Максим Соголовский, GazetaSNG.ru, 15 апреля
В последнее время наблюдатели почти единодушно отметили беспрецедентное возрастание военно-политической активности Турции на постсоветском пространстве. В марте буквально в течение нескольких дней начальник турецкого Генерального штаба Хусейн Кыврыкоглу во главе представительной делегации посетил Казахстан, Киргизию, Туркмению и Узбекистан. Визит оказался весьма плодотворным: был подписан целый ряд соглашений о военно-техническом сотрудничестве и о выделении новым независимым государствам финансовой помощи для модернизации их вооруженных сил и обучения офицерских кадров в турецких военных учебных заведениях.
В принципе, ничего нового в стремлении Анкары развивать многостороннее, в том числе и оборонное сотрудничество, с родственными тюрко-язычными странами Центральной Азии нет. Этот процесс начался практически сразу после суверенизации бывших советских республик. Однако в данном случае центральноазиатское турне генерала Кыврыкоглу характеризуется некоторыми весьма значимыми нюансами.
Прежде всего, в ходе пребывания в Астане турецкая военная делегация известила казахских коллег о том, что Анкара намерена поставить перед Вашингтоном и Лондоном вопрос о предоставлении ей статуса "ведущего государства" в антитеррористической коалиции. Это означает, что Турция готова взять на себя основную тяжесть непосредственной борьбы с международным терроризмом, но одновременно рассчитывает получить "карт-бланш" в процессе своей экспансии не только в странах Центральной Азии, но и Южного Кавказа, где быстрыми темпами нарастает ее взаимодействие с Грузией и Азербайджаном.
Очевидно, что турецкие дипломаты и военные выбрали очень удачный момент для того, чтобы, используя складывающуюся в Ближневосточно-Центральноазиатском регионе конъюнктуру, попытаться быстро и ощутимо повысить роль и значение своей страны в Североатлантическом альянсе и, соответственно, усилить ее позиции в вопросе о вступлении в ЕС.
После нейтрализации лидера турецких курдов Абдулы Оджалана Анкаре на удивление быстро удалось заметно стабилизировать ситуацию в юго-восточных районах страны. Можно утверждать, что на данный момент опасность курдского сепаратизма если и не ликвидирована полностью, то, по крайней мере, минимизирована. Это, в свою очередь, ощутимо повысило не только политический авторитет Турции в глазах Запада, но и ее рейтинг в качестве надежного транзитного государства. На наш взгляд, совсем не случайно, что именно после захвата Оджалана турецкими спецслужбами в 1999 г. явственно активизировались процессы реализации транснациональных транспортно-энергетических проектов, связанных с переброской на Запад энергоресурсов из бассейна Каспия. Об этом, в частности, свидетельствует достижение конкретных договоренностей относительно начала строительства стратегического экспортного нефтепровода Баку - Тбилиси -Джейхан и газопровода Баку - Тбилиси -Эрзерум.
Вряд ли стоит напоминать, что и оперативная организация опорных пунктов НАТО в Центральной Азии, и недавнее появление американских военных специалистов в Грузии и Азербайджане, и предоставление турецким ВВС права на модернизацию военного аэродрома в пригороде грузинской столицы Марнеули призваны обезопасить маршруты будущих нефте- и газопроводов и, как рассчитывают ведущие западные геополитики, тем самым надолго стабилизировать ныне проблемные регионы, сделав их значимым звеном глобальной экономики. Это - основная задача, реализуемая в рамках антитеррористической операции "Несокрушимая свобода". Чтобы не быть голословными, напомним, что именно такую трактовку происходящего дал президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, выступая на церемонии подписания документов о начале строительства упомянутого газопровода.
В неприкрытом стремлении повысить свою роль в этом процессе, успех которого обещает крупные политико-экономические дивиденды, Турция прибегает даже к забавным акциям. Например, недавно турецкое правительство, желая еще раз продемонстрировать непоколебимо светский характер государственности, запретило женщинам ношение в общественных местах традиционных головных платков. Это вызвало протест студенток в Стамбуле и Анкаре, однако ожидаемый пропагандистский эффект, надо признать, имел место.
Вряд ли США и Великобритания безоговорочно согласятся удовлетворить далеко идущие претензии Турции на лидерство в антитеррористической операции. Очевидно, что это предложение никак не соответствует истинному месту Анкары в мировом политическом раскладе, ее реальным возможностям. Однако можно не сомневаться, что в принципе, турецкая инициатива будет встречена благосклонно. Без риска ошибиться можно предположить, что западные союзники пойдут на некоторое расширение участия Турции в деятельности коалиции. В политическом отношении это позволит выгодно подчеркнуть декларируемое отсутствие конфессионально-цивилизационной подоплеки антитеррористической кампании, в военном - переложить часть ответственности и тягот борьбы на достаточно сильную, хорошо оснащенную и подготовленную турецкую армию, в экономическом - использовать турецкую "крышу" для "мягкого" расширения участия своих капиталов в освоении природных богатств и создании новых инфраструктур глобального значения. Очень важно также, что в этом случае турецкой стороне уже трудно будет всерьез возражать против планирующейся на осень "операции возмездия" в отношении Ирака. И если сегодня Анкара пока еще пытается удержать союзников от такого шага, то завтра, вполне вероятно, ей придется принять непосредственное участие в очередной "буре в пустыне". |