Татьяна Бредихина, "Казахстанская правда", 30 марта
На рубеже прошлого – начала нынешнего столетия терроризм превратился в проблему планетарного масштаба. Но, как ни парадоксально это звучит, на сегодняшний день до сих пор не существует общепринятой формулировки этого социального зла, что чревато различными подходами государств к организации антитеррористического противодействия. В настоящее время ООН разрабатывает проект Всеобъемлющей конвенции борьбы с терроризмом, в котором, как надеется мировое сообщество, и будет дано универсальное определение.
Что же касается Казахстана, то "укрепление и расширение международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, наркоторговлей, другими подобными угрозами" объявлено одним из приоритетов стратегии вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Выступая с очередным Посланием народу Казахстана, Президент РК Нурсултан Назарбаев особо акцентировал внимание на необходимости активного участия республики в разработке и практической реализации соответствующих международных договоров и соглашений. "Мы должны, - сказал Глава государства, - укреплять сотрудничество стран Центрально-Азиатского региона для противостояния вызовам современности, в том числе участвуя в проведении совместных учений в рамках ОДКБ и ШОС, а также совместных с НАТО антитеррористических инициатив и операций".
В республике официально объявлены вне закона одиннадцать международных террористических и одна экстремистская организации. Но запретить – не значит предотвратить. О мерах, предпринимаемых нашей страной для предотвращения террористической угрозы, мы попросили рассказать главу межведомственной комиссии, координирующей реализацию единой государственной политики по противодействию терроризму, первого заместителя председателя КНБ РК Владимира Божко.
- Владимир Карпович, насколько глубоко исследованы коренные причины возникновения терроризма и факторы, "питающие" экстремистскую мораль?
- Террология как научное направление находится на начальном этапе развития, поэтому корни и причинно-следственные связи этого опасного явления пока остаются не до конца изученными. Вместе с тем можно утверждать, что основу терроризма составляют возникающие межгосударственные и внутренние конфликты политического, социально-экономического, территориального, исторического, национального, религиозного, расового и иного характера. В возникновении и распространении терроризма и экстремизма определенную роль играют также государственно-политический и геополитический факторы.
- Расскажите об участии Казахстана в предотвращении распространения международного терроризма. Какие мероприятия предусмотрены в текущем году и среднесрочной перспективе по реализации договоренностей в рамках Регионального антитеррористического сотрудничества ШОС и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)?
- Терроризм – достаточно "специфичный" вид преступности в виду своей человеконенавистнической и крайне враждебной сущности вне зависимости от того, какие причины выдвигаются в его оправдание.
Как и другие государства мира, Казахстан в той или иной степени столкнулся с проявлениями международного терроризма. Они вполне конкретны и реальны, особенно если иметь в виду глобализацию терроризма, порожденного взаимосвязанностью политических, социальных и экономических проблем регионов и международного сообщества в целом. Главное, что за все время независимости республики у нас не было допущено террористических актов.
Для улучшения координации деятельности государств-членов ШОС в противодействии терроризму казахстанская сторона принимает участие в работе над созданием единого перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, представляющих угрозу безопасности нашим странам, и лиц к ним причастных. Не менее актуальный аспект – активизация обмена информацией, в том числе оперативного характера. Рассматривается вопрос расширения контактов с Контртеррористическим комитетом Совета безопасности ООН, другими международными антитеррористическими организациями. Для реализации положений подписанной на саммите глав государств – членов ШОС в июле 2005 года в Астане Концепции сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом разрабатывается проект программы на 2007-2009 годы. В перспективе Казахстан готов присоединиться к ряду соглашений РАТС ШОС, в частности, о проведении совместных антитеррористических мероприятий. В части, касающейся борьбы с терроризмом, предусматривается реализация плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности на 2006-2010 годы, подписанного главами государств-участников ОДКБ.
- Преступные вылазки "незримых мстителей" ущемляют интересы многих государств, при этом неизбежен конфликт национальных юрисдикций, насколько согласованы уголовно-процессуальные действия государств-участников специальных соглашений?
- Речь идет о террористах, романтизировать их образ не будем. Один из основополагающих принципов международного сотрудничества, составляющих костяк соответствующих резолюций ООН, решений других международных органов, а также ряда региональных и двусторонних соглашений – всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях. Данный принцип без каких-либо изъятий закреплен практически во всех действующих в этой области универсальных соглашениях.
Важнейшее направление – активное содействие устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают скоординированные усилия государств по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной почвой террористических актов и других проявлений насилия.
Во всех действующих в этой области соглашениях закрепляется принцип универсальной юрисдикции, позволяющей обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от места его нахождения и совершения преступления.
Понимая, что борьба с международным терроризмом и экстремизмом требует взаимодействия государств на всех уровнях (глобальном, региональном и двустороннем), Казахстаном подписан ряд международных и межгосударственных договоров и соглашений. Наша страна стала участницей всех двенадцати международных универсальных конвенций ООН по борьбе с терроризмом. Следует отметить, что данными международными договорами устанавливается обязанность государств-участников оказывать друг другу помощь по уголовным расследованиям, уголовным преследованиям или процедурам выдачи террористов.
Налажено взаимодействие в области борьбы терроризмом и со странами СНГ. Десятого марта 2004 года вступил в силу Закон РК "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", подписанный 07.10.2002г. в Кишиневе, согласно которому осуществляется экстрадиция преступников.
Сотрудниками правоохранительных органов республики неоднократно задерживались иностранные граждане, разыскиваемые в Российской Федерации, Китае, Узбекистане, Таджикистане, других государств за причастность к террористической и экстремистской деятельности. На основе действующих договоренностей они были экстрадированы.
- Готов ли Казахстан к реализации инициатив международного сообщества в плане внедрения "противоотмывочных" технологий, направленных на перекрытие денежных потоков, предназначенных для финансирования терроризма?
- Складывающаяся на сегодня обстановка свидетельствует о том, что опасность распространения в республике экстремизма и терроризма реально сохраняется, в основном за счет влияния извне.
В центре внимания руководства страны находятся вопросы пресечения источников финансирования терроризма. Известно, что подготовки и проведение террористических акций требует существенных материальных затрат, при дефиците и отсутствии финансов террористы лишаются возможности реализовать свои замыслы. Активно включившись в антитеррористическую борьбу, Казахстан в октябре 2002 года присоединился к международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. В ее рамках специальными и правоохранительными органами республики осуществляется выявление на территории страны банковских счетов лиц, причастных к террористической деятельности, а также организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем этих лиц.
На рассмотрении Парламента находится проект закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма". Предусматривается создание специального уполномоченного органа, в компетенцию которого будет входить организация работы на данном направлении. Кстати, законопроект прошел множество экспертиз, как на национальном уровне, так и со стороны зарубежных международных организаций. Полагаю, проводимая работа послужит созданию эффективной системы противодействия финансированию терроризма и его проявлениям. |