ДУБАЙ (S&P Global Ratings) 13 июля 2022 г.
Сегодня S&P Global Ratings сообщило о вышеуказанных рейтинговых действиях. Хотя апелляция КТК и была удовлетворена, кредитоспособность ТШО может снизиться в случае усиления геополитической напряженности в регионе, что более не будет соответствовать текущей оценке профиля бизнес-рисков ТШО. Вынесение российским судом постановления о приостановке работы терминала КТК было неожиданным для компании, так как оно связано с завершенной 6 мая 2022 г. проверкой Ространснадзора РФ, по результатам которой 6 июня 2022 г. было выдано предписание об устранении нарушений в срок до 30 ноября того же года, и не ожидалось что будут предприняты дальнейшие действия. Апелляция КТК была удовлетворена 11 июля 2022 г., и работа трубопровода не была приостановлена, однако мы не можем исключать, что такая ситуация может повториться в будущем. Она возникла на фоне публичных заявлений высокопоставленных официальных лиц Казахстана, не поддерживающих позицию России, о российско-украинском конфликте и связанных с ним санкциях в отношении России. Мы считаем, что позиция Казахстана по таким вопросам может привести к тому, что российские власти, вероятно, будут использовать имеющиеся рычаги, в частности стратегическую транспортную роль России для Казахстана, для давления на Казахстан с целью изменения его мнения по некоторым вопросам, связанным с санкциями. Мы считаем, что существует риск того, что в некоторых сценариях ТШО может стать жертвой таких геополитических перипетий. Негативное влияние на операционную деятельность компании может оказать потенциальный отказ в транспортировке нефти из Казахстана объемом 1,2 млн барр. / сутки через порты, трубопроводы и железнодорожную инфраструктуру на территории России. Текущий рейтинг ТШО учитывает зависимость компании от единственного маршрута транспортировки нефти, однако ранее мы оценивали риск приостановки работы КТК как низкий. Принимая во внимание усиление геополитических рисков, мы планируем провести повторную оценку этого риска (приостановки деятельности КТК) в ближайшие 90 дней. Мы также отмечаем, что контрольный пакет акций ТШО принадлежит американским компаниям Chevron (50%) и Exxon (25%), что может обусловить усиление политического давления на проект с российской стороны. Показатели кредитоспособности ТШО могут оставаться устойчивыми в случае краткосрочной остановки деятельности КТК, однако более продолжительный перерыв в работе трубопровода может повлечь серьезные последствия для бизнеса компании.При очень ограниченных альтернативах трубопроводу КТК протяженностью 1 510 км и емкости хранилищ ТШО будет вынуждена существенно сократить объемы деятельности в течение нескольких дней после потенциальной приостановки работы КТК. По нашим оценкам, без трубопровода КТК ТШО не сможет транспортировать более 10% текущего объема добываемой нефти. Что касается влияния на финансовые показатели ТШО, приостановка работы терминала КТК на 30 дней вряд ли значительно ослабит характеристики кредитоспособности ТШО ввиду существенного запаса в рамках финансовых показателей, достаточных запасов денежных средств, а также высоких результатов компании в последние годы и умеренного уровня долга. Тем не менее, чем дольше продлится потенциальная приостановка, тем сильнее будет влияние на финансовые показатели ТШО. Как мы понимаем, технически возможно продолжать вести деятельность, поддерживая минимально допустимый уровень мощности, однако в настоящее время трудно оценить стоимость остановки и последующего возобновления работы на полной мощности. Кроме того, ТШО, скорее всего, продолжит выплачивать зарплату сотрудникам во время простоя, что увеличит затраты компании. Правительство Казахстана объявило о мерах, направленных на повышение диверсификации маршрутов экспорта нефти, однако для этого потребуются годы, и полной независимости от России в ближайшей перспективе добиться невозможно.7 июля 2022 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил АО "Национальная компания" КазМунайГаз" (КМГ) совместно с инвесторами ТШО проработать варианты экспортных маршрутов через Каспийское море. Мы считаем, что для прокладывания альтернативных маршрутов и строительства новых трубопроводов потребуются годы, а зависимость от России останется высокой в ближайшие три-пять лет при любом сценарии. В долгосрочной перспективе возможна частичная диверсификация за счет прокладывания маршрутов через Каспийское море в Азербайджан, откуда нефть может поставляться по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в Турцию или в порты Грузии по железной дороге. Тем не менее резервные мощности существующей наземной инфраструктуры в Азербайджане и Грузии ограничены, в то время как инфраструктура Каспийского моря требует значительного расширения. Как следствие, мы не ожидаем, что Казахстан сможет добиться необходимого уровня диверсификации в ближайшие годы. Поддержка со стороны акционеров может играть ключевую роль для кредитного качества ТШО.В рейтингах ТШО мы учитываем текущую поддержку со стороны акционеров, в частности через механизм привлечения дополнительных средств, предусматривающий требование к акционерам покрывать дефицит финансирования ТШО. Ранее в рамках нашего базового сценария мы не ожидали, что этот важный механизм структуры трансакций может быть задействован. Однако с учетом риска практически полной остановки деятельности ТШО требование о предоставлении денежных средств может стать для компании очень важным инструментом поддержания характеристик кредитоспособности. Мы отмечаем, что готовность акционеров предоставлять компании финансовую помощь в случае полной остановки деятельности неопределенна. Помещение рейтингов ТШО в список CreditWatch Negative означает, что мы можем понизить рейтинг компании в течение 90 дней после оценки влияния растущих геополитических рисков на ТШО, особенно на профиль бизнес-рисков компании. На данном этапе мы полагаем, что понижение рейтинга, скорее всего, будет ограничено одной ступенью, но мы не можем исключать возможности более существенного понижения рейтинга, если мы будем считать, что риск значительных нарушений хода деятельности очень высок или может возникать довольно часто. При выведении рейтингов из списка CreditWatch мы будем учитывать следующие обстоятельства: - Взаимоотношения Казахстана и России и связанные с ними риски перебоев в транспортировке нефти. - Влияние потенциальных нарушений операционной деятельности КТК, которые могут произойти в ближайшие месяцы, на профиль финансовых рисков ТШО. - Операционные трудности, связанные со значительным сокращением добычи ТШО и возможностью ее восстановления до полной мощности, если функционирование КТК будет приостановлено. - Готовность акционеров участвовать в проекте с существенно более высокими геополитическими рисками. - Реализация требования о предоставлении финансирования в наиболее неблагоприятном сценарии. Кредитные индикаторы ESG: E-4, S-3, G-4. |