Астана. 28 октября. КАЗИНФОРМ
На сегодняшний день среди многих проблем, стоящих перед казахстанским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема роста наркобизнеса и наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности в целом.
Анализ развития наркоситуации в Казахстане за последние 10 лет свидетельствует о том, что наркотическая ситуация в республике характеризуется существенным обострением, имеющим устойчивую негативную динамику. Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел страны, органов здравоохранения, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика. Осложнение наркоситуации обусловлено не только рядом внутренних факторов, но и все теснее связывается с наркотическими процессами, происходящими за пределами страны.
Серьезность складывающейся ситуации и ее значимость подтверждают и результаты социологического опроса, проведенного в июле-августе 2003 года во всех областях Казахстана, в городах Астана и Алматы, в котором приняли участие 1200 человек в возрасте старше 18-ти лет. Подавляющее большинство казахстанцев считает угрозу распространения наркомании и наркобизнеса одной из наиболее серьезных. В частности, 30,3 процента респондентов заявило, что распространение наркотиков – это сегодня наиболее острая проблема для Казахстана. Еще 54,2 процента опрошенных считает, что проблема наркомании и наркобизнеса, наряду с некоторыми другими проблемами, является сегодня "одной из самых острых для Казахстана". Только 9,5 процента респондентов считает, что проблема наркомании и наркобизнеса сегодня является не самой острой и "может подождать", пока будут решены другие, гораздо более насущные, вопросы.
Развитие наркоситуации в Республике Казахстан характеризуется следующими тенденциями. Во-первых, количество больных наркоманией в республике стремительно увеличивается. Согласно официальной статистике, в 1986 году в Казахстане наркоманией были поражены 3–4 региона с общим числом официально зарегистрированных лиц, употребляющих наркотики, около 10 тыс. человек. Сегодня таких регионов 10–12 с числом потребителей – около 50 тыс. человек. Таким образом, за последние десять лет количество лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, увеличилось почти в 5 раз. По данным на 1 марта 2003 года по республике на учете состояло 47 959 лиц. Это почти на 2 тыс. больных больше, чем год назад.
Во-вторых, постоянно увеличивается количество попыток контрабанды наркотических препаратов через границу Казахстана. Наркотики, поступающие в республику, в основном предназначены для дальнейшей транспортировки в другие страны, но все же достаточно весомая их часть, по оценкам экспертов, около 30 процентов, оседает и реализуется на нашей территории. В целом же масштабы транзита наркотиков через территорию Казахстана оцениваются в 100–150 тонн ежегодно.
За 2002 год из незаконного оборота органами уголовного преследования было изъято 18,7 тонн наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с общепринятой нормой количество изымаемых наркотиков составляет 5–10 процентов общего объема наркотрафика. Таким образом, возрастающая статистика изъятия наркотиков свидетельствует и о возрастании их транзита. За первые четыре месяца 2003 года количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств составило 4,3 тонны - за аналогичный период 2002 года ОВД изъяли 2,3 тонны наркотиков.
Кроме всего, следует отметить такие настораживающие факты, как увеличивающееся производство некоторых видов наркотиков в самой республике, а также популяризация "тяжелых" нарковеществ и рост преступлений, связанных с наркотиками.
Казахстан, являясь достаточно привлекательным по своему географическому и геостратегическому положению, социально-экономическому потенциалу, переживая сложные процессы трансформации, оказался втянутым в глобальную систему незаконного распространения наркотиков. Соседство с крупнейшим мировым производителем наркотиков – Афганистаном главным образом оказывает влияние на развитие наркоситуации в республике. Сохранение сложной ситуации в Афганистане, где наркобизнес стал основным источником существования всего государства, является основной причиной распространения наркобизнеса в СНГ, Центральной Азии.
Несмотря на стремление прекратить культивацию наркотиков, переходному правительству Афганистана трудно предпринять более действенные шаги. Тенденция показывает, что культивация опиатов в настоящее время увеличилась втрое. Именно на афганские плантации приходится почти 75–80 процентов всего мирового производства этого вида наркотических веществ. Каждый год объем производства опия составляет от 2,8 до 4,8 тысяч тонн. По данным экспертов ООН, в 2002 году произошло повторение рекордного урожая 1999 года – от 3,5 до 4,6 тысяч тонн опия-сырца. Притом, что основные запасы из произведенных в течение последних 3–4 лет – около 10 тысяч тонн опия, за "минусом" направленных на рынки сбыта, не были обнаружены и изъяты в ходе международной антитеррористической операции.
В настоящее время Казахстан притягивает торговцев наркотиками по двум основным причинам: огромный, практически неосвоенный, внутренний рынок и одно из ключевых в географическом плане месторасположение, удобное для транзита наркотических средств. Данные социологического исследования тесно коррелируются с этим выводом: 54 процента опрошенных считают, что наибольшее количество ввозимых в нашу страну и транспортируемых через нее наркотиков имеет именно афганское происхождение.
В действительности, северный путь поставки героина имеет важное значение для контрабандистов. Прибыль от перевозки опиатов через территорию Казахстана и стран Центральной Азии в целом намного выше, чем через Иран или Пакистан. Прозрачные границы стран ЦА и достаточно разветвленная сеть транспортных магистралей позволяет доставлять наркотики практически в любую точку России и Европы. Усиление наркопотока через Центральную Азию связано также с тем, что Иран ввел смертную казнь для любого наркоторговца, и использовавшиеся ранее маршруты через его территорию стали слишком опасны. Таким образом, Казахстан, как и другие страны региона ЦА, сегодня является "наркопроводником" с небольшим сопротивлением развитию этого процесса.
В этой связи важно адекватно оценивать глубину, масштабы и тенденции происходящих процессов, ошибки и слабость предпринимаемых усилий. Агентство финансовой полиции РК подготовило проект Стратегии борьбы с отмыванием денег наркобизнеса. Главной целью Стратегии является обеспечение реализации единой и сбалансированной государственной политики, позволяющей установить эффективный государственный и социальный контроль над развитием наркоситуации в стране, добиться ее стабилизации и ограничения негативного влияния на состояние внутренней и внешней безопасности Казахстана, здоровья и благополучия народа.
Вполне справедливо, что среди ключевых факторов, влияющих на достижение цели, Агентством были отмечены профессионализм сотрудников, а также финансовое и техническое обеспечение.
Целью первого этапа реализации Стратегии является создание основных звеньев системы эффективного государственного и общественного противодействия дальнейшему распространению наркомании и наркобизнеса в Казахстане. Второй этап предполагает укрепление этих звеньев и на третьем этапе должно быть сформировано полномасштабной системы противодействий.
В Стратегии, будут уточнены полномочия таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков - в составе правоохранительных и специальных органов предполагается выделить и укрепить подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Стратегия будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств, поступающих в виде спонсорской и благотворительной помощи, от негосударственных организаций и физических лиц, а также за счет финансовой и иной технической помощи международных организаций и иностранных государств.
Разработчики Стратегии ожидают значительного эффекта от новой модели работы. В частности, полагают они, существует реальная возможность снижения на 15 процентов наркопреступлений и настолько же уменьшения удельного веса подростков и молодежи в общем числе употребляющих наркотики. Есть также надежды на то, что реализация Стратегии позволит в три раза увеличить количество выявляемых фактов контрабанды наркотических средств.
Но надо учитывать, что в целом переживаемые странами Центрально-азиатского региона экономические трудности создают реальные препятствия для эффективной борьбы с наркобизнесом и наркоманией. Теневое распределение доходов создает огромное давление на экономику и препятствует ее нормальному развитию, так как возможность получить легкие и большие деньги, не сравнимые с доходами от промышленного и сельскохозяйственного производства, не создает побудительных мотивов организации деятельности в этих отраслях. |