Комитет государственных доходов, 29 декабря
20 декабря 2021 года подписан Закон Республики Казахстан №85-VII ЗРК "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)", предусматривающий следующие основные изменения: внедрение "паспорта налогоплательщика" в целях предоставления открытого доступа к данным налогоплательщика, сформированным налоговыми органами, об исполнении им налоговых обязательств и с целью информирования населения (покупателей, пользователей услуг), контрагентов и т.д.; внедрение "налогового мобильного приложения" посредством которого физическим лицам будет предоставляться сведения об исчисленных суммах налоговых обязательств по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц, и (или) об имеющейся сумме налоговой задолженности, а также вручаться уведомления о сумме исчисленных налоговым органом налогов; расширение обязанностей банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в части передачи сведений: по итоговым суммам платежей за календарный год, поступившим на текущий счет посредством мобильных платежей; ежемесячно по итоговым суммам, поступившим на банковский счет индивидуального предпринимателя, применяющим отдельные специальные налоговые режимы и использующим мобильное приложение "е-Salyq Business" с согласия на раскрытие банковской тайны по таким сведениям. по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве ИП или лица, занимающегося частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям (с 01.01.2025г); с целью администрирования налога на GOOGLE предусматривается: обязанность банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также платежных организаций, предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний; предоставление уполномоченным органом банкам второго уровня, организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, платежным организациям, сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющих налоговую тайну, в целях получения информации об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных физическими лицами в пользу и в разрезе иностранных интернет-компаний; введение нового понятия мерчент ID, в целях налогового администрирования иностранных компаний, через интернет-площадку которых осуществляется электронная торговля товарами и оказание электронных услуг физическим лицам; предоставление иностранными компаниями, через интернет-площадку которых осуществляется электронная торговля товарами и оказание электронных услуг физическим лицам, дополнительных реквизитов, в том числе данных мерчент ID, применяемых для приема платежей и (или) переводов денег, в целях условной регистрации таких иностранных компаний; предоставление рассрочки по уплате налогов и (или) плат на срок более одного года только под залог недвижимого имущества налогоплательщика и (или) третьего лица и (или) под банковскую гарантию, при этом не может быть предметом залога единственное жилище физического лица, ИП, лица, занимающегося частной практикой; упрощение порядка прекращения деятельности плательщиков налога на добавленную стоимость, которые согласно данным налоговой отчетности не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности; применение онлайн контрольно-кассовых машин при денежных расчетах за приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых посредством мобильных платежей, в связи с включением в понятие "денежные расчеты" расчетов "с использованием мобильных платежей"; "прослеживаемость оборота товаров" - новая форма государственного контроля, предусматривающая организацию учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости (ИС ЭСФ). Для налогоплательщиков предусматриваются обязанности по оформлению сопроводительных документов в виде электронных документов; предоставление права налоговому агенту не представлять налоговую отчетность при отсутствии объектов налогообложения по корпоративному подоходному налогу, удерживаемого у источника выплаты с дохода нерезидента; предоставление права кредитному товариществу на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) против сомнительных и безнадежных активов по предоставленным микрокредитам, а также вознаграждения по ним, за исключением активов, предоставленных взаимосвязанной стороне либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанной стороны; замена термина "акцизные марки" на "средства идентификации" в связи с запуском с 1 октября 2020 года цифровой маркировки; замена терминов "виноматериал" и "пиво и пивной напиток" на "виноналивом" и "пивоваренную продукцию" в целях приведения в соответствие с техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018); введение пост-оплаты акциза для отечественных производителей алкогольной продукции предусматривает два способа уплаты акциза: до получения учетно-контрольных марок (УКМ) и в день ее отгрузки, при представлении обязательства о целевом использовании УКМ. Данная мера позволит оказать поддержку отечественной алкогольной продукции и сдерживанию импорта алкогольной продукции, уравняет производителей водки с производителями табачных изделий и пива, и позволит высвободить значительные оборотные средства, привлекаемые под высокую ставку у банков второго уровня; внедрение стандарта 5 BEPS "Противодействие вредоносным налоговым практикам" (с 01.01.2023г.) предусматривает: применение участниками международного технологического парка "Астана Хаб" общеустановленного режима налогообложения в случае нарушения условий, с даты начала налогового периода, в котором допущено такое нарушение; ограничение применения налоговых льгот по КПН участниками международного технологического парка "Астана Хаб" и специальных экономических зон, осуществляющими деятельность в сфере информационных технологий, в случае несоответствия требованиям экономического содержания и подхода нексус; уточнение понятие "убытка для объекта интеллектуальной собственности", в связи с требованиями ОЭСР по определению убытка по каждому объекту интеллектуальной собственности; установление порядка и сроков компенсации убытка по объекту интеллектуальной собственности; продление срока действия метода зачета НДС на импортируемые товары методом зачета по средствам производства, которые отсутствуют на территории РК до 1 января 2025 года, а также исключение из перечня товаров, импортируемых на территорию Республики Казахстан, по которым НДС уплачивается методом зачета, пестицидов, племенных животных всех видов и оборудования для искусственного осеменения крупного рогатого скота живого; исключение нормы, предусматривающую особенности возврата превышения НДС при использовании плательщиком НДС контрольного счета НДС; упрощенный возврат в размере не более 80 процентов от суммы превышения НДС, субъектам предпринимательства, осуществившим конвертацию не менее 50 процентов валютной выручки, поступившей от экспорта сырья за налоговый период; замена МЗП на эквивалент МРП для целей определения налогооблагаемого дохода; отнесение малогабаритных фургонов к грузовым автомобилям с порядком налогообложения в зависимости от грузоподъемности в целях снижения затрат малого и среднего бизнеса в условиях пандемии; преференции для зоны ядерной безопасности: дополнения перечня категорий земель, не подлежащих обложению земельным налогом, землями зоны ядерной безопасности. дополнение перечня объектов, не подлежащих обложению налогом на имущество, зданиями и сооружениями, расположенными на территории земель зоны ядерной безопасности и используемыми для размещения радиоактивных отходов и обеспечения ядерной физической защиты; установление коэффициента 0 к ставкам платы за размещение радиоактивных доходов, образованных в результате проведения ядерных испытаний на территории земель зоны ядерной безопасности; упрощение исполнения физическими лицами налоговых обязательств по налогу на имущество по кладовкам, находящимся в многоквартирных жилых домах и используемых в личных целях, так исключается обязанность по предоставлению налоговой отчетности, а определение налоговой базы и исчисление налога по кладовкам, будет производиться налоговыми органами на основании стоимости определяемой Государственной корпорацией "Правительство для граждан", ранее определение налоговой базы (оценочной стоимости объекта), исчисление налога, а также представление налоговой отчетности осуществлялось физическими лицами самостоятельно; увеличение ставки сбора с 20 МРП на 30 МРП за въезд (выезд) на территорию (с территории), транзит по территории Республики Казахстан для иностранных автотранспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, с целью покрытия расходов, связанных с выбросами загрязняющих веществ (выхлопных газов) в атмосферу иностранными автотранспортными средствами и на содержание автодорожного полотна Республики Казахстан (с 01.01.2023г.); дополнение перечня сведений предоставляемых уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности сведениями о плательщиках платы за цифровой майнинг, объектах обложения, их месте нахождения и об объемах электроэнергии по форме, установленной уполномоченным органом в целях эффективного администрирования платы за цифровой майнинг; определение ставки государственной пошлины в судах по "административным искам", в целях приведения в соответствие с нормами Кодекса Республики Казахстан "Административный процедурно-процессуального кодекс Республики Казахстан" (далее – АППК), которым вводится понятие "административный иск", а также устанавливается система административных исков (иск об оспаривании, иск о принуждении, иск о совершение действия, иск о признании), выделяемых в зависимости от предмета и оснований для предъявления; не применение специальных налоговых режимов (СНР) для субъектов малого бизнеса при осуществлении следующих видов деятельности: маркетинговые услуги, аренда и эксплуатация торгового рынка, сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ), сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков), и управление такими арендуемыми объектами, деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления услуг гостиницами на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги) в целях исключения схем налоговой оптимизации путем дробления бизнеса (с 01.01.2023г.); ограничение видов деятельности, осуществляемых плательщиками единого совокупного платежа. Так при осуществлении консультационных и (или) маркетинговых услуг, деятельности в области бухгалтерского учета или аудита, финансовой, страховой деятельности и посреднической деятельности страхового брокера и страхового агента, деятельности в области права, юстиции и правосудия, лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений) не вправе признаваться плательщиками ЕСП (с 01.01.2023г.); уточнение порядка применения уменьшения по КПН на 100 процентов по инвестиционному приоритетному проекту и соглашению об инвестициях, в части применения такого уменьшения при условии получения дохода посредством эксплуатации фиксированных активов, которые были введены как новые производства, расширены или обновлены в рамках инвестиционного проекта; распространение освобождения от уплаты налогов на 3 года на лиц, применяющих новый СНР с использованием специального мобильного приложения, в связи с его введением с 1 января 2022 года; переходные положения по проверкам, назначенным до 1 января 2022 года, предусматривающие, что такие налоговые проверки завершаются без включения в них вопроса исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду, в связи с внесением поправок в Экологический кодекс, в части передачи компетенции по проведению проверок по вопросу исполнения налогового обязательства по плате за эмиссии в окружающую среду в органы государственных доходов. |