Интервью Михаила Бражникова, "Континент", 15 мая.
- Марат Мухамбетказиевич! Десятилетие договора коллективной безопасности - весьма значимое событие для всех стран СНГ. Каковы, на ваш взгляд, основные вехи становления этой организации?
- Договор был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте первоначально шестью государствами - участниками СНГ: Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В сентябре - декабре 1993 года к ДКБ присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь, и после выполнения всех необходимых юридических процедур Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.
В первые годы существования Договора его едва не постигла печальная судьба многих межгосударственных структур СНГ того периода. Стремление молодых государств Содружества к скорейшему созданию и становлению национальных политических и военных институтов, концентрация усилий на решении внутренних проблем, а самое главное - отсутствие явных внешних военных угроз - привели к тому, что на практике Договор не был востребован. Более того, из-за недостаточной проработанности механизмов реагирования на конфликты между государствами-участниками не стала пробным камнем для отработки взаимодействия в кризисных ситуациях в рамках ДКБ и реально существующая карабахская проблема.
Безусловно, Договор является первым шагом к более масштабному военно-политическому сотрудничеству между его участниками. И умалять его историческую роль не стоит. Во-первых, в первые годы суверенитета практически все государства СНГ из-за болезни роста были весьма уязвимы по отношению к внешним агрессивным воздействиям. Во-вторых, закрепленные в Договоре обязательства государств-участников обеспечили их бесконфликтное развитие.
Переломным в истории ДКБ стал 1999 год, когда на фоне начала террористической активности в Центрально-Азиатском регионе резко обозначилась проблема неготовности отдельных государств к коллективному противодействию новым видам угроз национальной безопасности. Однако изменившаяся обстановка вызвала все большее понимание общности геополитических интересов, особенно на региональном уровне. Стала очевидна объективная необходимость объединения усилий государств в ответ на современные угрозы и вызовы, в первую очередь, со стороны международного терроризма, религиозного экстремизма, транснациональной организованной преступности, возрастающего незаконного оборота наркотиков и оружия.
Сложившиеся условия потребовали разработки принципиально новой международно-правовой базы и, самое главное, перевода политических заявлений в практическую плоскость. За два предыдущих года (2000 и 2001) удалось значительно повысить эффективность Договора за счет детальной проработки механизмов его функционирования. К числу принципиальных документов, формирующих достаточное правовое поле (а в ДКБ все решения принимаются на основе полного консенсуса), можно отнести следующие:
Меморандум о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации; Решение о создании Комитета секретарей Советов безопасности; Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности; Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности; Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности; Решение о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона.
Таким образом, имелись и имеются все объективные предпосылки, включая исторические, для тесной координации в военной сфере между государствами СНГ, признающими необходимость союзнических взаимоотношений. Региональное военное сотрудничество может реально и активно развиваться только между теми государствами-партнерами, которые объединены общностью политических взглядов, и именно поэтому основой Договора является единство стратегических военно-политических целей входящих в него государств.
Для Казахстана принятие решения о продлении Договора отразило стремление развить хрупкую интеграционную конструкцию и придать импульс по адаптации ДКБ к новым геополитическим реалиям.
- Как изменялись приоритеты в деятельности ДКБ, какие аспекты и задачи доминируют на современном этапе?
- Сам факт заключения Договора в 1992 году явился логическим оформлением прежде всего военно-политических отношений между молодыми суверенными государствами. Однако создание военной структуры в рамках СНГ отнюдь не означало отказа государств от проведения суверенной политики военного строительства. Главным побудительным мотивом всех участников было стремление создать предпосылки для интеграции в политической и военной сферах, тем более что создаваемые национальные армии в тот период представляли собой фрагменты бывшего единого механизма Вооруженных сил СССР.
Характерно, что с самого начального периода большинство решений в формате СНГ были направлены на сохранение и унификацию основных принципов и условий жизнедеятельности войск и систем их обеспечения, причем принимались они единогласно. В течение длительного периода в национальных вооруженных силах действовали единые нормативные и руководящие документы, которые затем были переработаны в собственные государственные акты.
Особой мотивацией к интеграции стали вопросы подготовки кадров для национальных вооруженных сил и военно-технического сотрудничества (прежде всего - сохранение кооперации предприятий военно-промышленного комплекса) и, самое главное, понимание значимости обеспечения коллективной безопасности для развития новых суверенных государств, включая предоставление Россией другим государствам Содружества гарантий от ракетно-ядерного нападения.
В политической сфере все государства СНГ приняли согласованные обязательства по вопросам своего участия в международных программах и режимах по нераспространению оружия массового поражения, сокращению вооружений и контролю над ними.
В формате СНГ появились и другие структуры, так или иначе "конкурирующие" с Договором. В качестве примеров можно назвать создание Коллективных миротворческих сил (КМС) и Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ). Казахстан активно участвовал в применении КМС на территории Таджикистана в период обострения внутренней ситуации в этой стране. Многие наши офицеры прошли "обкатку" в коалиционном штабе этой структуры, которому оперативно подчинялся казахстанский батальон, участвовавший в охране отдельных участков южной границы Содружества совместно с подразделениями Киргизии, России и Узбекистана. Руководство Таджикистана по завершении миссии КМС высоко оценило вклад наших военнослужащих в достижение внутриполитической стабильности в этом государстве.
КСПМ в составе российской группировки используются в зоне другого регионального конфликта - в Абхазии. Казахстан не согласился с отдельными концептуальными подходами относительно порядка принятия решений в процессе предотвращения конфликтов на территории СНГ, однако мы неоднократно выражали готовность направить в зону абхазского конфликта казахстанских военных наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Позиция Казахстана по этой проблеме однозначна - каждое государство самостоятельно выбирает форму и степень своего участия в операциях КСПМ, проводимых вне рамок ДКБ.
В нашей новейшей истории был и не вполне удачный опыт создания тремя членами ДКБ - Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном (в то время участником Договора) - регионального миротворческого подразделения Центразбат. Жизнь показала, что необходимо более тщательно прорабатывать все аспекты функционирования межгосударственного военного формирования даже на батальонном уровне. Итог известен: все страны региона принялись за создание собственных миротворческих формирований. В частности, у нас сформирован батальон Казбат, а понятие Центразбат из названия коллективного формирования трансформировалось в название серии коалиционных учений. Правда, эти учения больше напрямую не связаны с ДКБ и проводятся в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира".
- Последние военные мероприятия ДКБ - командно-штабные учения, учения "Юг-Антитеррор" и другие привлекли большое внимание. Какие вооруженные подразделения Казахстана принимают в них участие?
- Прежде всего, необходимо отметить, что в военной сфере деятельности ДКБ также произошли заметные события. Созданы региональные группировки на восточноевропейском (Россия - Беларусь) и кавказском (Россия - Армения) направлениях.
Первой интегрированной военной структурой Договора стали Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в Центрально-Азиатском регионе. Каждое государство региона, в том числе и Россия, на первоначальном этапе выделило в их состав по батальону, а также авиационные и обеспечивающие подразделения. Предусмотрена возможность наращивания группировки в случае обострения военно-политической ситуации в зоне ответственности КСБР. Сформированы органы управления с дислокацией в Бишкеке и решены, по крайней мере Казахстаном, вопросы долевого финансирования КСБР. На службу по квотному принципу в штаб группировки командированы опытные казахстанские офицеры.
В практику вошло проведение ежегодных командно-штабных и полевых учений в рамках всего ДКБ с участием подразделений Узбекистана и Украины - "Южный щит Содружества", "Боевое Содружество". В апреле этого года на территории Киргизии, Казахстана и Таджикистана были успешно проведены учения "Юг-Антитеррор-2002", в которых совместно с частями других государств участвовали подразделения Вооруженных сил и спецподразделений КНБ и МВД Казахстана. В ходе учений более четко отработана координация в борьбе с терроризмом войсковых и специализированных групп, в том числе спецподразделений Антитеррористического центра СНГ.
- Каким образом военное присутствие США и других стран в Центральной Азии повлияло на характер деятельности ДКБ?
- Несомненно, что заложенный в ДКБ механизм проведения незамедлительных консультаций сработал в период проведения антитеррористической операции в Афганистане. Государства - участники Договора, базируясь на заложенной в нем возможности взаимодействовать с международными структурами в вопросах обеспечения безопасности, по взаимному согласию предоставили свое воздушное пространство и отдельные объекты, оказывали тыловую поддержку и другую помощь войскам коалиции. Таким образом, можно констатировать, что государства - участники ДКБ вышли на новый уровень отношений с США и другими членами коалиции, а именно это в немалой степени обеспечило успех антитеррористической операции в Афганистане.
Однако налицо и факт некоторого запоздания с выработкой скоординированной политики в отношении к военной операции международной коалиции в регионе, непосредственно примыкающем к зоне ответственности ДКБ. Не было упреждающего коллегиального обсуждения и заблаговременной выработки совместной позиции в рамках Договора. Это привело к некой фрагментарности действий ДКБ как коллективной структуры, а стремление некоторых центральноазиатских государств к односторонним инициативам и прямым контактам с государствами - членами НАТО повлияло на определенное снижение роли ДКБ в регионе. Надо честно признать, что все консультации состоялись не в контексте ДКБ, а благодаря традиционно сложившемуся уровню доверия между странами Центральной Азии, в том числе и с Россией.
- Как предполагается строить взаимоотношения ДКБ и других региональных структур, в частности ШОС?
- Выработка принципов отношений между ДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества является одним из важнейших направлений нашей деятельности, поскольку для Казахстана одновременное участие в двух крупнейших геополитических объединениях приобрело особую значимость. Это относится практически ко всем участникам обеих структур.
С учетом ожидаемого завершения юридического оформления ШОС как международного объединения и подписания основного уставного документа - Хартии ШОС - крайне важным становится вопрос проецирования системы мер по обеспечению безопасности в рамках ДКБ на аналогичные процессы и структуры в рамках ШОС. При этом имеется в виду, что действующие в ДКБ структуры региональной безопасности будут развиваться и дополняться на всем пространстве зоны действия ШОС. Таким образом, мы надеемся получить эшелонированную систему безопасности на значительной части Евразийского континента, способную адекватно реагировать на вызовы и угрозы национальной безопасности каждого государства - участника и ДКБ, и ШОС.
- Чем вызвана наметившаяся трансформация Комитета секретарей Советов безопасности стран ДКБ в Комитет с аналогичным названием, но уже стран СНГ?
- Необходимость координации действий в борьбе с международным терроризмом, проблемы нелегальной миграции и распространения наркотиков привели к осознанию значимости проблем национальной безопасности не только в рамках ДКБ, но и СНГ в целом.
Развитие международной обстановки заставляет Комитет секретарей СБ диверсифицировать свою работу. Сегодня комитет активно обсуждает проблемы незаконной миграции, принимаются конкретные решения по обеспечению безопасности на транспорте, как основе экономического развития стран СНГ. Масштабность практической реализации поднимаемых вопросов позволяет решать их уже на уровне СНГ.
Именно поэтому в обсуждении задач региональной и коллективной безопасности на уровне Комитета секретарей Советов безопасности государств - участников ДКБ (КССБ) уже трижды принимали участие и представители практически всех стран СНГ. Наблюдатели от Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины фактически работают как полноценные участники заседаний КССБ.
КССБ является надведомственным органом, осуществляющим меж- и внутригосударственную координацию действий всех структур государств - участников Договора, вовлеченных в обеспечение национальной безопасности, и поэтому обладает реальными рычагами управления.
- Как будет развиваться идея о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию?
- Несомненно, что международный авторитет и роль ДКБ все более возрастают. Главы государств - участников Договора наделили генерального секретаря Совета коллективной безопасности (в настоящее время им является В. Николаенко, бывший посол России в Казахстане) достаточными полномочиями для представления Договора от имени всех его участников в таких авторитетных международных организациях, как, например, ООН, ОБСЕ и ШОС. Представители государств-участников стали активно взаимодействовать по ключевым международным проблемам как в ходе регулярных консультаций между собой на различных уровнях, так и при совместных выступлениях на международных форумах.
Страны - участницы Договора о коллективной безопасности рассматривают возможность преобразования ДКБ в полнокровную международную организацию, действующую в соответствии со статьей 8 Устава ООН относительно региональных организаций. Основной целью этой трансформации являются переход на новый уровень интеграции в рамках Договора и повышение его международной значимости. После трансформации в полнокровную международную организацию ДКБ станет составной частью системы европейской и азиатской безопасности, причем Договор открыт и для вступления в него других государств.
- И в заключение. Ваше видение задач и перспектив ДКБ на новом этапе.
- С учетом всех очевидных успехов и отдельных упущений в сотрудничестве государств - участников ДКБ, представляется необходимым вкратце сформулировать основные задачи среднесрочного периода, решение которых, с нашей точки зрения, продвинет объемы и эффективность взаимодействия в военно-политической сфере. Главной задачей мы считаем повышение значимости участия в Договоре каждого государства-участника с точки зрения обеспечения его национальной безопасности.
Этого можно достичь за счет формирования единой системы коллективной безопасности как интегрированного организма, а не в виде механической суммы региональных подсистем. Единая система должна управляться дееспособным коалиционным органом управления, одной из основных задач которого также будет оценка и анализ военно-политической обстановки не только в зоне действия, но и в зоне интересов ДКБ.
Основной "продукцией" органа военного управления должны стать практические и, самое важное, превентивные рекомендации всем уровням управления государств - участников Договора. Несомненно, не должна оставаться без внимания работа по планированию совместного применения сил и средств единой системы коллективной безопасности, а также по другим специфическим военным направлениям.
В политическом плане следует добиваться международного признания ДКБ в качестве реально существующего геополитического объединения, имеющего конкретную позицию и четко сформулированные приоритеты. Необходимо разработать и реализовать меры по взаимодействию ДКБ с ООН и другими структурами, вовлеченными в процесс обеспечения глобальной и региональной безопасности.
В качестве резюме необходимо отметить, что с точки зрения обеспечения национальной безопасности Казахстана наше участие в ДКБ уже дало определенные результаты. Конечно, многое еще предстоит сделать, но наличие у Казахстана четко определенных целей и приоритетов в отношении Договора, стремление превратить его в важный механизм оперативного реагирования в кризисных ситуациях и твердая политическая воля позволяют говорить о сохраняющейся актуальности и перспективности Договора о коллективной безопасности. |