"НП", 16 февраля
Серия публикаций, вскрывающих недостатки казахстанской армии, вызвала резонанс не только у читателей, но и в среде кадровых военных. На редакцию обрушился шквал информации, которая вызвала еще больше вопросов, совокупность которых убеждает, что в армии действительно что-то не в порядке и она нуждается в реформировании и пересмотре старых, изживших себя подходов. В №4 от 2 февраля 2007 года мы задали новому министру обороны Даниалу Ахметову несколько вопросов, в частности, о состоянии дел в военной авиации. Сегодня мы публикуем ответы, которые получены из высшего военного ведомства страны
1. Соответствует ли действительности имеющаяся информация, что прежнее руководство Минобороны представило справку в Совбез о том, что исправность боевой авиации составляет 24 процента, армейской авиации - 8 процентов, тогда как на самом деле реальная исправность боевой авиации -13 процентов, а армейской авиации - 3 процента? Данная информация не соответствует действительности. В настоящее время исправность авиационной техники находится на достаточном уровне для адекватного реагирования на возможные угрозы. В дальнейшем в соответствии с Государственной программой модернизации, ремонта и утилизации вооружения и военной техники Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан и развития предприятий, выпускающих продукцию военного назначения до 2015 года, штатная авиационная техника будет в плановом порядке подвергаться капитальному ремонту и модернизации, что существенно увеличит количественные и качественные показатели ее исправности.
2. Почему расследование авиационных происшествий в ВС (катастрофы самолетов и вертолетов с гибелью летчиков, пассажиров) в нарушение ст.65 Закона "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации РК" осуществляют ведомственные военные комиссии, а не государственная республиканская комиссия с привлечением независимых авиационных экспертов? Не влечет ли это сокрытие истинных причин аварий и не уводит ли от ответственности высших должностных лиц армии? - Расследование авиационных происшествий в авиации СВО ВС РК проводится согласно Правилам расследования авиационных происшествий и инцидентов в авиации Вооруженных cил РК (ПРАПИ-2000), введенным приказом министра обороны РК от 2.02.2000 года №24. При этом для более качественного проведения расследования привлекаются специалисты различных организаций и ведомств как Республики Казахстан, так и зарубежных государств. Акты расследования летных происшествий государственной авиации не утверждаются без заключения специалистов заводов-производителей, научно-исследовательских институтов, специализирующихся на проведении летных и технических экспертиз. Таким образом, речи о сокрытии сведений об авиационных инцидентах и происшествиях и быть не может. Для более полной реализации требований вышеназванного закона о проведении расследований летных происшествий необходимо создание центрального органа в государстве, осуществляющего контроль, организацию и надзор за безопасностью полетов гражданской и государственной авиации Республики Казахстан.
3. В течение трех лет (2000-2003 гг.) через РГП "Казспецэкспорт" были проданы 35 вертолетов Ми-8МТ. При этом почему-то с молотка продали более новые машины (1985-1986 гг. выпуска), а себе мы оставили более старые (1982-1983 гг. выпуска). Была ли реализация указанных вертолетов одобрена нормативным решением правительства РК? - Реализованные вертолеты 1985-1986 гг. выпуска - это машины, полностью выработавшие свой летный ресурс по планеру, имели предельный износ агрегатов и механизмов. По данным РГП "Казспецэкспорт", авиационная техника (вертолеты Ми-8МТ 4-й и 5-й категорий в количестве 16 единиц) была реализована на открытом инвестиционном тендере согласно Постановлениям правительства РК от 11.06.2001 г. №799, от 09.11.2001 г. №1425 и приказу начальника Генерального штаба ВС РК от 21.06.2001 г. №211. Основанием для реализации вертолетов Ми-8МТ 4-й, 5-й категорий в количестве 19 единиц послужили приказы МО РК от 30.12.2002 г. №498 и от 30.01.2003 г. №30. В соответствии с п. 2 Постановления правительства №942 от 26.06.2000 г. решение о приватизации объекта принимается правительством РК или государственным органом, уполномоченным на принятие такого решения. Согласно Постановлению правительства РК от 07.08.2001 г.№1039 уполномоченным органом, наделенным правом распоряжения оружием, военной техникой и иным военным имуществом, не используемых а Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РК, определено Министерство обороны РК. В соответствии с п. 59 Постановления правительства РК от 30.09.2003 г. №1006 перечни военного имущества, подлежащего реализации, составляются на основании представлений подразделений Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, рассматриваются на заседании Военно-технической комиссии и утверждаются руководителем уполномоченного органа. На основании вышеизложенного, Министерство обороны РК считает проведенные в 2002-2003 гг. процедуры реализации 35 единиц авиационной техники (вертолеты Ми-8МТ) нормативно-обоснованными и не противоречащими действовавшему законодательству.
Заместитель министра генерал-майор Б.Джанасаев |