Георгий Дубовцев, Военно-научный центр министерства обороны Республики Казахстан. Опубликовано www.caapr.kz, 29 мая
С момента проведения последней встречи участников Исследовательской группы в начале ноября прошлого года обстановка в регионе Центральной Азии изменилась кардинально, причем не так, как прогнозировали многие эксперты до и в первые дни после начала Соединенными Штатами антитеррористической операции в Афганистане. Во время нашей совместной работы мы пытались спрогнозировать развитие ситуации в Афганистане и в регионе Центральной Азии. Поэтому, думается, было бы правильным продолжить наряду с обсуждением запланированных вопросов дискуссию и по этой проблеме. Как вы помните, высказывалось мнение, что ракетно-бомбовыми ударами значительного эффекта достичь не удастся, так как у талибов отсутствует развитая военная инфраструктура, а проведение наземной операции повлечет за собой тысячи погибших с той и другой стороны и, в конечном итоге, приведет к затяжной войне, в которой на стороне талибов могут выступить их сторонники из ряда государств региона.
Вопреки прогнозам
Перед началом военной фазы контртеррористической операции в Афганистане руководство Соединенных Штатов готовилось к долгой и решительной схватке с оплотом международного терроризма. Президент США Джордж Буш в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что понадобятся большие усилия в борьбе с противником, что его можно одолеть великим напряжением всех физических и моральных сил. Буш призывал американский народ надеяться на лучшее и быть готовым к худшему, в том числе и к крупным потерям.
Талибы, в свою очередь, всячески поддерживали в глазах мирового сообщества свой имидж. Недовольные участием в операции против них Узбекистана, они объявили ему священную войну. С их стороны постоянно сыпались угрозы в адрес государств, изъявивших желание помочь США морально или предоставлением своей территории и воздушного пространства. Усама бен Ладен и его соратники через катарскую телекомпанию "Аль-Джазира" заклинали все мусульманские страны присоединиться к ним и "дать отпор Западу, напавшему на ислам".
Вопреки всем самым мрачным предсказаниям аналитиков о том, что рассчитывать на быстрое и бескровное проведение антитеррористической операции в Афганистане не стоит, мы стали свидетелями ошеломительного наступления частей антиталибского фронта, освободившего от талибов практически весь Афганистан буквально за считанные дни. Сначала авиация США разбомбила тылы, а затем перенесла усилия на уничтожение сил талибов по линии боевого соприкосновения с войсками Северного альянса. В этих целях с начала ноября выполнялось до 80% всех боевых вылетов. Одновременно на всей территории Афганистана продолжалось уничтожение боевой техники и транспортных средств талибов. В решении этой задачи важную роль сыграли летающие радары E-8 и стратегические беспилотные самолеты "Глобал Хок", предназначенные для обнаружения наземной техники и наведения на нее ударных самолетов. Тем самым талибы были практически лишены возможности маневрировать войсками, перебрасывать резервы и снабжать свои войска на линии фронта.
В ходе стремительной наземной наступательной операции Северного альянса и других антиталибских сил, начавшейся 8 ноября, разгром основных сил талибов был завершен. Таким образом, всего за два месяца войскам движения "Талибан" было нанесено сокрушительное поражение.
Успех достигнут за счет четкого взаимодействия
Не будет преувеличением утверждение, что военные успехи Северного альянса, поддерживаемого авиацией и спецназом США, стали для большинства экспертов и аналитиков откровением из разряда "очевидное - невероятное". Если еще в начале ноября войскам союзников грозило завязнуть в войне с талибами всерьез и надолго, то сегодня с уходом талибов они лишились врага. Отпала необходимость в проведении крупномасштабной сухопутной операции, которую считали неизбежной, и это, конечно, стало приятной неожиданностью для всех. И достигнуты эти успехи были, прежде всего, за счет четко организованного взаимодействия между всеми противниками талибов. Взаимодействия по всем линиям, в том числе и военного. Безусловно, главная роль в его организации, по нашему мнению, принадлежит США и России.
