Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Экспресс-К", 9 января
Авиакатастрофа под Ленгером в 45 км от Шымкента (Толебийский район ЮКО), в которую 19 января 2001 года угодили бывший министр обороны генерал-полковник Сат Токпакбаев и офицеры генерального штаба ВС РК, стала последней каплей в переполненной чаше "вертолетного терпения". И хотя расследование падения "элитной вертушки" по ряду объективных и субъективных причин до сих пор не закончено, доподлинно известно, что МИ-8 рухнул из-за технической неисправности несущего винта. Уже два года специалисты продолжают по углам шушукаться об "усталости металла", эксперты - проводить исследование за исследованием, а вертолетчики - ждать в своей "опасной отрасли" кардинальных изменений. И вот, наконец-то, хорошая новость прилетела из Татарстана вместе с дорогущим винтокрылым "первенцем" - вертолетом последнего поколения, который и для российских-то ВВС - большая редкость.
Всего по существующей программе Казахстан в течение ближайших года-двух должен выкупить у Казанского вертолетного завода 14 новеньких "вертушек" модификации МИ-8МТВ-5 (экспортный вариант МИ-17В-5) стоимостью около 4 миллионов американских долларов каждая. Вчера командующий силами воздушной обороны ВС РК генерал-майор Копен Ахмадиев поведал корреспонденту "ЭК" о некоторых преимуществах суперсовременного вертолета:
- Это транспортный, боевой и поисково-спасательный вертолет в одном "лице". Он способен забираться на высоту более 6000 метров и брать на борт одновременно 36 десантников со штатным снаряжением. Кроме того, МИ-17В-5 оснащен новейшей навигационной аппаратурой, высокоточным оружием, различными техническими доработками…
По мнению специалистов, новый вертолет российского производства действительно очень хорош. Его можно использовать одинаково эффективно как днем, так и ночью, в горных условиях и на равнине…
- Главная задача, которую отныне предстоит выполнять экипажу МИ-17В-5, - продолжает начатый разговор с командующим СВО его заместитель по авиации полковник Николай Сорокин, - заключается, прежде всего, в прикрытии Астаны, доставке десанта к месту возможного военного конфликта, а также в сопровождении верховного главнокомандующего.
Как стало известно, МИ-17В-5 в экстренных случаях способен брать на борт до 70 человек десанта и беспосадочно преодолевать расстояние более 1000 км. Для наших мобильных сил это особенно актуально.
- Российские "эмтэвэшки" отлично показали себя в современных вооруженных конфликтах, - рассказывает начальник армейской и военно-транспортной авиации СВО РК полковник Анатолий Леуцкий. - Они в жару и холод возили пехоту, высаживали десант на ограниченных площадках, вытаскивали с поля боя раненых, обстреливали позиции террористов, доставляли грузы, почту, продукты... Машина классная и очень надежная, для защиты Отечества это очень важное приобретение.
МИ-17В-5 оборудован специальными ножницами-резаками, которые в случае столкновения вертолета с высоковольтной линией электропередачи позволяют ему не запутаться в проводах, а значит, не свалиться на землю и не сгореть. И мощная фара-прожектор имеется на борту "вертушки" для сопровождения цели, и бронированные плиты для защиты экипажа от пуль и осколков, и специальные ловушки для ракет.
- Переподготовку в Казани уже прошли четыре наших летных экипажа, - продолжает генерал-майор Копен Ахмадиев. - На этом мы не останавливаемся. Кстати, в этом году мы значительно усложним задачу по действиям на учениях всем специалистам противовоздушной обороны. Будем совершенствовать мастерство по обнаружению и работе по скоростным, высокоманевренным целям. Эти цели будут закрыты отражающими помехами. Например, поднимаем авиацию с Талдыкоргана. Летчики не будут знать, откуда придет цель. Зададим координаты над Сарышаганом. И там, над огромной территорией полигона, им надо будет найти цель и уничтожить. Задача будет реальной. Кроме того, усложним задачу для наших радиотехнических войск. Обязательно придем к тому, чтобы обнаруживать цели с более сложными характеристиками на предельно малых высотах...
- Господин генерал, рано или поздно вертолетный парк будет обновлен, но ведь в СВО еще много старых вертолетов. Что будет с ними?
- Проведем необходимые регламентные работы, отремонтируем ту технику, которая нуждается в этом, поставим ее в строй… Алматинский 405-й завод, надеюсь, поможет нам в этом. У нас, кстати, с этим заводом сложились очень хорошие деловые отношения... |