nationalbank.kz, 17 января
Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан принял решение установить базовую ставку на уровне 15,25% годовых с коридором +/- 1 п.п. В декабре инфляция в Казахстане повысилась до 8,6%, сложившись в пределах прогнозного диапазона 8-9% на 2024 год. Основной вклад в ее динамику вносит высокий рост цен на услуги и наблюдаемое с августа ускорение инфляции непродовольственных товаров. Повышение инфляции происходит на фоне реализации программы "Тариф в обмен на инвестиции" и ослабления тенге. Также сохраняется рост устойчивой части инфляции, свидетельствуя о давлении со стороны спроса вследствие продолжающегося фискального стимулирования. Инфляционные ожидания населения в декабре вновь выросли, демонстрируя высокую волатильность. Внешнее инфляционное давление остается повышенным на фоне высоких мировых цен на продовольствие, а также ускоряющейся инфляции в России. В развитых экономиках инфляция в последние месяцы несколько возросла после периода продолжительного снижения. Устойчивая инфляция и сильный рынок труда вероятно скажутся на сохранении жестких внешних монетарных условий более продолжительное время. Так, ФРС США ожидает более медленного снижения ставок в сравнении с сентябрьскими оценками. Рост краткосрочного экономического индикатора по итогам 2024 года ускорился до 6,2% г/г, что может свидетельствовать о признаках перегрева экономики. Рост производства наблюдается во всех основных отраслях. Наибольший рост показали отрасли сельского хозяйства, строительства, торговли и транспорта. Также наблюдается ускорение динамики обрабатывающей промышленности. Внутренний спрос превышает возможности предложения и остается устойчиво высоким на фоне активного фискального стимулирования, роста денежных доходов, а также расширения инвестиций в несырьевом секторе. Это подтверждается ростом розничной торговли и потребительского кредитования. Индикатор деловой активности, отслеживаемый Национальным Банком, 11 месяцев подряд находится в положительной зоне. Проинфляционные риски сохраняются. Со стороны внешней среды они обусловлены более высокой инфляцией в России, во внутренней среде – продолжением реформы в сфере регулируемых цен, эффектом переноса ослабления тенге на цены, высоким внутренним спросом при фискальном стимулировании, незаякоренных инфляционных ожиданиях и росте потребительского кредитования. Совокупные денежно-кредитные условия несколько смягчились на фоне ослабления обменного курса, ускорения инфляционных ожиданий, а также роста фактической динамики инфляции. В этой связи на следующем решении, в рамках которого будут обновлены прогнозы основных макроэкономических показателей, Комитет оценит необходимость дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики для возврата инфляции к траектории устойчивого снижения к таргету в 5%. Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 7 марта 2025 года в 12:00 по времени Астаны.
---
Заявление Председателя НБ РК Сулейменова Т.М. о базовой ставке Национального Банка 17 января 2025 года, Астана
Уважаемые представители средств массовой информации! Уважаемые журналисты! Добрый день. Добро пожаловать в Национальный Банк. Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка принял решение сохранить базовую ставку на уровне 15,25%. Решение учитывает нарастающее инфляционное давление и экономические тенденции, складывающиеся под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Со стороны внешней среды ценовое давление исходит от усиливающейся инфляции в России – ключевом торговом партнере Казахстана. Кроме того, в ведущих экономиках инфляция в последние месяцы вновь набирает обороты, создавая предпосылки для более длительного периода высоких мировых процентных ставок. Данные ожидания уже отражаются в укреплении доллара США, что создает давление на валюты развивающихся стран, в том числе тенге. Проинфляционное давление внутри экономики обусловлено высоким потребительским спросом на фоне продолжающегося фискального стимулирования, роста цен на ЖКУ, а также ослабления тенге. Сочетание факторов способствует дальнейшему смещению баланса рисков в проинфляционную сторону. Совокупные денежно-кредитные условия несколько смягчились на фоне ослабления обменного курса, ускорения инфляционных ожиданий, а также роста фактической динамики инфляции. В этой связи на следующем решении, в рамках которого будут обновлены прогнозы основных макроэкономических показателей, Комитет оценит необходимость дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики для возврата инфляции к траектории устойчивого снижения к таргету в 5%. Теперь более детально остановлюсь на факторах принятого решения.
ПЕРВОЕ. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ И ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ. По итогам декабря годовая инфляция достигла 8,6%. Основной вклад в инфляцию формируется за счет и непродовольственной компоненты. Продовольственная инфляция оставалась относительно стабильной в течение года, однако в последние два месяца начала ускоряться. В декабре 2024 года рост цен на продовольственные товары составил 5,5%. Рост цен на непродовольственные товары ускорился до 8,3%. Инфляция платных услуг стабилизировалась на уровне 13,3%. При этом, цены на регулируемые коммунальные услуги выросли на 21,1% в годовом выражении, а инфляция рыночных услуг составила 11,5%. Месячная инфляция в декабре прошлого года стабилизировалась на отметке 0,9%, формируясь выше среднеисторических значений, 0,7%. Показатели базовой и сезонно очищенной инфляции также демонстрируют ускорение, достигнув пиковых значений июля. В отличие от летнего периода текущий рост обусловлен не только сервисной компонентой, но и более выраженным ускорением цен на продовольственные и непродовольственные товары. Нарастание инфляционного давления в разрезе компонент происходит в условиях расширения внутреннего спроса, опережающего возможности предложения. На фоне ослабления курса тенге инфляционные ожидания населения повысились до 14,6% в декабре. Респонденты отмечают рост цен на продукты питания, медикаменты, бытовую химию, услуги связи, а также коммунальные услуги. Профессиональные участники финансового рынка сохраняют сдержанность. Согласно последнему опросу, они прогнозируют инфляцию на уровне 7,5% к концу 2025 года, что выше предыдущей оценки в 6,9%. В этих условиях более пессимистичные оценки как экспертов, так и населения вкупе с неустойчивым характером замедления инфляции подчеркивают необходимость дальнейшего поддержания умеренно жестких денежно-кредитных условий в среднесрочной перспективе.
ВТОРОЕ. ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИКЕ. Рост краткосрочного экономического индикатора за 2024 год демонстрирует уверенное ускорение, достигнув 6,2%. Внутренний спрос остается основным двигателем экономического роста, однако его темпы продолжают опережать производственные возможности экономики. Это создает риски усиления ценового давления и указывает на признаки перегрева экономики. Активная фискальная политика и расширение потребительского кредитования стимулируют потребление. Инвестиционная активность в несырьевом секторе также вносит значительный вклад в поддержку внутреннего спроса, усиливая деловую активность. Индекс деловой активности (ИДА), отслеживаемый Национальным Банком, остается в положительной зоне одиннадцать месяцев подряд, отражая уверенность предприятий в устойчивости деловой среды. В декабре 2024 года индекс составил 50,7, что указывает на продолжающееся расширение деловой активности. Наиболее выраженный рост наблюдается в строительстве, чему способствуют увеличение новых заказов и уровня занятости. В то же время в горнодобывающей отрасли индекс снизился до 48,8.
ТРЕТЬЕ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА. Внешнее инфляционное давление сохраняется, отражая ситуацию на мировых продовольственных рынках и высокую инфляцию в России - нашем крупном торговом партнере. Динамика цен на продовольствие, несмотря на снижение Индекса продовольственных цен ФАО в декабре 2024 года остается на 6,7% выше уровня 2023 года. В развитых экономиках инфляция, после периода замедления, в последние месяцы демонстрирует умеренный рост, что усиливает неопределенность относительно глобальных монетарных условий. В ЕС инфляция в ноябре ускорилась до 2,5%, а в США в декабре достигла 2,9%, демонстрируя рост третий месяц к ряду. При этом, оба регулятора, несмотря на недавнее смягчение политики, сохраняют осторожный подход, подчеркивая готовность адаптировать свои решения к изменению экономической ситуации. Более того, ФРС уже пересмотрела прогнозы, ожидая более высокого уровня ставок в сравнении с сентябрьскими оценками. В России инфляция продолжает ускоряться, достигнув 9,5% в декабре 2024 года. В этих условиях ЦБРФ сохранил ключевую ставку, подчеркнув при этом важность поддержания жестких денежно-кредитных условий для стабилизации цен. Регулятор отметил, что нормализация бюджетной политики станет ключевым фактором в обеспечении устойчивого снижения инфляции. Согласно прогнозам, возврат инфляции в России к целевому уровню 4% ожидается к 2026 году. Нефтяные котировки Brent в начале января преодолели отметку в 80,0 долларов США за баррель, достигнув четырехмесячного максимума. Рост цен связан с новыми санкциями США против России, вызвавшими опасения перебоев в поставках, сокращением запасов нефти в США, а также возможным ужесточением санкций против Ирана. Эти факторы, наряду с ограничениями добычи ОПЕК+ и геополитической напряженностью, поддержат высокие цены в ближайшее время. * * * Уважаемые журналисты! Подводя итоги, хочу отметить, что в текущих условиях мы наблюдаем нарастание ценового давления. Текущее ослабление обменного курса наряду с динамикой ставок денежного рынка и инфляции привело к смягчению совокупных денежно-кредитных условий. Эти изменения требуют более активных корректирующих мер. В этой связи, Национальный Банк уже предпринял ряд конкретных мероприятий, включая меры по совершенствованию валютного законодательства, усилению обязательств по продаже валютной выручки экспортерами и иных мер, которые я раскрою подробнее ниже. Кроме того, сохраняется обеспокоенность рядом проинфляционных рисков. Прежде всего, это нерешенность вопросов финансирования растущего фискального разрыва, покрываемого за счет изъятий из Национального фонда, что создает вызовы для обеспечения сбалансированности денежно-кредитной политики. Дополнительно инфляционное давление могут усилить ожидаемая либерализация регулируемых цен, в частности в железнодорожном секторе, а также запланированная тарифная реформа в целом по экономике. Эти факторы требуют пристального внимания и учета в контексте проводимой политики, чтобы минимизировать их влияние на инфляцию и обеспечить макроэкономическую стабильность. В этой связи на следующем заседании, в рамках которого будут обновлены прогнозы ключевых макроэкономических показателей, Национальный Банк тщательно оценит необходимость дополнительных мер ужесточения денежно-кредитной политики. Мы хотели бы сказать, что готовы в случае необходимости оперативно принимать более жесткие решения для стабилизации инфляционных ожиданий и возврата инфляции на траекторию устойчивого снижения до таргета в 5%. * * * Уважаемые журналисты! Я хотел бы подробнее остановиться еще на одной мере, которая будет направлена на снижение инфляционного давления и поддержание макроэкономической стабильности. Национальный Банк в рамках своей деятельности реализует приоритетное право государства на покупку золота у отечественных золотодобывающих предприятий. Эта мера направлена на укрепление международных резервов и устойчивости экономики к внешним шокам. Такая политика была успешной и позволила нарастить объем резервов до 45,8 млрд долларов США, в том числе золота – до 23,8 млрд долларов США. Однако такие операции финансируются за счет тенговой эмиссии, и таким образом увеличивают количество денег в экономике, приводя к их превышению над товарной массой, что, безусловно, влияет на инфляцию. Для минимизации подобных эффектов, в течение всего прошлого года в стенах Национального Банка мы проводили активную дискуссию по переходу к монетарной нейтральности в отношении покупок золота. С учетом этих дискуссий и анализа мы приступаем к продаже долларов в рамках зеркалирования операций, связанных с покупкой золота. Подчеркну, что эти операции не являются валютными интервенциями. Их основная задача – это сокращение избыточного количества денег в экономике и достижение целевого уровня инфляции в 5%. Одновременно данные меры создадут дополнительное предложение валюты на внутреннем рынке, что также будет способствовать сбалансированности внутреннего валютного рынка. |