В Америке понимали, что Афганистан - не Ирак и не Югославия. В этой стране фактически нет стратегически важных объектов, разрушение и уничтожение которых автоматически приведет к потере боеспособности вооруженных формирований талибов. Одолеть их можно было лишь при помощи хорошо спланированной воздушно-наземной операции. Но создавать войсковую группировку численностью в десятки тысяч человек США не могли. Ситуация была абсолютно не похожа на ту, которая сложилась в 1991 году в зоне Персидского залива, когда Саудовская Аравия предоставила свою территорию в распоряжение многонациональных сил. В силу специфики операции и прогнозируемой реакции на нее мусульманского мира не было возможности развернуть у границ Афганистана мощную наземную группировку. В Вашингтоне, очевидно, поняли, что без Москвы не обойтись.
Вот тогда-то и встал на повестку дня вопрос об организации взаимодействия всех сил, заинтересованных в ликвидации движения "Талибан". Суть его в том, что основной ударной силой на сухопутном фронте стал антиталибский Северный альянс, который, по признанию министра обороны РФ Сергея Иванова, уже давно получал помощь от России.
Видимо, именно после настойчивой "просьбы" России Раббани дал команду на выдвижение 20-тысячной группировки в направлении Кабула. В свою очередь, американское руководство обеспечило ее поддержку с воздуха. Благодаря поставкам российской техники и вооружения на сумму 45 млн. долл. вероятность успеха значительно увеличилась. Важную роль сыграла и достигнутая договоренность об использовании США и их союзниками аэродромов в Таджикистане и Узбекистане.
Обратимся к хронике боевых действий
Хроника боевых действий служит убедительным подтверждением правильно избранной стратегии проведения антитеррористической операции. Уже в течение первых суток операции был взят Мазари-Шариф, после чего войска генерала Дустума пробили коридор от этого города к переправам на реке Пяндж, по которым с 12 ноября было организовано снабжение войск Северного альянса из Узбекистана.
Одновременно силами Дустума и Фахима талибы были выбиты из города Кундуз, тем самым была открыта дорога к Баглану и далее - к перевалу Саланг. В результате наступления сил генерала Фахима в южном направлении из района авиабазы Баграм к исходу 12 ноября талибы оставили Кабул. В этот же день силы под командованием Исмаил Хана сумели выбить талибов из города Герат. К вечеру 13 ноября войска Северного альянса захватили Джелалабад.
Боевики режима муллы Омара сдавали позиции далеко не в панике. Они отступали достаточно организованно, сосредоточивая в районе Кандагара боевую технику и свои основные силы. После приближения пуштунских сил под руководством Хамида Карзая, а также мощных ударов авиации США лидер движения "Талибан" мулла Мохаммад Омар отказался от власти и руководства движением в пользу Мохаммади Баба, который и сдал последний оплот талибов.
Обескровленные талибы укрылись в укрепленных пещерах и бункерах горного района Тора Бора, южнее Джелалабада. С целью их уничтожения авиацией США были применены объемно-детонирующие и проникающие боеприпасы, что позволило силам объединенного антиталибского фронта при поддержке танков и артиллерии в ходе штурма захватить укрепленные сооружения террористов.
Возникает закономерный вопрос: почему движение "Талибан", которое считали не иначе как геополитическим монстром в регионе, относительно легко сдало свои позиции?
На наш взгляд, основными причинами являются, во-первых, полная международная изоляция талибов, во-вторых, надежное перекрытие каналов внешней финансовой и материально-технической помощи им и, в третьих, США, по всей видимости, была применена та тактика, об эффективности которой на нашей прошлой встрече говорил С.Солодовник, т.е. ряд полевых командиров, прежде всего пуштунских, был попросту куплен.
Под большим дипломатическим прессингом в первую очередь Пакистан, а также другие мусульманские страны в той или иной мере стали участвовать в контртеррористической операции, либо непосредственно оказывая помощь Америке, либо просто не мешая. Перемены в Пакистане, например, заметны невооруженным глазом. Учитывая, что он до конца отстаивал проталибскую позицию и требовал обязательного включения в переходное правительство "умеренных" талибов, поспешное поздравление президентом Пакистана Первезом Мушаррафом Хамида Карзая с назначением на пост премьер-министра можно расценивать как весьма символичный жест.
