NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 04:08 ast
02:08 msk

Военно-морские игры
Тасмагамбетов пообещал создать в Уральске крупный кораблестроительный центр
06.06.2002 / оборона и безопасность

НОВОСТИ НЕДЕЛИ, № 22 (88) от 05 Июня 2002 г.

Военно-морские игры
Марина Зайченко, Уральск–Актюбинск

Семнадцатого мая Казахстан спустил на воду два корабля собственного производства: катер "Сункар" водоизмещением 14,5 тонны и патрульно-пограничное судно третьего класса "Буркит" — 40 тонн. Дело было в Уральске, городе речном, но совсем не военно-морском. Корабли строили на оборонном заводе "Зенит". Там же поставили на трейлеры и повезли к реке. Перед этим на митинге сказали знаменитую речь Чебурашки: "Мы строили, строили и наконец построили". После чего задние ворота заводского двора распахнулись, и процессия двинулась в сторону Урала. Поехали.
Морская граница

Когда Казахстан стал суверенным государством, у него обнаружилась морская граница. Даже две: по Каспию и по Аралу. А границу, это известно всем, надо охранять, потому что "враг не дремлет" и рубежи государства "должны быть на замке". А кто должен охранять морскую границу государства? Естественно, флот.

С созданием Военно-морских сил (ВМС) в Казахстане вообще не совсем понятная история. Дело в том, что при разделе Каспийской военной флотилии СССР ее материальная часть, то есть собственно суда, была поделена только между двумя приморскими странами: Россией и Азербайджаном. Казахстан отказался от техники по собственной инициативе. В нашем правительстве тогда нашлись люди, которые посчитали, что корабли стране не нужны.

Попытка построить флот предпринималась в 1993 году, когда 2 апреля был даже подписан указ о создании Военно-морских сил (ВМС) республики. Идеологами их создания были моряки, работавшие тогда в военном представительстве на "Зените". Над морской программой трудилась группа людей, которые понимали, что Казахстану без кораблей на Каспии делать нечего. Но морских судов не было.

И все же, если есть военные моряки, то не на берегу же им сидеть?! И в июле 1993 года выходит постановление "О кораблестроении". Чуть позже, в августе, правительство принимает еще одно постановление: о создании в Уральске учебного центра морских специалистов. Тогда же "Зенит" приступает к осуществлению программы кораблестроения. Вся документация готовится на уральском заводе "Гидроприбор".

Формированию материальной части отечественного флота активно помогала и заграница: в республику в качестве подарков приходят корабли из Турции, Германии и США. Но в Казахстане вновь все переиграли, и корабли передали морским частям погранвойск КНБ. Но морские части — это не флот, у них другие задачи. После того как суда бывших ВМС передали пограничникам, иностранцы перестали делать Казахстану роскошные подарки в виде кораблей. С какой стати они должны помогать спецслужбам чужого государства?

Так что опять сложилась парадоксальная ситуация. Флота у нас нет. Никакого. Ни военно-морского, ни торгового, ни рыболовецкого, ни... какой еще там флот бывает? А корабли республика строит. Первый спуск кораблей состоялся еще два года назад, а всего их (казахстанского производства) плавает по Каспию пять — 3 "Буркита" и 2 "Сункара".

За основу строительства кораблей берутся проекты советских патрульно-постовых пограничных судов, которые и сейчас находятся на балансе одной из российских флотилий и ходят в тихоокеанских водах. Почему они? Потому что, по словам командующего Западным военным округом контр-адмирала Ратмира Комратова, это оптимальный выбор: суда не большие и не маленькие. Достаточно маневренные и скоростные. Катера класса "Сункар" — одни из самых быстроходных. Они передвигаются на воздушной каверне, имеют водометные двигатели и ходят со скоростью 35—37 узлов в час, "Буркит" делает 29 узлов. В том виде, в каком эти корабли выпускают теперь в Казахстане, Россия их на воду никогда не спускала. Дело в том, что инженеры и конструкторы "Гидроприбора" и "Зенита" оставили кораблям 3-го класса типа "Барс" (прообраз "Буркита") только одну алюминиевую оболочку, которую напичкали приборами и вооружением казахстанского производства. Стоит учесть, что раньше на наших заводах выпускали спецпродукцию военно-морского направления. В России закупаются дизель-генераторы и локация для судов. Остальное производится в Уральске.

Суши весла

Нужны ли Казахстану ВМС и флот? В смысле корабли? Наверное, раз уж неожиданно для себя он оказался морской державой. Каспий — море богатое, под толщей воды оно, словно гигантский сейф, скрывает миллиарды потенциальных доходов. Так что всегда могут найтись те, кто захочет взломать природную копилку. Десять лет лидеры пяти прикаспийских государств делят это наследство. Вот и последняя, Ашхабадская встреча окончилась безрезультатно. Где гарантии, что споры за столом переговоров будут иметь продолжение во дворце "Рухыет", а не где-нибудь в местах... удобных для дислокаций и передислокаций? Каспий сейчас — море раздоров, и хорошо бы там держать нечто более серьезное, чем патрульно-постовые корабли.

