8 сентября 2022 г.
S&P Global Ratings пересмотрело прогноз по рейтингу АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"" со "Стабильного" на "Негативный". В то же время мы подтвердили долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги эмитента по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/A-3". Мы также подтвердили долгосрочный рейтинг фонда "Самрук-Казына" по национальной шкале на уровне "kzAAA" и рейтинг выпуска приоритетных необеспеченных среднесрочных облигаций на уровне "BBB-". Рейтинговое действие в отношении фонда "Самрук-Казына" отражает аналогичное действие по суверенным рейтингам с учетом нашего неизменного мнения о "практически безусловной" вероятности оказания фонду экстраординарной государственной поддержки (см. статью "Прогноз по суверенному кредитному рейтингу Республики Казахстан пересмотрен на "Негативный" в связи с более высокими внешними и финансовыми рисками; рейтинги подтверждены на уровне "BBB-/A-3"", опубликованную 2 сентября 2022 г.). Поскольку мы приравниваем долгосрочный рейтинг фонда к долгосрочному суверенному рейтингу, мы не считаем характеристики собственной кредитоспособности фонда "Самрук-Казына" ключевым фактором, определяющим рейтинг. Мы по-прежнему считаем фонд "Самрук-Казына" организацией, связанной с государством (ОСГ), которая с практически безусловной вероятностью получит экстраординарную поддержку от государства в стрессовой ситуации. Наша оценка основана на следующих факторах: - критически важная роль фонда для государства в качестве основного инструмента реализации стратегических планов развития Республики Казахстан, направленных на индустриализацию и обеспечение долгосрочной устойчивости и диверсификации экономики. Фонд контролирует практически все стратегические активы корпоративного сектора Казахстана (в том числе нефтегазового), на которые, по оценкам, приходится почти 40% ВВП страны. Кроме того, стратегическая роль фонда оговаривается в ряде ключевых документов и заявлений правительства; - неразрывные связи фонда с правительством, являющимся его единственным собственником. Фонд имеет особый статус национального управляющего холдинга. Мы не ожидаем, что в обозримом будущем государство значительно сократит принадлежащую ему долю в капитале фонда и уменьшит контроль над ним, несмотря на планы по приватизации некоторых дочерних структур, контролируемых фондом "Самрук-Казына", о которых правительство объявило в 2015 г. Правительство также активно участвует в принятии стратегических решений фонда. Мы полагаем, что фонд "Самрук-Казына" по-прежнему получает адекватную текущую поддержку со стороны государства в форме льготных бюджетных кредитов и регулярных вливаний капитала из республиканского бюджета, особенно в тех случаях, когда компании приходится выполнять государственные инвестиционные проекты, в результате чего ее финансовые показатели могут ухудшаться. С момента создания в 2008 г. указом президента страны фонд принимает участие в ряде ключевых национальных программ. Он объединяет практически все государственные активы корпоративного сектора Казахстана, в том числе в таких ключевых секторах экономики, как нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации и горнодобывающая отрасль, управляя этими активами от имени государства. В связи с этим мы полагаем, что фонд является основным инструментом решения экономических и социальных задач правительства, и мы не ожидаем, что эта ситуация изменится в среднесрочной перспективе. Об этом также свидетельствует участие фонда "Самрук-Казына" в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в стране, в том числе его международное сотрудничество с производителями вакцины для локализации клинических испытаний, производства и распространения вакцины. После народных волнений в Казахстане в январе 2022 г., последовавших за ростом цен на топливо в стране, фонд "Самрук-Казына" столкнулся с резкой критикой со стороны правительства. Это привело к требованиям по повышению прозрачности деятельности фонда и его корпоративного управления, а также эффективности, и к проведению фондом следующих инициатив: - пересмотр стратегии и более четкая и сильная ориентация на стратегические, экономические и социально значимые инфраструктурные проекты; - более прозрачный процесс листинга активов в портфеле фонда; - план по оптимизации затрат, включая сокращение штата на 50% и совершенствование процесса закупок; - план совершенствования практики корпоративного управления. Мы отмечаем, что фонд "Самрук-Казына" продолжает принимать активное участие в решении стратегических вопросов своих портфельных компаний, включая проведение первичного размещения акций (IPO), осуществление рефинансирования, привлечение финансирования стратегических инфраструктурных проектов и выплату дивидендов. Мы считаем, что фонд укрепил свое положение как правительственной структуры, управляющей ключевыми государственными активами и, следовательно, занимающейся индустриализацией, диверсификацией и развитием экономики. Прогноз "Негативный" по рейтингу фонда "Самрук-Казына" отражает аналогичный прогноз по суверенным рейтингам. Негативное действие по суверенным рейтингам может привести к аналогичному действию по рейтингам фонда "Самрук-Казына". Мы также можем понизить рейтинги фонда "Самрук-Казына", если вмешательство правительства в деятельность фонда окажет давление на финансовую стабильность его бизнеса в долгосрочной перспективе или если мы придем к выводу о снижении государственной поддержки, оказываемой группе или - шире - другим ОСГ, в ближайшие 12 месяцев. Мы можем пересмотреть прогноз на "Стабильный" в случае аналогичного рейтингового действия по Казахстану при прочих равных условиях. |