Пресс-служба АО "НК "Қазақстан темір жолы", 17 июня
В столице ЕС состоялся первый форум по обсуждению перспектив "Среднего коридора", пролегающего через территорию и порты Казахстана, далее в Азербайджан, Грузию или Турцию в страны Европы. Мероприятие было организовано Постпредством Казахстана при ЕС при поддержке Европарламента, АО "НК "ҚТЖ" и ТМТМ. В нем участвовали более 150 экспертов, политиков, дипломатов, а также представители 80 компаний из 18 стран Европы и Южного Кавказа. В составе казахстанской делегации - руководители АО НК "ҚТЖ", "KTZ Express", "KTZ Express Hong Kong Limited", портов Актау и Курык, АО "Казмортрансфлот" и др. Среди участников - представители более 10 международных организаций и финансовых институтов (ООН, ОБСЕ, ЕИБ, ЕБРР, ДЕХ, ОСЖД, ТМТМ, ТРАСЕКА, ВТамО и др.), а также железнодорожных ассоциаций ЕС ("Community of European Railway and Infrastructure Companies", "Reilfreight", "FERRMED" и др.). Модератором мероприятия выступила казахстанский эксперт в области международных железнодорожных перевозок, представитель ТРАСЕКА в Брюсселе Лейла Батырбекова. Транскаспийский маршрут играет все большую роль основного сухопутного направления перевозки товаров из Китая в Европу. Причина - динамично меняющаяся торгово-логистическая конфигурация в регионе. Участники ТМТМ отмечают резкий рост объема перевозок и спроса на услуги коридора. Это подтверждается высоким интересом со стороны крупных европейских транспортно-логистических компаний, которые провели деловые встречи с представителями 11 компаний-членов ТМТМ и казахстанскими железнодорожниками в формате "Business-to-Business". Посол Казахстана в Королевстве Бельгия Маргулан Баймухан подчеркнул, что "развитие и диверсификация транзитных путей страны остается приоритетным вопросом для нового Казахстана". Он отметил, что в 2022 году Президент РК Касым-Жомарт Токаев объявил о планах по инвестированию в транспортную инфраструктуру порядка 20 млрд. долл. США, что расширит транзитные потоки и удовлетворит растущие потребности стран региона. Представители Европейской службы внешних действий (ЕСВД), Генерального директората Еврокомиссии и Комиссара ЕС по транспорту единогласно заявили о намерении ЕС "развивать транспортно-транзитное сотрудничество с РК и с участниками коридора". Евродепутат Богуслав Либерацки выделил Стратегию ЕС "Global Gateway", в рамках которой Брюссель планирует развивать транспортную взаимосвязаность, в том числе с Центральной Азией и Казахстаном. Заместитель управляющего директора ЕСВД Люк Девинь отметил, что транспорто-транзитная отрасль является одной из важнейших областей из 29 направлений сотрудничества, заложенных в Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС" (СРПС). ЕС уделяет особое внимание развитию многопланового взаимодействия с Казахстаном – крупнейшим торгово-экономическим партнером в регионе. По мнению члена кабинета Еврокомиссара по транспорту Пабло Фернандеса, "Казахстан уже играет ключевую роль в транзите грузов между КНР и Европой, который начиная с 2013 года ежегодно удваивается". Управляющий директор по логистике АО "НК "ҚТЖ" Ерлан Койшибаев отметил, что казахстанские железные дороги нацелены на диверсификацию экспортных маршрутов, в том числе через "Средний коридор". Он подчеркнул, что "уже сегодня начата работа по синхронному увеличению пропускной способности и модернизации на всем маршруте". Важными практическими итогами форума стали договоренности о возможном участии Европейского инвестиционного банка в модернизации транспортной инфраструктуры АО НК "ҚТЖ", а также обучения сотрудников казахстанских портов управлению портовой инфраструктуры в порту Антверпен (Бельгия). |