КГД, 1 декабря
О законопроекте по банкротству физических лиц рассказал вице-министр финансов Республики Казахстан Биржанов Ержан в ходе брифинга на площадке "Службы центральных коммуникаций" при Президенте РК. Как известно, 5 января 2022 года Глава государства дал поручение разработать законопроект, предусматривающий признание физических лиц банкротом. Поводом для разработки данного законопроекта послужило чрезмерное кредитное бремя населения и тот факт, что значительная часть граждан в целом столкнулась с ухудшением своего финансового положения. По состоянию на 1 октября текущего года 1,4 млн человек имеют просроченный кредит свыше 90 дней на общую сумму 1 449 млрд тенге (учтена максимальная задержка одного заемщика). Количество лиц, которые не в состоянии обслуживать долги более пяти лет составляет 365 тыс.человек на сумму 504 млрд.тенге (или 27% от общего количества проблемных заемщиков). Таким образом, предлагается ввести 3 вида процедур. Все три процедуры инициируются только самим должником, то есть у кредитора нет права применить в отношении должника указанные процедуры. Первая процедура: Внесудебное банкротство, граждане смогут применить при следующих условиях: - долг перед Банками, микрофинансовыми организациями и коллекторами не превышает 4,9 млн. тенге (1600 МРП); - отсутствует официальный доход или доход не превышает прожиточный минимум – 36018 тенге. При этом у должника не должно быть имущества и необходимо провести процедуру урегулирования с банком по долгам. Внесудебное банкротство можно применить исключительно по долгам перед банками, МФО и коллекторскими агентствами. Последствия, которые возникают с момента применения внесудебного банкротства: - сроки долговых обязательств считаются истекшими; - запрет кредиторам требовать от должника исполнения обязательств; - прекращение начисления неустойки (пени, штрафов) и вознаграждения; - приостанавливается исполнение решения судов о взыскании долга; - запрет должнику совершать сделки по получению займов, выдачи гарантий и поручительств. Внесудебное банкротство будет начинаться на веб-портале "электронное правительство". Затем, посредством информационной системы будет проводиться автоматическая сверка с данными заинтересованных государственных и иных органов на предмет соответствия должника входным критериям. По долгам свыше 4,9 млн.тенге и по остальным видам долгов граждане смогут применить судебное банкротство. В ходе данной процедуры имущество должника подлежит реализации на торгах. Вырученные средства направляются на погашение долгов перед кредиторами в соответствии с установленной очередностью. Если единственное жилье является предметом залога, то кредитор будет вправе его изъять в ходе судебного банкротства. Если единственное жилье не является залогом, кредиторы не смогут на него претендовать. Оставшаяся непогашенная сумма подлежит списанию при условии отсутствия признаков недобросовестности должника (сокрытие имущества или информации о нем, предоставление ложной информации и т.д.). Однако, долги по алиментам и ущербу причиненному жизни и здоровью другого человека списанию не подлежат. Процедуру судебного банкротства осуществляют финансовые управляющие в состав которых входят: - Администраторы, осуществляющие процедуру банкротства юридических лиц и ИП; - Профессиональные бухгалтера; - Юридические консультанты; - Аудиторы. Третья процедура, это процедура восстановления платежеспособности предусматривающая возможность получения в суде рассрочки на оплату долгов (до 5 лет), при наличии стабильного дохода. План восстановления разрабатывается совместно с финансовым управляющим и утверждается в суде. Преимуществом данной процедуры является то, что после него человек не обретает статус "банкрот", следовательно, на него не расспространяются последствия, предусмотренные для банкрота. Последствия, которые возникают после банкротства: 1) проектом предусмотрено ограничение на получение займов и кредитов в течении 5 лет; 2) повторно применить банкротство граждане смогут только через 7 лет; 3) предусмотрено проведение мониторинга финансового состояния банкрота в течение 3 лет после банкротства Данный законопроект внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента 29 апреля. |