Деньги не пахнут, потому что их отмывают
Геннадий Бендицкий
Мы уже несколько раз писали об очень странных отношениях, сложившихся между казахстанским правительством и некой зарегистрированной в офшорной зоне компанией "Тройка ЛТД". Которой сначала даром отдали в управление авиаремонтный завод № 405. Потом заказали починить армейский вертолет по баснословно завышенной цене - 2,7 миллиона долларов. Затем оплату за услуги собрались проводить бартером - отдать 60 хотя и старых, но вполне пригодных к дальнейшему использованию винтокрылых машин...
Жаннат Ертлесова, до недавнего времени занимавшая пост замминистра обороны по финансам и экономике, знает эту историю не понаслышке. Она любезно согласилась ответить на наши вопросы...
В частности, нас очень интересовало, что это за могущественная компания "Тройка", если ее интересы лоббируют сам премьер, министр обороны, начальник генштаба? Ведь, по данным КНБ, за ней никаких сколько-нибудь значительных активов нет, зарегистрирована она в офшоре буквально в тот момент, когда встал вопрос о приватизации авиаремонтного завода № 405. Казахстанские спецслужбы так серьезно по этому поводу "температурили", что даже предостерегающее письмо президенту страны отправили.
- Завод отдали до моего прихода в Минобороны, - сказала Жаннат Джургалиевна. - Так что я деталей не знаю. Но, насколько понимаю, все было сделано без тендера, кулуарно. Такая ситуация меня тоже насторожила. За те пять месяцев, что я проработала в Минобороны, никакие расчеты с "Тройкой" не проводились и отношения были сведены до минимума. И думаю, что мой уход с поста замминистра в "Тройке" восприняли с большой радостью. Уж очень неудобный человек я для них была, несговорчивый. Я с самого начала была против этой самой бартерной схемы расчетов. И не успевала удивляться тому, как был передан в управление завод. Но единственное, что я успела сделать, - заложить расходы на модернизацию вооружения в уточненный бюджет и настоять, чтобы рассчитываться не по бартеру, а деньгами. Но только после того, как нам представят подробную и точную калькуляцию расходов. Это, конечно, совершенно беспрецедентный случай, когда такой стратегический, оборонный завод, который находился в руках государства, отдали частной фирме в управление.
- Неужто те 60 вертолетов, которые должны были уйти "Тройке" по бартеру (теперь за право торговать ими развернулась настоящая байга - между "Тройкой", Министерством обороны, "Казспецэкспортом", кое-какими другими частными структурами), - такой лакомый кусок?
- Да, конечно. И я надеюсь, что будет проводиться открытый тендер. Есть постановление правительства, в котором сказано, что единственным предприятием, которое может осуществлять экспорт, импорт и продажу боевого оружия и военной техники, является РГП "Казспецэкспорт". Но я тоже считаю, что постановление недостаточно транспарентно, поскольку непонятно, почему само Министерство обороны не может напрямую импортировать для своих нужд военную технику, а делает это через РГП. Ведь это лишние расходы, лишние затраты государственных средств. При этом бегут какие-то проценты - обязательно. Я была в свое время резко против этого постановления, тем не менее оно вышло.
- За те пять месяцев, что успели проработать в Министерстве обороны, вы познакомились с финансовой подноготной этого ведомства. Каково ваше мнение?
- Я думаю, что все махинации стали возможны потому, что нет никакой системы учета в армии. Поэтому если, допустим, постановлением правительства решено передать, продать, отремонтировать сто автоматов Калашникова, то, поскольку нет системы учета номеров этих автоматов, могут отдать, продать, начать ремонтировать и абсолютно новые автоматы. Или даже сделать все это только на бумаге, для вида. Тот же бардак с танками, пушками, боеприпасами. Я считаю, что до завершения полного учета вооружения и военной техники в армии нельзя проводить работу ни по их продаже, ни по утилизации. Но этому в армии очень сильно сопротивляются. Потому что очень удобно - оставить все как есть. Ведь тогда вместо старого, пятой категории, вертолета можно продать вертолет, например, второй категории. Вы понимаете - это дает возможность для воровства. Кажется удивительным, что за 10 лет независимости после стольких "оружейных" скандалов не была налажена система учета. Не была проведена элементарная инвентаризация.
- Вы сказали, что в армии идет противодействие этому процессу. А на каком уровне - на уровне начальников складов, на уровне командиров подразделений, полков, дивизий, округов?
- Я думаю, что на самом высшем уровне. На уровне министра, его заместителей, начальника генштаба. Сейчас, правда, назначен новый министр. У нас была задача с департаментом вооружения Минобороны к 1 января 2002 года все поставить на бухгалтерский учет и закончить оценку вооружения и военной техники. Не знаю, будет ли сейчас эта работа заторможена. Но допускаю, что в новом году могут быть те же проблемы, что и раньше. Я уже как-то говорила, что в армии всегда получается, что крайними являются офицеры среднего звена. Поскольку они, выполняя приказы начальства, подписывают все документы и являются непосредственными исполнителями. Им и приходится в итоге отвечать, они и садятся в тюрьму. А сливки снимают, оставаясь при этом в стороне, те, кто ими руководит. Спрашивать за происходящие безобразия надо не с исполнителей - с полковников, подполковников, майоров и капитанов, а с министра, начальника Генштаба, заместителя министра по финансам. Спрос должен быть именно с них.
"Время" |