РК и DHL заключили меморандум о сотрудничестве 30.09.2021
О мерах по продлению программы "Экономика простых вещей" 29.09.2021
Упрощена работа по маркировке табачных изделей 29.09.2021
Атырауский и Шымкентский НПЗ обеспечат внутренний рынок авиатопливом в период ремонта ПНХЗ 29.09.2021
Займы онлайн: основные преимущества и недостатки 28.09.2021
Информация о ситуации по грузоперевозкам между РК и КНР ж/д транспортом 27.09.2021
Информация о возмещении затрат экспортеров 24.09.2021
О смене крупного участника АО "Нурбанк" 23.09.2021
Более 2400 золотых слитков приобрели жители страны в августе 22.09.2021

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz