Fitch Ratings - Москва - 25 ноября 2021 г.
Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") АО Казахстанская Жилищная Компания ("КЖК", прежде Казахстанская Ипотечная Компания) в иностранной и национальной валюте с уровня "ВВВ-" до "BBB", прогноз "Стабильный". Fitch также повысило с уровня "ВВВ-" до "ВВВ" долгосрочный рейтинг находящихся в обращении приоритетных долговых обязательств компании. Полный список рейтинговых действий приведен ниже.
Повышение рейтингов отражает мнение Fitch в отношении повышения политической и социальной значимости КЖК ввиду нового статуса компании как Единого оператора жилищного строительства. Это обусловлено тем, что новая роль КЖК привела к снижению числа потенциальных субститутов и консолидации в жилищном секторе Казахстана ("BBB"/прогноз "Стабильный") в рамках КЖК. В результате агентство пересмотрело оценку фактора социально-политических последствий в случае дефолта с "сильного уровня" на "очень сильный уровень", и, таким образом, общий скоринговый балл согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, соответствует "45" и рейтинги КЖК уравниваются с суверенными независимо от кредитоспособности компании на самостоятельной основе.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Статус, собственность и контроль: оценка "очень сильный уровень" КЖК находится в 100-процентной собственности государства через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" ("Байтерек", "ВВВ"/прогноз "Стабильный"). В 2020 г. КЖК была реорганизована путем объединения с двумя другими дочерними структурами Байтерека: Байтерек девелопмент и Фонд гарантирования жилищного строительства. КЖК стала полным правопреемником этих двух компаний, и ей был присвоен статус Единого оператора жилищного строительства, что повысило значимость компании для государства. Fitch исходит из того, что компания напрямую связана с Республикой Казахстан, поскольку КЖК выполняет общественно значимую миссию и играет важную роль в рамках проводимой государством политики, а также контролируется центральным правительством. Совет директоров КЖК, в который на сегодня входит восемь человек, возглавляет председатель правления Байтерека, а совет директоров Байтерека в свою очередь возглавляет Премьер-министр Казахстана. Байтерек, который выступает от лица государства, утверждает бюджет КЖК, одобряет решения о привлечении заимствований, а также инвестиционную и дивидендную политику. КЖК осуществляет деятельность в соответствии с общим коммерческим правом, что не предполагает передачу обязательств в случае финансовых трудностей. В то же время Fitch исходит из того, что при необходимости передача обязательств государству или структуре, назначенной государством, может быть одной из мер поддержки.
История представления поддержки: оценка "сильный уровень" КЖК получает от государства финансирование под низкую процентную ставку в рамках реализации государственных программ. Компания выступает оператором государственной жилищной программы на 2020-2025 гг. "Нурлы Жер", что дает компании право получать средства из Национального фонда Республики Казахстан для жилищного строительства. Компания также имеет кредиты от материнской структуры, Байтерека, которые она использует для обслуживания своего портфеля социального арендного жилья с возможностью выкупа. Эти кредиты являются долгосрочными со сроками погашения в 2045-2046 гг., имеют очень низкую годовую процентную ставку 0,15%, и на них приходилось около 40% от долга КЖК на конец 2020 г. Помимо этого КЖК была поручена реализация крупномасштабной национальной антикризисной программы "Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы", направленной на развитие инфраструктуры и повышение занятости населения. В 2020-2021 гг. Байтерек вложил до 800 млрд. тенге в облигации КЖК, которые затем были реинвестированы во внутренние облигации с целью развития социальной инфраструктуры, реновации рекреационных зон, обновления инженерных сетей, а также модернизации школ и больниц в стране. Это существенно увеличило масштаб деятельности КЖК при поддержке со стороны государства, в то время как на вложения во внутренние облигации приходилось почти 60% активов компании на конец 2020 г.
Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка "очень сильный уровень" Пересмотр оценки данного фактора с "сильного уровня" на "очень сильный уровень" отражает возросшую социально-политическую значимость КЖК, на что указывают успешное укрепление ключевой роли КЖК в секторе государственного жилищного строительства, уменьшение количества потенциальных субститутов для компании и ее важная социальная роль в реализации государственной антикризисной программы. По мнению Fitch, дефолт КЖК существенно снизит возможности местных и региональных органов власти – основных заемщиков компании – по предоставлению доступного жилья населению Казахстана, что приведет к серьезным социально-политическим последствиям. Перечень потенциальных субститутов для КЖК существенно уменьшился после консолидации сектора. АО "Жилищный строительный сберегательный банк "Отбасы банк" ("ВВВ"/прогноз "Стабильный") сфокусирован на субсидируемых ипотечных кредитах (для тех, кто находится в списке очередников муниципальных властей на получение жилья), в то время как контролируемый государством Казахстанский фонд устойчивости ("BBB"/прогноз "Стабильный") отвечает за осуществление всего двух ипотечных программ, которые относятся к непрофильной деятельности фонда. Как следствие, эти две компании вряд ли могут быть приемлемыми субститутами для КЖК ввиду того, что они имеют значительно более ограниченные функции в жилищном секторе.
Финансовые последствия в случае дефолта: оценка "сильный уровень" КЖК является важным участником внутреннего рынка облигаций. В дополнение к регулярному выпуску облигаций она выкупает ипотечные портфели коммерческих банков и вкладывает средства в облигации местных и региональных органов власти, таким образом обеспечивая долгосрочное фондирование рынка. Компания планирует использовать сделки по ипотечным ценным бумагам, чтобы способствовать дальнейшему развитию рынка капитала в Казахстане. В то же время деятельность КЖК ограничена только внутренним рынком капитала. Fitch исходит из того, что дефолт КЖК, как следствие, оказал бы существенное влияние на доступность и стоимость финансирования на внутреннем рынке для других казахстанских компаний, связанных с государством.
Операционные показатели В 2020 г. чистый процентный доход у КЖК существенно увеличился до 24,2 млрд. тенге по сравнению с 12,4 млрд. тенге в 2019 г., что подкреплялось более высоким процентным доходом (53,3 млрд. тенге в 2020 г. в сравнении с 11,3 млрд. тенге в 2019 г.) ввиду увеличения масштабов деятельности. Процентные расходы выросли лишь незначительно до 11,2 млрд. тенге в 2020 г. по сравнению с 9,1 млрд. тенге годом ранее, чему способствовало финансирование от государства под низкую процентную ставку. В то же время обесценение кредитов и отчисления в резервы снизили суммарную прибыль до 6,1 млрд. тенге в 2020 г. в сравнении с 8,6 млрд. тенге годом ранее. Реорганизация КЖК в 2020 г. оказала существенное влияние на размер и структуру ее баланса. Активы увеличились примерно в 5 раз по сравнению с предыдущим годом, в то время как инвестиции в ценные бумаги местных и региональных органов власти стали основной составляющей активов, что отражает ключевую функцию КЖК по предоставлению финансирования для развития жилищного строительства. Обязательства увеличились пропорциональным образом, и в их составе преобладают внутренние облигации, основными держателями которых являются связанные с государством инвесторы.
КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Fitch рассматривает КЖК как компанию, связанную с Республикой Казахстан, несмотря на непрямое владение через Байтерек, так как КЖК является компанией, выполняющей общественно значимую миссию и имеющей сильные связи с государством. Согласно методологии агентства по рейтингованию компаний, связанных с государством, скоринговый балл поддержки равен "45", что обусловливает уравнивание РДЭ КЖК с суверенными рейтингами вне зависимости от оценки кредитоспособности компании на самостоятельной основе. Данный скоринговый балл отражает сочетание оценки факторов "статуса, собственности и контроля" и "социально-политических последствий в случае дефолта" как "очень сильный уровень" и факторов "истории предоставления поддержки" и "финансовых последствий в случае дефолта" как "сильный уровень".
КРАТКОСРОЧНЫЕ РЕЙТИНГИ Краткосрочный РДЭ "F2" отражает подход агентства к рейтингованию эмитентов с использованием методологии рейтингования компаний, связанных с государством. Краткосрочный РДЭ КЖК находится на одном уровне с краткосрочным РДЭ спонсора, как и долгосрочные РДЭ компании. Это отражает наше мнение о том, что структура, предоставляющая поддержку, связана с государством или представляет государство, имеет сильную ликвидность и будет готова предоставить поддержку компании, находящейся в госсобственности, в случае необходимости.
РЕЙТИНГИ ДОЛГА Рейтинги долговых обязательств КЖК находятся на одном уровне с РДЭ компании.
ЛИКВИДНОСТЬ И СТРУКТУРА ДОЛГА Структура долга КЖК имеет уклон в сторону облигаций, которые составляли 60% от суммарного долга компании на конец 2020 г. Основная часть облигаций выкуплена Байтереком в рамках антикризисной программы "Дорожная карта занятости на 2020 - 2021 годы", в то время как КЖК использовала данное фондирование для осуществления дальнейших инвестиций в облигации местных и региональных органов власти в целях жилищного строительства или развития инфраструктуры. Еще 39% долга КЖК представлено кредитами от Байтерека, предоставленными на реализацию государственной жилищной программы "Нурлы Жер", направленной на финансирование арендного жилья с выкупом. Остальная часть относится к фондированию от национального правительства и столицы страны. Таким образом, фондирование у КЖК почти полностью состоит из связанных с государством средств под низкую процентную ставку, что оказывает позитивное влияние на ее финансовые результаты. Сроки погашения долга КЖК распределены до 2050 г. без существенного риска рефинансирования в среднесрочной перспективе.
ПРОФИЛЬ ЭМИТЕНТА Основная задача компании состоит в повышении доступности жилья для населения Казахстана, что осуществляется различными способами. Одной из наиболее важных функций является поддержка жилищного строительства за счет приобретения локальных облигаций, а также предоставления гарантий и субсидий девелоперским компаниями, что стимулирует предложение на жилищном рынке страны. Компания также вовлечена в ипотечную деятельность, включая выкуп ипотечных портфелей коммерческих банков, а также занимается социальным арендным жильем с возможностью выкупа. На фоне экономической нестабильности, вызванной пандемией коронавируса, на компанию было возложено осуществление антикризисной программы с использованием финансирования под низкую процентную ставку от государственных организаций.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтингов: - Понижение РДЭ Казахстана; - Ослабление связей с государством или снижение стимулов для предоставления поддержки, что привело бы к пересмотру оценки ключевых риск-факторов. Факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтингов: - Повышение РДЭ Казахстана.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Если не указано иначе в данном разделе, самый высокий уровень релевантности экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) соответствует скоринговому баллу "3". Это означает, что эти факторы являются нейтральными для кредитоспособности эмитента или оказывают лишь минимальное влияние на его кредитоспособность либо ввиду характера этих факторов, либо ввиду того, как эмитент управляет этими факторами. Более подробная информация о скоринговых баллах релевантности ESG представлена на сайте www.fitchratings.com/esg
ПУБЛИЧНЫЕ РЕЙТИНГИ С ПРИВЯЗКОЙ К ДРУГИМ РЕЙТИНГАМ РДЭ КЖК напрямую увязаны с РДЭ Республики Казахстан.
Благоприятный/неблагоприятный рейтинговый сценарий Кредитные рейтинги по международной шкале для суверенных эмитентов, эмитентов в секторе государственных финансов и инфраструктурном секторе имеют благоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в положительном направлении), предполагающий повышение рейтингов на три ступени в течение трехлетнего рейтингового горизонта, и неблагоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в отрицательном направлении), предполагающий понижение рейтингов на три ступени в течение трех лет. Полный диапазон кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев для всех рейтинговых категорий находится в пределах от "AAA" до "D". Кредитные рейтинги в рамках благоприятного и неблагоприятного сценариев основаны на исторических показателях. Более подробная информация о методологии, используемой при определении кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев по конкретному сектору, доступна по ссылке: https://www.fitchratings.com/site/re/10111579 |