В ПЕТЕРБУРГЕ ОТКРЫЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦСЛУЖБ Источник: РИА "Новости", 25 марта
В Санкт-Петербурге открылось двухдневное международное совещание руководителей спецслужб и органов безопасности по проблемам борьбы с международным терроризмом. Как отметил руководитель российской делегации, директор ФСБ России генерал армии Николай Патрушев, в работе совещания принимают участие более 100 руководителей спецслужб органов госбезопасности и правоохранительных органов из 39 государств. По его словам, столь широкий форум по укреплению международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом открывает новую страницу в истории отношений спецслужб. Заместитель руководителя администрации президента России Виктор Иванов огласил приветствие Владимира Путина участникам совещания.
----------
РОССИЙСКИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ ВЫСТУПАЮТ ЗА ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С МИРОВЫМ ТЕРРОРИЗМОМ Источник: "Страна.Ру", 25 марта
В ходе работы межпарламентского форума по борьбе с терроризмом 25 марта в Санкт-Петербурге спикеры обеих палат российского парламента высказались за консолидацию сил для выработки правовых и экономических основ борьбы с мировым терроризмом.
В это же время в Таврическом дворце проходит Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы. В работе форума также принимают участие представители ОБСЕ.
"Российская сторона намерена предложить модельный закон о борьбе с терроризмом", - сказал спикер СФ Сергей Миронов. По его словам, проект закона уже разработан оргкомитетом МПА СНГ. Кроме того, спикер считает, что на форуме должна быть принята всеобъемлющая конвенция всех стран о борьбе с терроризмом.
Миронов обратил внимание собравшихся на то, что до сих пор антитеррористические международные акции проводятся исключительно силовыми методами: "наивно полагать, что только силовые способы могут искоренить терроризм". Миронов считает, что задача парламентариев - лишить террористов правовых основ и законодательной поддержки.
Спикер призвал делегатов стран-участниц форума мобилизовать усилия для того, чтобы внести в законодательства государств необходимые изменения. "Только такая форма борьбы в сочетании с силовыми методами может локализовать и подорвать корни мирового терроризма", - считает Сергей Миронов.
Спикер Госдумы России Геннадий Селезнев подтвердил возможность пересмотра отношений России и НАТО в свете международной интеграции по борьбе с терроризмом. "Если НАТО из военно-политического союза превратится в антитеррористический центр, то у нас будут совершенно новые отношения", - заявил Геннадий Селезнев. Он согласен с тем, что среди главных вызовов мировому сообществу, которые существуют в новом веке, первое место занимает терроризм. В свете этого все спецслужбы и военные структуры всех стран, по словам Селезнева, должны принять посильное участие в искоренении чумы XXI века.
Спикер нижней палаты российского парламента в первый день форума неоднократно высказывал тезис в поддержку трансформации НАТО в новую структуру. Селезнев акцентировал внимание участников форума на том, что главная задача современного этапа - восстановить климат доверия между странами, входящими и не входящими в блок НАТО, когда речь идет о борьбе с терроризмом. "После 11 сентября мы стали свидетелями беспрецедентной ситуации, когда спецслужбы разных стран стали доверять друг другу информацию, которую прежде не дали бы", - заметил спикер. Вместе с тем он считает неприемлемым существование двойных стандартов в осуществлении антитеррористических акций.
По словам Селезнева, представители стран-участниц Межпарламентского форума, Межпарламентской ассамблеи Совета Европы должны внимательно изучить вопрос, достаточна ли их законодательная база для эффективной консолидации в борьбе с мировым терроризмом. Селезнев считает важным поставить законодательные и экономические заслоны на пути наркодельцов, которые совершают свои сделки в международных банках. Он напомнил, что вчера состоялось совещание силовых структур, которые выработали свои методы борьбы с терроризмом, и призвал участников форума определить парламентские формы противостояния главному злу.
----------
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Источник: www.knb.kz
За 10 лет независимого существования Казахстана в стране произошли кардинальные политические, социальные и экономические перемены. Последовательно проводимая руководством страны взвешенная политика реформ обеспечили в Казахстане гражданский мир и межнациональное согласие. Наше государство сложно, но уверенно выходит из экономического кризиса.
Становление Казахстана как самостоятельного суверенного государства, его активное вхождение в мировое сообщество, наряду с положительными факторами, поставили перед страной и ряд глобальных проблем. Речь идет, в первую очередь, о террористических и иных экстремистских угрозах, представляющих на сегодняшний день реальную силу, от которой "даже самые мощные государства современного мира испытывают сильные удары"1.
Распространение терроризма, вооруженного сепаратизма и иных проявлений экстремизма, сопряженные с ними негативные тенденции роста незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, возникновение новых очагов политических, национальных и религиозных конфликтов, в том числе на территории сопредельных государств, обусловили необходимость создания действенной системы мер по защите интересов национальной безопасности Республики Казахстан.
Проблема глобального и регионального терроризма, сегодня находится в центре внимания руководства и специальных служб практически всех стран мира, потребовавшая серьезных изменений в подходах ко многим аспектам обеспечения безопасности государства, общества и человека.
В этой связи можно выделить ряд факторов. Это существование преступных коалиций, действия которых носят трансграничный характер и хорошо финансируются.
Международные террористы умело используют как экономические и социальные проблемы, религиозный фанатизм, сепаратистские настроения, страх и необразованность отдельных слоев населения, так и технологический прогресс. И здесь важнейшим компонентом является наличие средств коммуникации: современные радио, телевидение, телефонная и спутниковая связь, печать - все, что обеспечивает быстрое распространение информации о совершенной акции и позволяет террористам, в кратчайшее время, донести свои требования не только до определенной группы населения, но и до руководства той или иной страны.
Кроме того, доступность новейших видов взрывчатых веществ и оружия, широкий выбор современных видов транспортных средств: самолетов, поездов и автомобилей также способствуют мобильности террористов, но и в силу своей уязвимости представляют собой весьма удобные, с точки зрения террористов, объекты для нападения.
Таким образом, волна терроризма, политического и религиозного экстремизма на рубеже нового тысячелетия захлестнула уже все мировое сообщество, увеличила количество посягательств на жизнь людей с большими человеческими жертвами, масштабность разрушений административных и жилых объектов, тем самым усилила жестокость и безоглядность террористов при организации и осуществлении террористических актов. Примером этого явились трагические события со взрывами жилых домов в Москве и других городах России, и как апофеоз 11 сентября текущего года - Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне. Они по своим масштабам и способам исполнения на самом деле откровенно продемонстрировали вызов всему человечеству и заставили в настоящее время весь цивилизованный мир задуматься над данной проблемой и предпринять конкретные шаги для объединения усилий государств по искоренению социальных и политических условий, способствующих существованию подобного явления.
Казахстан поддержал мировой антитеррористический фронт. Наша страна на всех уровнях тесно взаимодействует и сотрудничает в борьбе с терроризмом с другими государствами.
События последних лет свидетельствуют о том, что подавляющее большинство террористических организаций особенно на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии ассоциируются с понятием религиозный экстремизм.
Сегодня религиозный экстремизм стал реальным фактором, негативно влияющим не только на ситуацию в отдельных странах и регионах, но и на мир в целом. Это один из главных источников региональных вооруженных конфликтов и терроризма. Международные религиозно-экстремистские организации пытались дестабилизировать обстановку в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане и Синьцзяне. Поэтому на данный момент противодействие экстремизму и терроризму, прикрывающемуся религиозной идеологией, является серьезной проблемой.
Существует целый ряд объективных и субъективных причин, которые создают условия для проникновения и возникновения террористических и иных экстремистских проявлений в нашей стране. Среди которых сохраняющиеся "горячие точки" и иные очаги напряженности вблизи наших границ. Стратегические установки некоторых зарубежных (международных) террористических организаций, определенная "прозрачность" границ, социально-экономические проблемы, значительное число незаконных мигрантов и переселенцев, увеличивающийся экономический, гуманитарный и иной обмен с зарубежными странами.
В мире существуют десятки хорошо организованных, вооруженных, имеющих обученных боевиков террористических организаций, объединяющих лиц различных национальностей соотечественники, которых проживают в Казахстане. Нельзя исключать и попыток повлиять на них, скрыться в этой среде от преследования правоохранительных органов своих стран. В частности, в текущем году выявлен и передан России Зиявутдинов - один из исполнителей террористического акта в городе Буйнакске.
Одним из потенциально возможных источников распространения терроризма и экстремизма является высокий уровень нелегальной миграции через территорию Казахстана из регионов Центральной Азии Среднего Востока. Речь идет о тысячах задержанных и выдворенных за пределы Казахстана нелегальных мигрантах.
В республике отмечается рост сторонников нетрадиционных религий и сектантских организаций, проповедующих в некоторых случаях религиозно-мистические и реакционные учения. Сохраняется практика вербовки и направления молодых людей в зарубежные теологические учебные заведения, в отдельных из которых "слушатели" подвергаются соответствующей идеологической обработке.
Большую тревогу вызывает угроза наркоагрессии, которая превратилась в глобальную силу с огромным финансовым и техническим потенциалом. По оценкам экспертов, ежегодный международный оборот наркотических веществ достигает астрономических сумм. При этом, эти денежные средства служат одним из источников финансирования международного терроризма и религиозного экстремизма, а также деятельности других деструктивных сил.
Вызывает беспокойство проблема т.н. "уголовного" терроризма. Регулярные подрывы самодельных взрывных устройств и штатных боеприпасов, вооруженные "разборки" между криминальными группировками, "заказные" убийства стали реальностью в настоящее время и для Казахстана. Вместе с тем, международная практика свидетельствует, что грань между уголовным и политическим терроризмом зачастую очень тонка. Кроме того, в том и другом случае это явление подрывает доверие населения к государственным органам, дестабилизирует внутриполитическую обстановку.
Проблема религиозного экстремизма имеется целый ряд существенных и деликатных моментов. Опыт наших соседей свидетельствует - опираясь лишь на административные методы решить ее не возможно. В противодействии этому явлению должны участвовать не только силовые ведомства, но и другие государственные органы, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации. Необходима широкая организация профилактической и разъяснительной работы среди населения.
Одним из реальных шагов на пути решения указанных проблем явилось совершенствование законодательной базы, призванной обеспечить правовое регулирование деятельности государственных органов в борьбе с экстремизмом во всех его проявлениях, предоставление гарантированной Конституцией надежной защиты и безопасности личности, общества.
Введение в действие с 1 января 1998 года новой редакции Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан стало отправной точкой в процессе создания действенного механизма предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма (ст. 167, 233 УК РК и ряд других) как преступлений, угрожающих национальной безопасности нашего суверенного государства.
Следующим шагом в этом направлении было принятие 13 июля 1999 года Закона РК "О борьбе с терроризмом", определившим правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Республике Казахстан, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан.
10 февраля 2000 года вышел Указ Президента Республики Казахстан "О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма", предусматривающий последовательную реализацию единой антитеррористической политики в стране при четком разграничении компетенции государственных органов и координирующей роли Комитета национальной безопасности.
Как уже было отмечено, беспрецедентные террористические акты в США продемонстрировали всему миру всю опасность терроризма, его бесчеловечность и фанатичную жестокость. В этой связи, Президентом Республики Казахстан было дано поручение государственным органам о разработке Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам борьбы с терроризмом", который был принят Парламентом страны в январе 2002 года.
