"Континент", 2002 г., № 9
Сегодня уже немногие помнят, как на осколках "непобедимой и легендарной" Советской Армии зарождались вооруженные силы стран Содружества. Как много тогда было вопросов, в числе которых не последним стоял "ядерный чемоданчик", с какими проблемами, угрозами, подвохами сталкивались военачальники разваливающейся страны, и как сложно было в те "безвластья дни" не переступить грань, которая раз и навсегда определена воину данной им Родине Присягой... Немногие помнят.
Вниманию читателей "КонтиненТа" предлагается эксклюзив на эту тему – выдержки из выступления первого министра обороны Республики Казахстан, Героя Советского Союза, Халыє Каhарманы, генерала армии Сагадата Нурмагамбетова на научно-практической конференции, посвященной десятилетию казахстанских Вооруженных сил.
– Говоря об образовании новых Вооруженных сил, об обретении независимости государством, мы должны помнить, что все это связано с распадом великого Советского Союза и его могучей легендарной армии. Фактически все началось после августовского путча, когда было отстранено руководство всего Министерства обороны, министр был посажен, а весь высший генералитет отстранен от занимаемых должностей. Это, безусловно, повлияло на Вооруженные силы СССР.
В сентябре 1991 года вновь назначенному министру обороны Союза ССР маршалу авиации Шапошникову было предложено провести совещание с военными представителями союзных республик. Казахстан на нем представлял я. Шапошников изложил нам следующие тезисы, небезынтересные, в контексте создания наших Вооруженных сил. Итак, он сказал: будут пересмотрены границы военных округов. Это в период, когда фактически готовился распад Советского Союза. В республиках будут созданы министерства или комитеты обороны. Министр должен быть гражданским лицом. Будут пересмотрены сроки службы военнослужащих, расформированы дисциплинарные батальоны, то есть – амнистия всем дезертирам. Будут сокращены генеральские должности. И ряд других тезисов.
Прямо скажу: такое заявление вновь назначенного министра обороны для того момента уже запоздало. Иные его пункты были невыполнимы, иные – уже просто не ко времени в ситуации, когда ряд союзных республик после августовского путча уже объявил о независимости, а Прибалтика вообще не присутствовала на совещании.
Я выступил против тезисов министра обороны и сказал: о каких границах округов идет речь, когда готовится проект договора между центром и союзными республиками? Как можно амнистировать дезертиров, когда идет распад Советского Союза, и вообще Советской Армии, судя по всему, больше уже не будет? Словом, по всем вопросам пришлось выступить против тезисов министра обороны, причем речь шла не о простом отрицании – в наших контраргументах показывалось реальное положение дел как в стране, так и в армии в сложившейся обстановке.
Видимо, Министерству обороны, тогда еще существовавшему, следовало думать, как сохранить армию, как справедливо разойтись, уделив особое внимание средствам стратегического ядерного сдерживания. Для этого следовало предложить республикам какой-то проект договора. Чего сделано не было, и фактически совещание зашло в тупик. Многие думали о создании своих вооруженных сил. Хотя несколько республик объявили о суверенитете, а некоторые – даже о независимости, мы не объявляли еще ни суверенитета, ни независимости. Но приказы министра обороны Союза в то время уже не выполнялись...
Окончательное размежевание государств и создание собственных армий было начато в Минске 30–31 декабря 1991 года. На ряде встреч я присутствовал. Обсуждалось много политических и экономических вопросов. Велся разговор и об армии, в частности, о стратегических ядерных силах... Несмотря на распад, вооруженные силы жили своим чередом. Офицеры Советской Армии показали верность Присяге и выполняли свой долг, несмотря на складывающуюся обстановку.
В то время в нашей республике было сосредоточено большое количество войск. Это 40-я армия, три стратегические дивизии (две ракетные и одна бомбардировочная), много различных разведывательных частей центрального подчинения, войска связи, полигоны и масса строительных частей центрального подчинения. Фактически на территории Казахстана во всех 19 областях находились войска. Координирующего военного органа в республике тогда не было, поскольку мы продолжали тесный контакт с Российской Федерацией и не рвались, как это делали многие другие, "хватать", с тем чтобы все находящиеся на территории республики вооруженные силы подчинить себе.
В октябре на базе Казвоенкомата и штаба ГО был создан Комитет обороны, председателем его Президент назначил меня. Однако мы не имели права в то время вмешиваться, руководить войсками, самостоятельно проводить учения, назначать кадры, обеспечивать войска материально. Роль комитета сводилась к контролю над проведением учений, над тем, чтобы не вывозились материальные средства, и к поддержанию взаимодействия между правительством республики и штабом Объединенных Вооруженных сил...
Но долго так продолжаться не могло. Встал вопрос: создавать Министерство обороны или нет? Как известно, между президентами двух стран и между двумя республиками была предварительная договоренность, во время которой я присутствовал, о создании объединенных вооруженных сил. Проект был таков: мы имеем свою армию, Россия – свои ВС, но с общим командованием. В тот период это был самый благоприятный вариант. В результате многие вопросы решались безболезненно. Говорить – лишь бы уйти, лишь бы оторвать от России побольше, стать самостоятельными – было бы тогда большой ошибкой. Президент был далек от этого и действовал очень спокойно, практично, продуманно.
Но проект "армии на двоих" оказался нежизнеспособным. В апреле 1992 года я летал с Президентом в Москву, где встречался с советником Б. Н. Ельцина Бурбулисом. Бурбулис заявил: к Казахстану у нас никаких претензий нет, это одна из самых близких нам стран, но в сегодняшней обстановке мы будем создавать свою армию. О чем мною по приезде было доложено Президенту. Президент сказал: мы будем твердо держаться существующих договоренностей. Если Россия будет создавать свою армию и президент Ельцин издаст соответствующий указ, в тот же день такой указ издадим, мы. Но не раньше. Так, 7 мая 1992 года был издан указ Б. Ельцина и следом – указ Президента нашей республики Назарбаева.
Так начиналась наша армия. |