NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Вторник 27.10.2020 21:31 ast
18:31 msk

Времена тотального контроля прошли
Как не допустить правонарушений в области государственных тайн рассказывает председатель Агентства по защите госсекретов Серик Ахметов
08.08.2002 / оборона и безопасность

Наталья БУЕНКО, "Новости недели", 7 августа

Испокон века государство стремилось оградить от чужого взора свои тайны. И если раньше за разглашение подобных сведений можно было поплатиться жизнью, то теперь времена изменились. Сегодня, согласно действующему законодательству Казахстана, в худшем случае за шпионаж преступнику грозит 15 лет лишения свободы. А за утрату документов, содержащих государственные секреты, нерадивого чиновника при отсутствии состава преступления привлекут лишь к административной ответственности.

Как не допустить правонарушений в области государственных тайн, корреспонденту "НН" рассказывает председатель Агентства по защите госсекретов Серик Ахметов.

- Серик Баужанович, как разграничиваются полномочия между агентством и КНБ, который также занимается защитой госсекретов?

- Раньше вопросами защиты государственных секретов занимался КНБ - спецслужба, призванная в большей степени осуществлять разведку и контрразведку. В этой связи полномочия, которые ранее возлагались на КНБ, с выходом закона "О государственных секретах" были переданы в агентство. Основными задачами стали: реализация единой политики в области защиты государственных секретов Казахстана, а также координация деятельности госорганов и организаций по вопросам защиты государственных секретов.

В свою очередь сотрудники КНБ в процессе оперативно-розыскной деятельности изучают состояние защиты государственных секретов на объектах своими специфическими методами, выявляют возможные каналы утечки сведений. В отличие от КНБ, наши проверки проходят открыто. Если же мы находим нарушения, отнесенные к уголовному законодательству, то передаем по подследственности в КНБ.

- Каким образом агентство проводит проверки?

- Разработан перечень нормативно-правовых актов. В ходе проверок определяется, соответствуют ли подразделения по защите госсекретов своим функциональным обязанностям, нет ли там утечки информации. Соответствует ли штат подразделения объему содержащихся закрытых документов. Затем мы проверяем фактическое наличие секретных документов. Нет ли их утраты либо разглашения.

- Но установить сам факт разглашения госсекретов достаточно сложно...

- Все секретные документы, которые попадают в какое-то ведомство, должны строго в соответствии с номенклатурой должностей, допущенных к государственным секретам, попадать только к тем лицам, которым они нужны по служебной необходимости. Мы проверяем, кто конкретно этот документ брал, кто исполнял, имеет ли он допуск к государственным секретам.

- Однако чиновника можно и подкупить, сделать копию...

- Предположим, вы работник спецчасти и отвечаете за секретные документы. В случае нарушения правил пользования этими документами вы можете понести наказание, вплоть до уголовного. Кто пойдет на это? Подозревать можно всех. Не можем же мы за каждым поставить наблюдателя. Времена тотального контроля прошли.

- Но вы ведь не станете отрицать, что в Казахстане были случаи, когда разглашались секретные сведения?

- Да, факты были. КНБ возбуждались уголовные дела по утрате и разглашению госсекретов. В целом их немного.

- Как решаются спорные вопросы по засекречиванию тех или иных сведений, если в этом заинтересовано несколько министерств?

- У нас есть перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к госсекретам. В каждом ведомстве есть постоянная комиссия по определению степени секретности. Если возникает спорный вопрос, то его рассматривает комиссия. Но нередко бывает так, что засекречивать сведения имеют полномочия несколько министерств, и здесь взгляды могут разойтись. Тогда создается межведомственная комиссия, работой которой руководит агентство. Она и определяет степень секретности.

Но в любом случае при спорных моментах большая ответственность, на мой взгляд, ложится на плечи сотрудников агентства. Коллективная ответственность - это безответственность.

- Как вы считаете, есть ли необходимость в открытии сведений, которые секретными, как таковые, уже не являются? Я имею в виду некоторые вопросы, связанные с вооружением. Сейчас массу такой информации можно найти в открытых источниках...

- В чем-то вы правы. С распадом СССР и дальнейшей демократизацией нашего общества количество секретов будет уменьшаться. Когда существовало противостояние двух сверхдержав, вынуждены были секретить все и вся - от портянок до ракет. Сегодня мы, демократическое государство. Но у любого государства есть свои интересы, и оно вынуждено их защищать, в том числе и через институт государственных секретов. В настоящее время в соответствии с Венским соглашением часть информации о вооружении передается в ОБСЕ, по соглашению с МАГАТЭ в эту организацию передаются сведения о ядерном топливе и ядерных запасах. То есть то, что было действительно секретным, мы открываем.

Но в целом мы сегодня отмечаем, что перечень сведений, отнесенных к государственным секретам, требует доработки. Он не может устанавливаться раз и навсегда. С изменением политической, экономической и научно-технической обстановки перечень должен пересматриваться. Кроме того, защита госсекретов - это определенные материальные затраты. Нами предложено всем министерствам и ведомствам проанализировать перечень сведений, подлежащих засекречиванию. С учетом заключенных межгосударственных и межправительственных договоров должны остаться лишь секреты, которые важны для государства в политическом, экономическом и научно-техническом отношении.

- Значит, желание засекречивать все и вся диктуется еще не утраченным советским менталитетом?

- Конечно. На все необходимо время. Иногда бывает, что какие-то секреты важны для государства, но закрыть их экономически невыгодно. Тогда мы вынуждены эти сведения открывать.

Согласно Конституции вся информация, за исключением госсекретов, может быть получена и опубликована. В то же время с вхождением в единое информационное пространство на первый план выходит вопрос не доступа к информации, а ее защиты от искажения и повреждения. Стоит отметить, что в области защиты информации у нас пока нет нормативно-правовой базы. Кроме того, законодательно не определены другие категории тайн, которые необходимо защищать, таких, например, как коммерческая.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Превентивная война 31.08.2002
Полку официальных террористов прибыло 28.08.2002
Смена караула 28.08.2002
Дела миграционные 27.08.2002
Доллары и терроризм 27.08.2002
Как "Аль-Каида" пытается купить китайское оружие 24.08.2002
Вводят войска… 23.08.2002
Куда летим? 22.08.2002
Брешь в крепости 22.08.2002
Участие спецслужб в большой политике 20.08.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.10.20 Вторник
77. САРИН Амангали
75. ЦОЙ Владимир
74. БИШИМБАЕВ Валихан
68. МАДЖУГА Виктор
66. УАНДЫКОВ Берик
63. ИЛЬЯСОВ Абдырзак
62. АЛСАБЕКОВ Хусаин
61. ЖУКЕНОВ Абдрашит
59. ЖАРАСПАЕВ Алияр
59. НУРЫШЕВ Камбар
59. ТОЛКИМБАЕВ Габит
58. ГАЯЗОВ Бахытжан
58. ШЕРМУХАМЕТОВ Бейбут
58. ЯКУШЕВ Юрий
55. АХМЕТОВ Сапар
...>>>
28.10.20 Среда
79. САЛАМАТИН Альберт
73. ЛОГИНОВА Наталья
73. САПАРГАЛИЕВ Мурат
72. ХАИРОВ Кенжебулат
70. НУРПЕИСОВ Ильяс
65. ДЮСЕМБАЕВ Бастеми
63. КАВЕРНИКОВ Сергей
63. ЛЕГКИЙ Дмитрий
63. РЫМБАЕВА Роза
62. ИСЕМБАЕВ Сергазы
62. ИСМАИЛОВ Амангельды
60. АПРЫМОВ Серик
55. МУКАШ Ержан
54. ИЛЬЯСОВ Сулен
53. РОБЕРТС Джулия
...>>>
29.10.20 Четверг
86. ТАУКЕНОВ Касым
81. ЧАЙЖУНУСОВ Маркен
79. НЕФЕДОВ Петр
79. ХАСАНОВ Марат
76. АУАНОВ Мырзахмет
74. ЖУБАСОВА Нелля
73. СИРАЖЕВ Нурлан
68. КОЖАМКУЛОВ Болаткан
67. ПАЗЫЛОВ Наби
61. ЖУМАГУЛОВ Мерген
61. ПШЕМБАЕВ Мейрам
61. ТУРГЫМБЕКОВ Ауельхан
60. ЖАБАГИЕВ Кожахан
60. КИМ Владимир
60. КУАНЫШЕВ Дулат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz