Виктор БАРАНЕЦ, "Комсомольская правда", 22 июля
Об этом инциденте, случившемся в Японском море 17 октября 2000 года, сквозь зубы сообщили несколько американских газет. "КП" удалось не только узнать многие детали трагикомичной истории, но и получить ее уникальный "фотопортрет", а также документ, в котором описывается ситуация на американском авианосце "Китти Хок"...
17 октября 2000 года, примерно в 11.45, командир 799-го отдельного разведывательного авиаполка полковник Вячеслав Мартынов поставил задачу экипажам Су-24, возглавляемым подполковником Александром Реневым и майором Михаилом Аристарховым, осмотреть Японское море и "вскрыть" находившуюся там американскую авианосную группу во главе с авианосцем "Китти Хок". Пилоты мартыновского полка из-за дефицита "горючки" редко наведывались в зону маневров американцев - те уже отвыкли от русских. И уже не только ночью, но и днем "позволяли себе" подгонять к авианосцу топливозаправщики, рискуя при свете солнца обнажить систему подпитки главного корабля, - это уже порой напоминало цивильную фирму, степенно хозяйничающую вблизи от российских вод. Кроме того, на разведчиков уже долгое время давила идеология: Россия и США перед всем миром клялись во взаимном дружелюбии. Но одно дело - политические заверения "верхов", а другое - необходимость обеспечить безопасность страны.
Первым ушел на задание экипаж Ренева (штурман - майор Игорь Радченко). Через несколько минут взлетела машина Аристархова (штурман - капитан Владимир Осипов). Оба разведчика забрались на высоту 8000 метров и с разных направлений прошлись вдали от "Китти Хок". Обычно американцы, еще километров за 120 запеленговав электроникой русские истребители, поднимали им навстречу свои палубные "Фантомы" и отгоняли от корабля. А если русские все же пытались сфотографировать авиносец, то F-18 буквально приклеивались к брюху наших Су-24 и закрывали собой цель, не давая ее фотографировать. В тот раз американцы на перехват не вышли - уверовали в немощь русской авиаразведки.
Но "вскрыть" авианосную группу с расстояния даже в 50 км невозможно - гигантский корабль на пленке будет чуть больше мухи. И Ренев после хитрого отвлекающего маневра "рухнул" на "Китти Хок" так, что американцы только головами закрутили - фотопулемет засек их остолбенение. Судя по всему, наш молниеносно появившийся самолет-разведчик они перепутали с американским, потому что тревога была объявлена лишь минут через 30. Аристархов следом за Реневым подошел к авианосцу издевательски низко и даже хохмы ради выпустил шасси, что посеяло еще большую панику среди команды корабля. На фотоснимках хорошо видно, что даже дежурный "Фантом" не готов к перехвату - на взлетке стоит ошарашенная происходящим обслуга. Никогда еще "Китти Хок" российские авиаразведчики не фотографировали "на память" с такой основательной тщательностью. Боевая задача была выполнена блестяще.
Но когда оскорбленные "наглостью" крылатых россиян американские адмиралы пожаловались Белому дому, а тот Кремлю, некоторые высокие командиры и кадровики перетрухали, боясь получить нагоняй за слишком рискованную выходку наших асов. А некоторые генералы на всякий случай требовали назначить расследование "боевого хулиганства" и грозили "виновным" наказанием...
В былые времена за выполнение таких задач давали орден Ленина и досрочно присваивали звания. С учетом "новых международных отношений" дальневосточные авиакомандиры послали в Москву на четверых офицеров представления к ордену Мужества. В столице рассудили по-своему: Реневу и Аристархову хватит и медали Нестерова, а Радченко и Осипову - медали за безупречную службу...
ЗНАЙ НАШИХ
Шок на палубе
Через несколько дней после описанного случая разведка Тихоокеанского флота перехватила электронное письмо. Командир отряда F/А-18, находившийся на борту "Китти Хок" во время инцидента, пишет своему сослуживцу.
"...Сидим мы и болтаем о всякой фигне, вдруг звонок из БИЦ (Боевого информационного центра. - В.Б.). Они говорят: "Сэр, мы засекли русские истребители!". Капитан: "Объявляйте тревогу. Поднимаем истребители!" Из Центра говорят, что можно объявить только "Тревогу-30" (вылет в течение 30 минут. - В.Б.). Капитан: "Поднимайте в воздух все, что можно!" Я связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему сделать так, чтобы они подняли свои задницы. Одним словом, через 40 минут после объявления тревоги, после того, как русские Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над башней "Китти Хок", офицеры расплескали свой кофе и сказали все как один: "Fuck you!" Я посмотрел на капитана. Его лицо было багровым.
Русские истребители сделали еще два крутых виража на низкой высоте до того, как мы наконец-то запустили ЕА-6В Prowler (беспилотный военный самолет). Да, да... мы запустили гребаный Prowler против истребителя прямо над кораблем. Истребитель имел его, как хотел. Наш уже вопил о помощи, когда наконец F/А-18 поднялся в воздух, чтобы совершить перехват. Но было поздно.
Четыре дня спустя русская разведслужба прислала командующему "Китти Хок" фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе. Какой позор! Я чувствовал себя так, словно нас отымели, а я даже не слез со скамейки, чтобы помочь своим.
Пока. Жму лапу. Джон".
МЕМОРИАЛ
"Сушке" поставили памятник
Вчера в мемориальном парке фирмы "Сухой" звучал Государственный гимн в честь бомбардировщика Су-24. Гендиректор знаменитого авиапромышленного комплекса Михаил Погосян назвал эту машину шедевром самолетостроения. А Герой Советского Союза генерал-майор Владимир Ильюшин, лет тридцать назад впервые поднявший ее в небо, признался, что был поражен возможностями "сухаря". И вспомнил, как начальник Ахтубинского авиаполигона был в шоке, когда Су-24 за несколько минут разнес в щепки все мишени.
Разные модификации этого самолета даже после 25 лет эксплуатации несут службу в ВВС России и за рубежом. Всего за три десятилетия выпущено 1200 машин разных модификаций, в том числе самолеты радиоэлектронного противодействия и комплексной воздушной разведки - пара их в октябре 2000 года участвовала в операции по "вскрытию" американской авианосной группы во главе с авианосцем "Китти Хок". |