Михаил Ходаренок, НВО, 5 апреля
На прошлой неделе Казахстан стал первой страной СНГ, которую Вашингтон признал государством с рыночной экономикой. Министр торговли США Дональд Эванс специально позвонил президенту Нурсултану Назарбаеву, чтобы сообщить ему эту "важную новость" и принести соответствующие случаю поздравления. Напомним, что Россия подобного статуса пока лишь добивается, причем без особого успеха. Заметим также, что это обстоятельство значительно усилило позиции Астаны на переговорах, которые недавно проводил в Москве министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев.
Таким образом, многостороннее стратегическое казахстанско-американское сотрудничество вступило в качественно новую фазу, окончательно похоронив существовавшие до последнего времени в Москве слабые надежды на возможность реанимации процесса политической и экономической интеграции. Однако вектор казахстанской внешней политики определился много раньше. Под сурдинку разговоров о "евразийском единстве" в сентябре прошлого года Астана первой из центральноазиатских столиц официально заявила о полной поддержке американской операции возмездия в Афганистане и предложила Вашингтону свою помощь, пообещав предоставить аэродромы в Чимкенте и Луговом, а также базы для развертывания контингента сил антиталибской коалиции. Это, кстати, произошло после того, как Джордж Буш позвонил Владимиру Путину, который проводил в этот момент трудное совещание с силовиками в своей сочинской резиденции "Бочаров ручей", и открыто дал понять, что военное взаимодействие Соединенных Штатов со странами региона является свершившимся фактом и в одобрении со стороны Москвы уже не нуждается. Но еще раньше американские военные делегации, в частности, возглавляемые командующим Центральным командованием США Томми Френксом, регулярно посещали Казахстан, изучая возможности модернизации вооруженных сил республики и военных инфраструктур.
Заметим, антитеррористической кампании не было и в помине, когда в Астане, пусть и на полуофициальном уровне, рассматривалась возможность разместить под Карагандой мотострелковую бригаду США количеством до 5 тыс. человек. В этот период были разработаны "План оборонного сотрудничества" военных ведомств США и Казахстана, а также "Программа военных контактов между ВС Республики Казахстан и Центральным командованием США". Согласно этим документам, последовательно и целенаправленно реализуются многочисленные конкретные программы по обучению за океаном казахстанских военных, подготовке американским спецназом инструкторов из состава частей спецназа и мобильных сил армии Казахстана, которые должны пройти практику в учебных центрах за океаном, программы финансирования и проведения совместных учений, формирования миротворческого казахстанского батальона и т.п. В конце прошлого года в ходе встречи в Брюсселе министров обороны двух стран, кроме прочего, была обсуждена и возможность расширения использования Казахстаном средств американской программы "Иностранное военное финансирование". Одновременно Астана вдвое увеличила свой военный бюджет и объявила о значительном расширении числа мобильных (то есть наиболее боеспособных) армейских подразделений.
Наивно думать, что речь идет лишь о сотрудничестве в рамках антитеррористической операции. Последняя скорее является для Астаны весьма удобным предлогом для поступательного расширения сотрудничества с США. Иначе чем объяснить тот факт, что, по достоверной информации, в рамках программы "Совместное сокращение угрозы" страну посетила очередная группа американских экспертов, объектом внимания которых стали Семипалатинский ядерный полигон и расположенное под Чимкентом хранилище радиоактивных отходов? Казахстан стремится минимизировать опасность распространения радиоактивных материалов и, судя по всему, полностью распрощался с надеждой получить в этом вопросе помощь со стороны России. Американцы же такую поддержку предоставляют охотно. Кроме того, вскоре в Алма-Ату прибудут представители Министерства обороны США, которые продолжат уже начатые программы по обеспечению биологической безопасности и разработке планов совместных действий с казахстанскими учеными из Института карантинных и зоонозных инфекций и сельскохозяйственного НИИ в Отаре.
Астана также рассчитывает в перспективе договориться с Вашингтоном о предоставлении ей информации с разведспутников США о ситуации на прилегающем геополитическом пространстве. Пока речь идет об областях, где "возможна активность международных террористов". Но ведь и российская территория является "прилегающим пространством". А учитывая, что число этнических русских в Казахстане прогрессивно сокращается (через 10 лет их здесь будет уже меньше 20%), а число казахов в приграничных областях РФ столь же быстрыми темпами растет, можно предположить, что юго-восток России неизбежно превратится в "зону особых интересов" Астаны.
Как видим, состояние и перспективы военно-политического сотрудничества Казахстана с США не менее лучезарны, нежели у тех стран региона, где уже дислоцированы американские военные объекты. И появление здесь опорных пунктов НАТО лишь вопрос времени. Американское военное присутствие неизбежно будет расширяться к северу, поскольку именно Казахстан является ключевым звеном в планах по реализации грандиозных транснациональных транспортно-энергетических проектов типа ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ. В Астане, как, впрочем, и в других центральноазиатских столицах, понимают, что без выхода на международные рынки энергоносителей говорить о социально-экономическом прогрессе не приходится. Дружба с США - обязательное условие реализации подобных надежд. Упомянутое выше предоставление Казахстану статуса страны с рыночной экономикой является подтверждением тому. К тому же региональные лидеры убедились в неспособности и нежелании России обеспечить решение стоящих перед ними проблем. У них просто нет иного выхода, как расширять взаимодействие с Западом. |