МЭ РК, 5 сентября
В целях обеспечения внутреннего рынка необходимым объемом нефтепродуктов еще до начала 2022 года был увеличен объем переработки нефти и производство ГСМ, – сообщил Министр энергетики РК Болат Акчулаков в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК 5 сентября 2022 года. Прогноз производства нефтепродуктов на 2022 год составляет 13,72 млн. тонн, что более чем на 1,04 млн. тонн выше, чем в 2021 году. Прогноз производства дизельного топлива (ДТ) на 2022 год составляет 5,2 млн. тонн, что более чем на 300 тыс. тонн выше, чем в 2021 году и на 640 тыс. тонн больше, чем в 2020 году. По итогам 8 месяцев текущего года производство ДТ составило 3,53 млн. тонн, что больше на 259 тыс. тонн или 10,5 %, чем за аналогичный период 2021 года. Прогноз потребления ДТ на 2022 год составляет 5,472 млн. тонн, что более чем на 500 тыс. тонн выше, чем в 2020 году и на 90 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Аграриям в июле 2022 года отгружено 106,6 тысяч тонн, в августе 145,6 тысяч тонн. Всего планируется отгрузить 423,5 тысяч тонн ДТ в адрес аграриев. Отгрузка в адрес аграриев осуществляется на приоритетной основе и находится на постоянном контроле. Для принятия оперативных мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ создана Комиссия по обеспечению внутреннего рынка ГСМ под председательством Первого заместителя Премьер-Министра Роман Васильевича Скляра. Болат Акчулаков в ходе своего выступления на площадке Службы центральных коммуникаций рассказал о некоторых мерах по стабилизации рынка ГСМ: - принят совместный приказ по запрету на вывоз с территории РК автомобильным транспортом бензинов, ДТ и отдельных видов нефтепродуктов; - введены дифференцированные цены на АЗС. Вносятся дополнения в целях реализации контроля по отпуску лимитированного объема дизельного топлива; - увеличено количество подачи вагоноцистерн; - экспорт прочих видов нефтепродуктов разрешен только с НПЗ РК; - осуществляется приоритетная отгрузка в регионы с наиболее критичной ситуацией по остаткам ДТ; - Фондом "Самрук-Казына" и компанией "КазМунайГаз" подписан контракт на импорт необходимых объемов ДТ в сентябре-октябре месяцах; - созданы "колл-центры" в Министерстве энергетики РК и крупных сетях АЗС для оперативного реагирования на обращения граждан по вопросам необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ. Также в соответствии с Посланием Главы государства Касым-Жомарта Токаева необходимо увеличивать производство битума в стране. План производства битума на 8 месяцев 2022 года составляет 726 тысяч тонн, фактически за 8 месяцев произведено порядка 600 тысяч тонн. Как отметил Глава ведомства Болат Акчулаков в результате переговоров Минэнерго Казахстана и Российской Федерации объем импорта гудрона увеличен с 280 до 430 тыс. тонн. В настоящее время крупные поставщики нефти – "давальцы" (КМГ, Петросан, Каспий Битум) производят отгрузку битума по перечню дорожных компаний, представленному Комитетом автомобильных дорог МИИР РК.
---
Глава "КазМунайГаза" рассказал о работе трех нефтеперерабатывающих заводов и производстве нефтепродуктов kmg.kz, 5 сентября
Сегодня в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК на пресс-конференции Министр энергетики РК Болат Акчулаков и председатель Правления АО НК "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев рассказали о принимаемых мерах по стабилизации ситуации на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ). Председатель Правления АО НК "КазМунайГаз" (КМГ) Магзум Мирзагалиев рассказал о работе трех нефтеперерабатывающих заводов, производстве и потреблении нефтепродуктов. "После проведенной модернизации совокупная мощность трех нефтеперерабатывающих заводов увеличилась на 3 млн тонн, достигнув 17,2 млн. тонн в год. Если говорить более детально, то были увеличены мощности по производству бензина на 70% c 2,9 млн до 5,1 млн тонн, дизельного топлива – на 30% с 4 млн до 5,2 млн тонн и более чем в 2 раза авиатоплива – с 0,3 млн до 0,67 млн тонн", - отметил глава КМГ. Стоит отметить, что за последние 3 года выросло также производство и потребление горюче-смазочных материалов. Если по бензину компания полностью закрывает потребность республики, то по дизельному топливу наблюдается дефицит, который связан, прежде всего, с вывозом в соседние страны. К примеру, в прошлом году производство дизтоплива составило 4,8 млн тонн, а потребление почти 5,3 млн тонн. В текущем году производство ДТ ожидается на уровне 5,2 млн тонн, а потребление свыше 6 млн тонн. "Для стабилизации ситуации "КазМунайГазом" был принят ряд оперативных мер. В частности, принято решение о переносе плановых ремонтов на Шымкентском и Атырауском НПЗ, что дополнительно предоставит до 150 тысяч тонн дизельного топлива. А в целях покрытия потребности АО "НК "Қазақстан темір жолы" будет осуществлен импорт дизельного топлива до 100 тысяч тонн", - подчеркнул М.Мирзагалиев. Вместе с тем, динамика реализации в тупиковых АЗС указывает на стабильность ситуации в регионе и, как следствие, отсутствие вымывания продуктов, остатки неизменны. В свою очередь, в приграничных АЗС наблюдается всплеск потребления в летне-осенний период и, соответственно, снижение остатков в данный период. Это свидетельствует о вымывании отечественного продукта иностранным автотранспортом. Аналогичная ситуация наблюдается на АЗС, расположенных вдоль трасс, в связи с отсутствием нефтепродуктов в приграничных АЗС. При этом, по данным нацкомпании, в марте 2022 года розничные цены на дизельное топливо в России снизились до уровня цен Казахстана, что привело к увеличению остатков (снижению реализации) в приграничных АЗС и АЗС вдоль трасс. Отметим, что на сегодняшний день запасы в стране по дизельному топливу составляют 14 дней, по бензину АИ-92 – 16 дней, а по АИ-95 – 14 дней. По словам М.Мирзагалиева, для решения проблем с ГСМ необходимо обеспечить формирование резервов в регионах страны не менее 14-дневного потребления. В ходе брифинга также было рассказано об увеличении потребления авиатоплива и битума, что связано с рядом факторов. В 2021 году производство авиакеросина составило 587 тыс. тонн, тогда как потребление 662 тыс. тонн. В текущем году этот показатель ожидается на уровне 674 тыс. тонн и 789 тыс. тонн соответственно. Стоит отметит, что при модернизации НПЗ была поставлена задача по удовлетворению потребности внутренних авиаперевозок. Однако сегодня на увеличение потребления авиатоплива повлиял рост заправки транзитных иностранных авиаперевозчиков, в том числе с учетом текущей геополитической ситуации. В этой связи возросший спрос авиатоплива восполняется за счет импорта. Что касается производства битума, то в 2021 году данный показатель составил 933 тыс. тонны, в то время как потребление было чуть ниже – 931 тыс. тонн. В этом году производство битума ожидается на уровне 952 тыс. тонн, а потребление согласно графику Министерства энергетики и Министерства индустрии и инфраструктурного развития запланировано в размере 1,1 млн тонн. По данным КМГ, на производство битума влияют такие факторы, как недозагруженность мощностей заводов, не входящих в группу компаний КМГ, и сезонность потребления. В качестве решения проблемы КМГ готов производить битум круглый год. Однако для этого необходимо решение соответствующих государственных органов о финансировании и закупе битума дорожно-строительными компаниями вне сезона. К слову, компания уже приступила к процессу изучения увеличения мощности актауского завода "CASPI BITUM" в 1,5 раза, что позволит повысить производство высококачественного битума до 750 тыс. тонн в год. В настоящее время проводятся работы по разработке предТЭО. |