Как только каналы оказания финансовой помощи и подпитки формирований талибов вооружением и военной техникой, боеприпасами, продовольствием, медикаментами, а также пополнением были надежно перекрыты, арабские и пакистанские наемники начали уходить на территорию Пакистана.
Таким образом, тесное взаимодействие заинтересованных в ликвидации режима талибов сил по всем направлениям, в том числе и в военной области, позволило сломить их организованное сопротивление в невероятно короткие сроки.
Куда исчезли талибы?
Но говорить об успешном завершении антитеррористической операции в Афганистане, по нашему мнению, еще рано. Несмотря на впечатляющие военные успехи, не может не беспокоить вопрос: куда исчезли талибы, если, конечно, они исчезли?
Существует ряд версий, объясняющих суть произошедшего. На наш взгляд, в качестве наиболее достоверных можно рассматривать две из них.
Согласно первой версии, талибы "растворились" среди мирного населения и рассредоточились в горах Афганистана, сохранив при этом организационную структуру и вооружение, и ожидают благоприятного момента, например, весны, чтобы дестабилизировать ситуацию. Вполне возможно, что если ситуация в Афганистане не будет стабилизирована, остатки отрядов талибов вновь объединятся и попытаются в очередной раз захватить власть в стране. В пользу этой версии говорит то, что половина талибов, как утверждают представители Объединенного антиталибского фронта, при сдаче в плен частично распускалась по домам, частично вступала в ряды этого самого Объединенного фронта. Тысячи бывших участников движения "Талибан" в настоящее время вступают в ряды новой афганской армии. Например, в подразделениях, дислоцируемых в Кандагаре, официально уже числится около 1200 выходцев из движения "Талибан". То есть имеются все основания опасаться формирования "пятой колонны". Вряд ли кто сможет сейчас дать гарантии того, что талибы уже никогда не смогут собраться вместе и снова попытаться взять власть в свои руки.
Вторая версия исходит из того, что движение "Талибан" изначально было чуждым элементом в жизни афганского общества. И хотя под его контролем было до 90% территории Афганистана, оно не представляло собой государствообразующего движения с четкой структурой организации власти и прочими государственными атрибутами. Движение "Талибан" продержалось несколько лет благодаря исключительно внешней материально-технической и финансовой поддержке. Как только стало понятно, что талибы перестали служить своей цели, движение как таковое исчезло с политической арены. Учитывая особые отношения талибов со странами-спонсорами, и в первую очередь с Пакистаном, логичнее всего предположить, что именно оттуда им последовала команда на прекращение всяческого сопротивления и уход из Афганистана. Есть основания полагать, что они уходят в большинстве случаев в Пакистан. Особенно это касается иностранных наемников и полевых командиров. Свидетельством тому - часто встречающиеся в СМИ сообщения о том, что приближенные муллы Омара обосновываются в приграничных с Афганистаном пакистанских провинциях.
В качестве подтверждения может служить также пример с талибами из Кундуза. Отряды Северного альянса длительное время не могли взять Кундуз, оказавшийся в кольце изоляции. Как признавались позже перешедшие на сторону Объединенного фронта талибы, они готовы были и раньше сдаться, если бы их не удерживали талибы-иностранцы: пакистанцы, арабы, чеченцы и другие, которых насчитывалось в городе, по разным оценкам, от 3 до 10 тысяч человек. Примечательно, что когда 24 ноября силы Северного альянса все-таки вошли в Кундуз, им сдался только рядовой состав "Талибана" - афганцы, большинство же иностранных наемников и полевых командиров исчезли. По данным разведки антиталибской коалиции, за несколько дней до взятия Кундуза, в городе приземлилось несколько самолетов военно-транспортной авиации без опознавательных знаков, которые в срочном порядке вывезли лидеров талибов, пакистанских военнослужащих и арабов. Афганцы не сомневаются, что воздушные суда принадлежали Пакистану. Вполне вероятно, что по аналогичной схеме действовали талибы в Кабуле и ряде других крупных городов.