Такая возможность у нас есть. На той же церемонии спуска директор завода "Зенит" В. Валиев заявил, что мощности завода позволяют строить корабли водоизмещением до 300 тонн. Есть технология, специалисты, уровень производства. Но не позволяет Урал. Он ограничивает мощность и размеры кораблей. Даже с судов водоизмещением 40 тонн приходится снимать винты и тащить их на понтонах. Их подводят под днище корабля, понтоны всплывают и поднимают груз. Так поступили с двумя нынешними судами, которые по реке будут отбуксированы в Атырау. После дооснастки они уже своим ходом пойдут в Актау.

Возникает вопрос: почему бы не строить корабли в этом городе, где есть ремонтно-механический завод? Все верно, завод есть, но специалистов нет, они разъехались. Нет там и соответствующего оборудования и техники. Конечно, можно "Зенит" перевести на берега Каспия, но люди туда просто так не поедут. Кто решится поменять чистенький, ухоженный, зеленый Уральск на жару и песок Актау? При Союзе в Шевченко специалистам платили 2,5 оклада и выше. В том же 1993-м командующий ВМС "пробил" для военных специалистов коэффициент заработной платы 1,6. С упразднением флота упразднили и коэффициент.

Сейчас предлагают сделать уральские заводы "Зенит" и "Гидроприбор" базовыми для строительства морских тоннажных судов. Базовыми — это значит, что сборка отдельных узлов будет осуществляться в Уральске, затем они пойдут знакомым уже путем по реке, с остановкой в Атырау, до Актау. Если правительство поддержит эту идею и соответствующим образом профинансирует, то станет ее заложником. Не всегда Уральск будет единственным в Казахстане городом, где будут строить корабли. Со временем планируется делать это там, где выгодно — на берегу моря. Может быть, в Баутино, где республика строит новый порт. Но сейчас, для того чтобы не дать пропасть двум уральским заводам и всему тому, что успели наработать, хороша и такая схема. Пока она работает. Но теперь уже нужна новая программа отечественного кораблестроения. Такая в Казахстане есть, но она отвечает только за финансовую часть, а необходим комплексный документ, который распределит военно-морской заказ между еще работающими заводами.

Говорят, что казахстанские корабли уступают по качеству иностранным. Да, в каких-то мелочах уступают. Пусть В. Валиев первый корабль построит неудачный, второй, но третий он сделает лучше. Потому что придет опыт. Нельзя же все время рассчитывать на иностранные подарки! Пора бы создавать что-то свое. Или хотя бы не губить то, что еще работает вопреки всему. Надежда еще живет. Во время посещения Западно-Казахстанской области премьер Имангали Тасмагамбетов пообещал уральцам, что их город станет центром кораблестроения.

----------

Каспийский узел
Аскар УМАРОВ

Министр обороны Мухтар Алтынбаев 21 мая опроверг информацию о том, что недовольный подписанным между Казахстаном и Россией двусторонним договором о разделении своей части Каспия Иран якобы стягивает войска к внешним границам. Активные военные действия в этом регионе сейчас, по мнению главы оборонного ведомства, невозможны, и не в последнюю очередь из-за большого влияния США и стран Западной Европы, чьи компании вложили сюда немалые инвестиции.

Шестой игрок

На прошедшем в апреле саммите прикаспийских государств в Ашхабаде президент Туркмении Сапармурад Ниязов заявил о том, что нерешенность каспийских проблем "пахнет кровью". Между тем один из генералов иранской армии, Мохаммед Салими, еще два года назад предупреждал об опасности возникновения в Каспийском регионе вооруженных конфликтов, правда, при этом главными зачинщиками он видел американские спецслужбы. Пока же самым крупным конфликтом на Каспии, когда одна из сторон пошла на угрозу применения оружия, можно считать инцидент на спорном ирано-азербайджанском месторождении Алов. В июле 2001 года иранский военный корабль задержал азербайджанское судно, зафрахтованное компанией British Petroleum и занимавшееся разведкой нефти, после чего принудил его прекратить деятельность в Каспийском море.

Основную роль в урегулировании этой региональной проблемы пытаются взять на себя США. Еще в 1999 году администрация Клинтона определила Каспийский бассейн как зону американских национальных интересов. Вашингтон сегодня — тот самый незримый шестой "прикаспиец", и ему, возможно, даже выгодно сложившееся здесь военное напряжение. Практически все страны Центральной Азии участвуют в программе НАТО "Партнерство ради мира", а американские военные базы в Узбекистане и Киргизии всегда могут переориентировать свой потенциал в сторону Ирана, который включен администрацией Джорджа Буша в список государств "оси зла".