На его основании изменения внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы, Закон Республики Казахстан "О борьбе с терроризмом", Закон РК "Об оперативно-розыскной деятельности", что будет способствовать более эффективному предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности.
Учитывая то обстоятельство, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), Казахстаном подписан целый ряд в международных и межгосударственных договоров и соглашений в данной сфере. Мы присоединились к 7 из 12 существующих международных конвенций по противодействию терроризму.
Наиболее тесно республика сотрудничает в этой области со странами СНГ. Именно по инициативе Президента Казахстана был создан Антитеррористический центр Содружества, который в настоящее время активно функционирует.
Сотрудничество в борьбе с актами терроризма осуществляется также в рамках договоренностей между государствами-участницами "Шанхайской организации сотрудничества".
Президентами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана подписан Договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон.
Казахстаном заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия терроризму и международной преступности с рядом государств, в том числе Венгрией, Грузией, КНР, Кыргызстаном, Литвой, Молдовой, Россией, ФРГ, Пакистаном, Турцией, Узбекистаном и Украиной.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что в республике проведена серьезная работа по совершенствованию законодательной базы борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, которая позволяет в целом адекватно реагировать на террористические угрозы.
[1] "Послание Президента страны к народу Казахстана", "Казахстанская правда", от 30.10.2000 г.
----------
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СНГ И КАЗАХСТАН Источник: www.knb.kz
25 января 2000 года Совет глав государств Содружества Независимых Государств принял решение о повышении эффективности взаимодействия органов безопасности и специальных служб Содружества в области борьбы с международным терроризмом и экстремизмом и одобрил выдвинутую Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1999 году инициативу о создании Антитеррористического центра СНГ.
21 июня 2000 года в г.Москве Совет глав государств Содружества утвердил "Программу государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года", в рамках которой предусматривалось создание АТЦ.
1 декабря 2000 года Советом глав государств СНГ в г.Минске было подписано "Положение об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ", определены его задачи и функции, установлены местонахождение (г.Москва), численность сотрудников АТЦ, количество полномочных представителей от стран Содружества, решен вопрос финансового обеспечения деятельности Центра.
От Казахстана на должность первого заместителя руководителя АТЦ назначен генерал-майор милиции Асыл-Кеней Сагынжан Байбол-улы, работавший до этого начальником Алматинского юридического колледжа МВД РК.
Основными задачами Центра являются:
Выработка предложений о направлениях развития сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма и иных проявлений экстремизма в СНГ и других странах.
Регулярное и по запросам предоставление информации компетентным органам государств-участников СНГ, участвующим в формировании специализированного банка данных.
Содействие заинтересованным государствам-участникам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.
Содействие заинтересованным государствам-участникам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Организация координации взаимодействия при проведении антитеррористических мероприятий по решению Совета глав государств СНГ.
В процессе поэтапного объединения усилий в борьбе с терроризмом, от обмена информацией, создания единых банков данных по отдельным аспектам антитеррористической деятельности, формирования совместных антитеррористических методик и других мер, АТЦ постепенно переходит к более активным формам сотрудничества.
Так, в апреле 2001 года в условиях реального вторжения боевиков экстремистских организаций на территорию центральноазиатских государств Содружества, в районе г.Ош Кыргызской Республики АТЦ СНГ было проведено командно-штабное учение "Юг-антитеррор -2001" с участием спецподразделений ряда государств Содружества. Аналогичное учение планируется провести в нынешнем году на территории Казахстана.
----------
К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ТЕРРОРИЗМА Байсалбаева Ж.А., доцент Академии КНБ РК Источник: www.cvi.kz
В последнее время возросло многообразие террористической деятельности, которая все больше связывается с межэтническими и межконфессиональными конфликтами, различными сепаратистскими движениями. Терроризм приобретает глобальный характер, о чем свидетельствуют печальные события последних дней. Исследование различных аспектов терроризма (социального, политического, юридического, психологического и др.), проведение более или менее четкой типологии свидетельствуют о том, что терроризм не искореним, как неискоренимы в обществе социальные противоречия и конфликты. Кроме того, терроризм как источник насилия порожден амбивалентной сущностью самой власти, одним из признаков которой считается наличие легитимного права на насилие. И если государство определяет противоправное нарушение как проявление терроризма, то для него (государства) оно должно служить сигнальной функцией: что не все ладно в обществе, что следует урегулировать те или иные конфликты.
Попытка определения терроризма как типа политического поведения заставляет нас обратиться к анализу мотивов поведения: как данный субъект, индивид или группа видит мир и себя в мире, как внутренне структурирует ситуацию, каковы его потребности, цели и ценностные ориентации, особенности восприятия, мышления, эмоциональных переживаний и многое другое. Политическое поведение можно определить как универсальную характеристику политической жизни, применимую к любым субъектам властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным). На политическое поведение влияет изменение статусных позиций социальных групп. В нестабильных ситуациях (кризисных, военных) крушение индивидуальных и общественных ценностей, неопределенность и разобщение людей чаще приводят к росту отклоняющегося поведения, которое может стать основой зарождения социального движения. Другим важным фактором возникновения социальных движений является социальная неудовлетворенность - общее недовольство людей условиями жизни и системой отношений в обществе. В ней выделяют три компонента - относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и статусная неопределенность. Относительная неудовлетворенность выражается в том, что люди не удовлетворены тем, что они имеют, и тем, что могли бы иметь. Чем больше разрыв между ожиданиями и возможностями их реализации, тем больше относительная неудовлетворенность.
Ощущение несправедливости - субъективно переживаемое чувство свойственно всем и может любого человека вовлечь в социальное движение.
Статусная неопределенность развивается, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга. Например, имея высокий образовательный уровень, человек вынужден выполняв неквалифицированную работу.
Наличие у человека трех факторов социальной неудовлетворенности ведет к тому, что он испытывает потребность присоединиться к какому-либо движению.
В Казахстане терроризм проявляется пока в единичных случаях, наша задача - не дать ему превратиться в социальное движение, с которым бороться будет гораздо сложнее. Потому очень важен социокультурный аспект этой проблемы, ибо никто не рождается террористом, им становятся.
Наше общество в целом постфигуративно, и для него характерно, что народ более упорно держится за те культурные традиции, которые он усвоил ценой страданий, чем за приобретенные в удовольствиях и радостях. Чувство принадлежности к определенному этносу, связанное со страданиями и способностью страдать, гордостью за прежние героические муки предков, сохраняется удивительно долго и в изгнании, и в условиях, когда можно было бы ожидать, что оно исчезнет. Такие устойчивые общины, как еврейская, армянская, ирландская (в Казахстане - курдская, уйгурская), обнаруживают сохраняющееся чувство национального характера в течение многих лет преследования и изгнания. Аналогичная ситуация складывается сегодня и в Чечне, когда можно прогнозировать, что определенная часть молодого поколения будет расти с чувством униженного национального достоинства и со временем пополнит ряды будущих борцов. Такое девиантное политическое поведение выражает неразвитость у носителей общечеловеческих и общеполитических ценностей и представлений.
Отсюда следует простой вывод, что бороться с терроризмом одними карательными, полицейскими методами невозможно. Следует лечить саму болезнь, а не се симптомы. Причины болезни кроются в дефектах культурного развития и несправедливости общественного устройства.
Одной из важнейших социальных функций культуры должна стать историческая селекция, т.е. отбор тех форм и способов воспитания морали, духовности, патриотизма, которые в будущем позволят очистить общество от лиц, не желающих соблюдать общепринятые нормы поведения. А начать следует сегодня: с элементарного правового и гражданского просвещения. В этой ситуации предполагается объединение усилий культуры, образования, СМИ, религии, науки, общественно-политических партий и движений.
Идея социокультурного аспекта борьбы с терроризмом не нова и очень проста: мы не должны позволить превратить подспудное недовольство жизнью в откровенное насилие, которое будет выражаться в превентивном устрашении всего общества.
Мир не станет лучше, если пытаться изменить его с помощью насилия, это могут сделать только исключающие насилие методы и подходы.
----------
КАЗАХСТАН И ТЕРРОРИЗМ архив сайта "Терроризм.Ру"
21.11.2001 Назарбаев: за три месяца две попытки покушения На президента Казахстана Нурсултана Назарбаева готовился ряд покушений, заявил во вторник премьер-министр Касымжомарт Токаев. "Только за последние три месяца спецслужбам стало известно о двух фактах готовившихся терактов на нашего президента, но ничего об этом не было сообщено народу", - говорится в заявлении премьера, текстом которого располагает агентство "Интерфакс". "Смею заверить, что террористы находятся не так далеко от нас", - отмечает премьер. После терактов в США 11 сентября идет "повсеместное переосмысление" таких ценностей, как демократия и безопасность, отметил далее Токаев. "Мир изменился, повзрослел. Пора взрослеть и нам", - говорится в заявлении главы правительства. Однако "доморощенные политиканы" в Казахстане, к которым в первую очередь премьер относит инициаторов создания общественного объединения "Демократический выбор Казахстана", "советуют урезать полномочия и финансирование правоохранительных органов, сделать их ущербными". Токаев обратился к президенту Назарбаеву как гаранту конституции "с настоятельной просьбой защитить порядок и дисциплину в стране". "Это нужно для стабильности и спокойствия в стране", - считает Токаев.
21.11.2001 Охрана Назарбаева предотвратила два покушения на главу Казахстана Служба охраны президента (СОП) Казахстана в среду подтвердила информацию о двух готовившихся покушениях на главу государства Нурсултана Назарбаева. Как сообщил в среду начальник департамента СОП Азимхан Джусипов, покушения готовились в течение последних трех месяцев и были связаны "с общей ситуацией, складывающейся в последнее время в Центральноазиатском регионе и в мире". Джусипов отметил, что после того, как спецслужбы узнали о готовившихся покушениях на Назарбаева, "были предприняты дополнительные меры по обеспечению безопасности охраняемых в соответствии с законом должностных лиц, проведены беспрецедентные меры" безопасности, сообщает Интерфакс.
28.11.2001 В Казахстане летчиков проверяют на благонадежность Комитет гражданской авиации Казахстана в настоящее время проводит работу по перепроверке биографий летного состава республики. Об этом "Интерфаксу" в Алма-Ате сообщил начальник главной инспекции по надзору за безопасностью полетов Амантай Жолдыбаев. По его словам, повторный и более углубленный сбор данных о казахстанских авиаторах начат после терактов в США 11 сентября. Жолдыбаев подчеркнул важность и необходимость данной работы, отметив, что в последние годы в авиацию пришло "много новых людей", тогда как система контроля за их благонадежностью с распадом СССР стала "менее строгой". Он сообщил, что в республике значительно ужесточен контроль за абитуриентами, поступающими в летное училище или Академию гражданской авиации Казахстана. "Неблагонадежных летчиков у нас быть не должно", - отметил Жолдыбаев. Кроме того значительно ужесточена система безопасности в аэропортах республики, для чего они оснащаются дополнительными системами контроля. Сегодня, по его словам, досмотр проходят не только пассажиры, но и все работники аэропорта, "чего ранее не было". По словам Жолдыбаева, 95% всех авиационных происшествий происходят из-за грубых нарушений требований нормативных документов, регламентирующих летную работу. Кроме того, он отметил, что во главе авиакомпаний, "как правило", стоят бизнесмены, не знакомые со спецификой летной работы. В связи с этим, по его мнению, при Академии гражданской авиации в Алма-Ате необходимо открыть высшие курсы, на которых руководители авиакомпаний могли бы получить знания по основам авиапроизводства и авиабезопасности. |