Таким образом, получается, что наиболее оголтелые и агрессивные из талибов, будучи иностранными гражданами, покинули территорию Афганистана. Местные же талибы растворились среди добропорядочных крестьян и горожан или стали солдатами новой афганской армии. Какая опасность грозит в этом случае, можно только предполагать. Но если вторая версия верна, то о возрождении "Талибана" в том виде, в котором он функционировал все эти годы, говорить не приходится, так как это уже никому не выгодно.
Какова конечная цель операции?
Успешное завершение антитеррористической операции и нормализация обстановки в Афганистане зависит от многих факторов, среди которых не последнее место занимает пресечение "спонсорской" помощи талибам. Как известно, любая оппозиционная центральным властям группировка в Афганистане всегда опиралась преимущественно на внешнюю помощь. История многолетнего афганского противостояния является ярким тому подтверждением. Так было во время пребывания там советских войск с моджахедами Пешаварского альянса. Так было недавно и с Северным альянсом, и с движением "Талибан". Только ликвидировав надежный тыл и коммуникации обеспечения талибов всем необходимым для ведения активной партизанской войны, можно добиться стабилизации обстановки в Афганистане.
Заинтересованность в такой стабилизации всех государств Центральной Азии очевидна. Вопросы обеспечения безопасности и стабильности в нашем регионе напрямую зависят от этого. В то же время терроризм - это не только и не столько проблема "горячих точек". После сентябрьских событий в США как аксиома воспринимается утверждение, что для международного терроризма не существует запретных зон, государств и границ. В этой связи главное в борьбе с ним - не победа над "Талибаном" и, даже, не уничтожение бен Ладена. Все это можно считать утешительными призами. Реальная борьба и реальная победа в другом. Международный терроризм - не столько военная, сколько идеологическая, социальная и моральная сила. В повседневной деятельности террористических организаций террор является не средством, а самодостаточной целью. Это смысл существования, это образ жизни. Следовательно, и борьба с ним должна быть адекватной, прежде всего, психологической, идеологической, экономической. Главная цель этой борьбы - уничтожение условий, при которых зарождается терроризм.
Предполагается, что конечной целью антитерроритической операции является уничтожение оплота международных террористов в Афганистане и создание условий, при которых ООН могла бы оказать помощь в консолидации раздробленных афганских общин и этнических групп для воссоздания необходимых государственных институтов и приемлемой социальной сферы.
Проблемы "постталибского" Афганистана
Казалось бы, после Боннской конференции по Афганистану все точки над "i" расставлены, и перспектива урегулирования афганского конфликта уже не за горами. Удалось согласовать четкий план формирования временной администрации, а также решить основную проблему - выбор кандидатуры нового главы правительства. Однако в реальности все оказалось не так просто. Буквально сразу после подписания Боннского соглашения начались проблемы. Во-первых, тут же возник конфликт интересов между главой администрации Афганистана и генералом Дустумом. И хотя последний, в конечном итоге, все-таки согласился сотрудничать с новой администрацией, возникновение этого конфликта говорит о многом. Во-вторых, сам Хамид Карзай является довольно "нестандартным" политиком, и потому его действия вряд ли будут всегда сочетаться с пожеланиями внешних сил.
И, наконец, нельзя не учитывать того обстоятельства, что Объединенный фронт является отнюдь не монолитной структурой. Политические амбиции каждой из входящих в него группировок пока не удовлетворены, и не исключено, что рано или поздно они потребуют своей доли во власти. Во всяком случае, боевые столкновения в Гардезе, возникшие в результате амбиций полевых командиров, претендующих на "свой кусок пирога", являются серьезным испытанием для администрации Х.Карзая.
Сегодня благодаря проведению антитеррористической операции ситуацию в Афганистане удалось взять под контроль. Можно говорить, наконец-то, об установлении мира. Но мир этот достаточно хрупкий: нельзя забывать, что позади свыше двух десятилетий войны. За это время выросло целое поколение афганцев, которые умеют только воевать. Поэтому в любой момент ситуация в стране может обостриться и выйти из-под контроля.
Роль международного миротворческого контингента
На наш взгляд, развертывание в Афганистане международного миротворческого контингента, включающего воинские формирования различных стран, в том числе и центрально-азиатских, может способствовать достижению более прочного мира и стабилизации обстановки в стране. Главной задачей такого контингента, в соответствии с мандатом ООН, должно стать предотвращение захвата власти каким-либо экстремистским движением, а также обеспечение условий для формирования в стране дееспособной государственной власти. Такое присутствие можно рассматривать как важный фактор урегулирования затяжного внутриафганского кризиса, создающего угрозу безопасности для стран всего региона.
При этом все действия и миротворческие усилия в Афганистане должны проводиться исключительно по согласованию и под эгидой ООН, так как только международное участие способно локализовать угрозу возобновления гражданской войны, обеспечить требуемый общественный порядок и бесперебойные адресные доставки гуманитарной помощи афганскому народу. Именно такие подходы закреплены в резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря минувшего года.
В данной ситуации Республика Казахстан, являясь равноправным и активным участником урегулирования афганского кризиса, имеет все основания воспользоваться своим правом присутствия в международных миротворческих силах. В Вооруженных Силах Казахстана для участия в международных миротворческих операциях под эгидой ООН создано специальное воинское формирование - миротворческий батальон "Казбат". Если вопрос об участии "Казбата" в международных миротворческих силах в Афганистане будет решен, и будет принято соответствующее политическое решение, то, по мнению военных экспертов, такую возможность нельзя упускать, иначе мы никогда не получим так необходимого нам практического опыта.
Очевидно, речь должна идти о долговременном присутствии в Афганистане международных сил. В связи с этим, думается, нет серьезных оснований паниковать по поводу размещения авиации США и других стран на аэродромах центрально-азиатских государств. Хотим мы того или нет, но только в этом случае может быть обеспечено эффективное функционирование всего международного контингента в Афганистане. Только тогда в условиях осуществления обязательного тесного взаимодействия с переходным правительством Хамида Карзая и афганским обществом в целом можно обеспечить гарантии сохранения мира на афганской земле, а также создать условия для экономической и социальной реабилитации страны.
Только объединенными усилиями
Ситуация в стране настолько сложна, что в одиночку, без проявления доброй воли и желания к сотрудничеству, мир в Афганистане не под силу установить ни США, ни ООН. Обнадеживает готовность переходного правительства Хамида Карзая к сотрудничеству с мировым сообществом и соседями по региону, от которых афганская сторона ожидает и существенной помощи, и политической поддержки. Для этого переходному правительству жизненно важно в сжатые сроки достичь заметных и осязаемых результатов в восстановлении афганской экономики.
По оценкам руководства страны, в Афганистане разрушено до 80 процентов всех народнохозяйственных объектов. По самым оптимистическим прогнозам, на процесс восстановления народного хозяйства понадобится от десяти до пятнадцати лет. Естественно, что самостоятельно, без поддержки со стороны мирового сообщества, восстановить экономику страны правительству не под силу, кто бы ни стоял во главе его.
В этой связи эффективная помощь, а также тесное взаимодействие заинтересованных международных организаций и стран по всем направлениям, в том числе и в военной области, дает, на наш взгляд, очевидную возможность афганскому народу перейти от войны к долгожданному миру, что, в свою очередь, позволит укрепить региональную стабильность и общую безопасность.
На сегодняшний день в Центральной Азии созданы структуры по поддержанию региональной безопасности - ШОС и ДКБ, и их перспективы, на наш взгляд, в регионе сохранятся до тех пор, пока существует угроза терроризма и экстремизма. Поскольку в ближайшем будущем говорить о снижении уровня этой угрозы не приходится, то есть основания считать, что деятельность этих организаций и в военной области будет активизироваться. Подтверждением тому могут служить мероприятия, осуществляемые в рамках взаимодействия государств - участников ДКБ. |