Ружья в чехле

В приложении к документам рабочего совещания прикаспийских государств, прошедшего в Москве 23 января 2002 года, открыто говорится о необходимости наращивать военно-морские вооружения. Правда, объяснялось это необходимостью пресечения каналов контрабанды оружия и наркотиков.

Сегодня самой большой военной флотилией на Каспии обладает Россия. В настоящее время в арсенале этой страны несколько сотен кораблей и судов различных классов, минные тральщики, самолеты и другая техника. Флотилия пополняется самолетами-амфибиями, патрульными корабельно-посадочными вертолетами Ка-25 и Ка-27. Сформирована бригада морской пехоты, в 2000 году в корабельно-катерный состав включены два сторожевых катера. В 2001 году принято решение ввести в морскую охрану катера типа "Мангуст", "Терьер", "Сайгак". После России самыми боеспособными на Каспийском море являются военно-морские силы Ирана. Сегодня флот этой страны насчитывает 60 боевых кораблей небольшого тоннажа и катеров на морской базе в порту Бендер-Анзели.

Что касается других прикаспийских государств, то они формируют свой военный флот во многом благодаря помощи других держав.

В состав военно-морских сил (ВМС) Азербайджана входят 2 фрегата, 18 боевых катеров, 15 тральщиков, 4 десантных и 2 вспомогательных корабля. Численность азербайджанских ВМС — более 2,2 тыс. человек. Вашингтон передал в 2001 году Баку два военных катера.

Нейтральная Туркмения в последние годы тоже усиленно создает собственные военно-морские части. В обмен на поставки газа были закуплены у Украины 20 военных катеров типа "Гриф" и "Калкан", у Грузии — 18 боевых самолетов. От США поступил патрульный катер "Пойнт Джексон".

Личный состав ВМС Казахстана — 3 тыс. человек. На вооружении находятся 10 военных и 2 малых гидрографических катера. Военно-морская авиация состоит из трех вертолетов Ми-8 и шести Ми-2. В создании ВМС осуществляют помощь США и их партнер по НАТО Турция. По программе взаимодействия Анкары и Астаны до 2010 г. предусматривается оказание помощи ВС республики в размере 10 млн. долл., большая часть которых пойдет на закупку морских судов. От США получено 6 патрульных катеров. Кроме того, американцами выделено по 5 млн. долл. для обустройства военно-морских частей в Актау и базы морской авиации на полуострове Бузачи. Понимая, что противодействовать процессу становления ВМС Казахстана уже невозможно, Россия сочла за меньшее из зол оказать ему поддержку. Астане было передано 5 боевых катеров для укрепления сил береговой охраны. Правда, генерал-майор Айткали Исенгулов считает, что зачастую в рамках военно-технической помощи поставляется старая техника, что является, скорее, демонстрацией сотрудничества, нежели реальной помощью.

Война войной

Воевать на Каспии по собственной инициативе никто не станет, считает генерал-майор А. Исенгулов. По его мнению, это особенно невыгодно Ирану, поскольку открытое вооруженное противостояние может дать повод США и НАТО ужесточить блокаду этой страны. Война будет губительна для экономики Ирана, которая сегодня лишена надежных выходов на мировой рынок. Не желает войны и Азербайджан.

И все же страны продолжают бряцать оружием. Летом этого года, впервые после развала СССР, Россия проведет учения своей Каспийской флотилии. В Казахстане создан Западный военный округ, который, по словам А. Исенгулова, полностью ориентирован на каспийское направление.

Как известно, в одной из легенд об Александре Македонском упоминается о гордиевом узле, развязать который сможет лишь будущий властелин земли. Великий воитель не стал долго ломать себе голову и попросту его разрубил. Каспийский узел, в котором сопряжены интересы не только прибрежных, но и многих других государств, должен быть развязан, а не разрублен. Иначе регион рискует стать еще одной "горячей точкой" планеты.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Из жизни секретных агентов 29.06.2002
Казахстан и Россия будут дружить комитетами 27.06.2002
Стране нужны шпионы 25.06.2002
Кто воспользуется "уйгурской дубиной"? 21.06.2002
Алтынбаев увеличил штат 20.06.2002
У КНБ юбилей на носу 20.06.2002
Министры обороны с пользой отдохнули на Иссык-Куле 17.06.2002
Сколько у нас разведок? 12.06.2002
Наш опыт востребован! 11.06.2002
Армагеддон подкрался незаметно 11.06.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz